Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жилое пространство в творчестве Ле Корбюзье



Ле Корбюзье (1887-1965) — один из наиболее значимых архитекторов двадцатого века. Известен как создатель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.

Начало архитектурной деятельности Ле Корбюзье совпадает с началом XX века. Зодчие-новаторы стремились найти путь к новой архитектуре, учитывая потребности современного человека, назначение здания, материалы и методы строительства. Творческий путь архитектора прошел в поисках новой трактовки принципов тектоники, ритма, пропорций и других принципов архитектурной композиции. Свое первое здание он построил в 17 лет.

Проблема жилища находится в центре теоретической и практической деятельности Ле Корбюзье. Один из первых домов, построенных им в 1916 году в Швейцарской Юре, снаружи имел обычную форму. Но в нем уже был применен железобетонный каркас, который использовался во всех последующих сооружениях Ле Корбюзье. Характер каркаса менялся в зависимости от тех целей, которые ставил перед собой архитектор. Во всех домах, построенных Ле Корбюзье, зодчий решает одну и ту же проблему. Всегда он пытается раскрыть дом, создать новые возможности для связей между интерьером и экстерьером и внутри самого интерьера.

В начале 1920-х Ле Корбюзье окончательно сформулировал пять принципов единства архитектуры и конструкции, которые оформились под названием пуризма.

1. Колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища.

2. Функциональная независимость каркаса и стены не только в отношении наружных стен, но и внутренних членений.

3. Свободный план. Ле Корбюзье превратил железобетонный каркас из технического средства в фактор эстетического воздействия. Он пользовался перегородками, чтобы моделировать внутреннее пространство дома самым различным образом, используя криволинейные лестницы и изогнутые или плоские перегородки. Эти средства давали возможность гибко формировать внутреннее пространство и осуществлять взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространств, что было необычным и смелым. Такая трактовка здания в целом - совершенно свободное и индивидуализированное моделирование пространства в пределах каждого этажа - все это в сумме составляет то, что он подразумевал под термином «свободный план». К этому времени разница между свободной планировкой Райта и методом европейских архитекторов стала очевидной. Работа последних основана на новой пространственной концепции, выросшей из кубизма.

4. Свободный фасад как непосредственное следствие каркасной конструкции.

5. Сад на крыше. В творчестве Корбюзье плоская крыша является актом дополнительного пространственного раскрытия дома кверху. Плоскую крышу Ле Корбюзье применял уже в 20-х и 30-х годах для односемейных домов. В дальнейшем своем развитии планировка крыши была сильно изменена и привела к тончайшему моделированию, характерному для Жилой единицы в Марселе.

Все принципы Ле Корбюзье были воплощены в здании, ставшем классикой Современного Движения и установившем что-то вроде новой формы жилой архитектуры - вилле «Саввой» в Пуасси, которая была построена в 1928 -1930 годах.

Участок для виллы Савой был совершенно изолированный. Заказчик требовал такого расположения дома, чтобы раскрывался беспрепятственный вид на окрестности.

Дом представляет собой кубический объем, установленный на столбах. Это не сплошной массив; с юго-восточной и юго-западной сторон часть объема "вырезана" так, что, когда встает солнце, свет заливает все внутреннее пространство.

Входной холл расположен на северо-западной стороне, но, чтобы попасть в него с дороги, нужно обойти дом с южной стороны. Фактически дом не имеет главного фасада, переднего или заднего фронтона, поскольку он открыт со всех сторон. В двух стенах жилой комнаты окна горизонтальные раздвижные. Третья стена, выходящая на террасу, застеклена на две трети своей длины снизу доверху. Половина этой стеклянной перегородки отодвигается назад с помощью легкоуправляемого рычага - и тогда комната мгновенно изменяется, возникает непосредственная связь между интерьером и наружным миром. Однако окружающий ландшафт виден только отдельными участками, как бы в рамках.

Ле Корбюзье занимался проблемой устройства пандуса внутри дома. Если помещение достаточно велико, отказ от лестницы позволяет осуществить почти незаметный переход с одного этажа на другой. Пандус в вилле Савой состоит из двух секций. Одно крыло находится внутри, другое проходит вдоль внешней стены до сада на крыше. Кроме пандуса имеется винтовая лестница, которая идет от земли до крыши.

Невозможно охватить виллу Савой взглядом с одной точки; эта композиция осуществлена в буквальном соответствии с пространственно-временной концепцией.

В массиве здания сделаны вырезы во всех направлениях: сверху и снизу, внутри и снаружи. На поперечном сечении в любой точке видно, что наружное и внутреннее пространства образуют сложное сочетание, проникая друг в друга.

В период 1938-1952 гг. Ле Корбюзье переключается на разработку крупных проектов, имеющих важнейшее социально-художественное значение.

За время с 1947 по 1952 г. на окраине Марселя был построен дом «Жилая единица», в котором социальное воображение получило трехмерное выражение.

Проблема жилищного строительства принимает все более широкое значение, не ограничиваясь изолированной жилой ячейкой. Архитектор, так же как и градостроитель, должен стремиться к установлению активных связей между индивидуальной и общественной сферами жилища.

В «Жилой единице» под одной крышей поселено около 1600 человек, а также создано 23 различных типа для 337 квартир - от однокомнатной квартиры до квартиры «для семей с восемью детьми». По мнению архитектора именно концепция вертикального города-сада в наибольшей степени способствует объединению людей. С этой целью он специально выделил пространство в середине здания. Оперируя стандартно-заданными элементами, состоящими в данном случае из двух этажей, соединенных лестницей, зодчий создал архитектурно-пространственную композицию нового типа. Отдельные ячейки архитектор связал внутренними коммуникациями, которые он назвал «улицей». Существенную роль в создании новой архитектуры сыграло развитие современных технологий, в том числе железобетонных конструкций. Cвойства бетона Ле Корбюзье использовал и как строительный материал, и как средство архитектурной выразительности.

Этот проект - итог многолетнего теоретического труда архитектора и его единомышленников. Отталкиваясь от мельчайшей живой частицы (клетки), как основы живого организма, Ле Корбюзье ввел понятие «первичной жилой ячейки» ("жилой комнаты"), как основного элемента человеческого жилья. Оптимально жилище человека должно способствовать гармоничному развитию человека, его личной свободы и благоприятным возможностям для семейного общения. Чтобы это жилье было наиболее удобно и эффективно, необходимо чтобы оно максимально учитывало временное пространство и функции существования человека - его домашнюю деятельность и отдых, работу, спортивный и культурный досуг, перемещения и т.д. Это одно из важнейших теоретических положений при строительстве жилой единицы. Марсельский комплекс строился с учетом разработанной Ле Корбюзье системы модулор. Условия для индивидуальной свободы человека архитектор обеспечил введением отдельного замкнутого пространства, т.е. жилой комнаты, для поддержания семейных уз - кухни-столовой и т.д. В марсельской "жилой единице" им были учтены интересы различных возрастных групп. Для малышей были предусмотрены ясли, для старших детей – клуб. Сократив время на перемещение человека и ведение им домашнего хозяйства, архитектор расширил его временное пространство. Кроме того, разместив сферу бытовых услуг, досуговый и спортивный центры непосредственно в здании, архитектор в какой-то степени отделил пешехода от автомобиля, одновременно избавив его от шума, загазованного воздуха и опасности, исходящей от автомобиля на дороге.

Прежде здания имели произвольную форму, поэтому организовать производство их составных элементов было практически невозможно. Строительство «жилой единицы» в Марселе наглядно показало, что промышленное изготовление сборных деталей дома и монтаж из них жилого комплекса на месте позволяет весьма существенно ускорить строительство, повысить его качество и снизить стоимость. Это было особенно важно для решения жилищного кризиса во Франции после войны, впрочем, в других странах тоже. Более того, с введением новых принципов строительства жилья, радикально изменились его планировка, объемы и художественное воплощение, т.е. появилась новая архитектура, утвердившаяся впоследствии во всем мире.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1837 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...