Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Причины и условия возвышения Москвы



Москва на заре своего существования была обычным средневе­ковым городом. Расположенный в устье Москвы-реки, он делил­ся на две части: «детинец» и «посад». Детинец, получивший в XII-XIV вв. название Кремль, был защищен рвом, который про­ходил поблизости от современного здания Большого Кремлевско-го Дворца, и занимал площадь около одного гектара. Посад являлся


местом поселения основной массы жителей. Здесь же располагал­ся «торг» - торговая площадь, на которой по древнерусскому обы­чаю была выстроена церковь Параскевны-Латницы - покровитель­ницы торговли. Посад, имевший также и оборонное значение, постоянно укреплялся и расширялся. К XVI в. он приобрел округ­лую форму, хорошо известную по древним планам Москвы. Его укрепления, появившись как продолжение Кремля, развились потом в особое кольцо обороны, стали внешними укреплениями всего города. Территория, отходившая от посада к Кремлю, засе­лялась и застраивалась заново по тому же типу, что и Кремль. В свою очередь соседние села, включаясь в посад, становились го­родскими кварталами (Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов).

Зимой 1237-1238 г. Москва, как и многие другие русские го­рода, была разорена монголо-татарами. Вместе с тем Москва ока­зала серьезное сопротивление, и брать ее укрепления было труд­но. В восстановленном вскоре городе основой укреплений оставался старый, сооруженный почти за 100 лет до того вал. К концу XIII в. относится появление в Кремле первой каменной церкви, что оз­начало серьезный рост политического престижа столицы моло­дого княжества. К тому времени крепость Москвы увеличилась в несколько раз, заняв прилегающие районы посада. Однако и сам московский посад значительно вырос: в XII-XIII вв. он занимал уже всю территорию современного Кремля и весь москворецкий подол Китай-Города, за исключением его восточной оконечности.

М.М. Шумилов и СП. Рябикин, выясняя причины и условия возвышения Москвы (впервые ставшей стольным городом особого княжества в конце 40-х годов XIII в., а до этого принадлежавшей владимирским князьям), проанализировали всю совокупность факторов и обстоятельств, превративших ее в столицу великорус­ского государства.

1. Серединное географическое положение Москвы (город нахо­дился на перекрестке трех важнейших дорог). С северо-запада от Литвы она была прикрыта Тверским княжеством; с востока и юго-востока от Золотой Орды - другими русскими землями, что спо­собствовало притоку сюда жителей и постоянному возрастанию плотности населения. Пересечение торговых путей способствова­ло превращению Москвы в крупный центр экономических связей между русскими землями.

2. Генеалогическое положение московских князей во многом предопределило особенности их мировоззрения и политического поведения. «Как город новый и окраинный, Москва досталась одной из младших линий Всеволодова (Большое гнездо) племени. Поэтому московский князь не мог питать надежды дожить до стар­шинства и занять старший (владимирский) великокняжеский стол.

Чувствуя себя бесправным среди родичей и не имея опоры в обы­чаях и преданиях старины, он должен был обеспечивать свое по­ложение иными средствами, независимо от очереди старшинства. Благодаря тому московские князья рано выработали своеобразную политику, состоявшую в умении пользоваться условиями текущей минуты» (В.О. Ключевский).

3. Первые московские князья (в отличие, например, от тверских), будучи ловкими и гибкими политиками, «вовсе не думали о борь­бе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать день­гами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики» (В.О. Ключевский). Умело интригуя в Орде, они приобретали у хана ярлык на великое княжение и пре­дотвращали карательные экспедиции захватчиков; «покупкой, зах­ватом - непосредственным или с помощью Орды - вынужденным отказом удельных князей от своих прав, колонизацией пустых про­странств» (С.Г. Пушкарёв) расширяли свои владения; податными и другими льготами, дополнительными расходами удерживали ста­рое и привлекали новое население, выкупали пленных.

4. Московские князья, как правило, являлись долгожителями. В отличие от соседей они почти не знали внутрисемейных распрей и усобиц. Начиная с Ивана Калиты, «в продолжение ста лет...ве­ликим князем становился обыкновенно старший сын предшество­вавшего великого князя. Неоспариваемый переход великокняжес­кой власти от отца к сыну, повторявшийся в продолжение несколь­ких поколений, стал обычаем, на который общество начало смот­реть, как на правильный порядок, забывая о прежнем порядке преемства по старшинству» (В.О. Ключевский).

5. Первые успехи московских князей получили поддержку со стороны православного духовенства. В 1299 г. митрополит Мак­сим переехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Его преемник митрополит Петр подолгу жил в Москве и умер там в 1326 году. Преемник же последнего, Феогност, окончательно поселился в этом городе. «Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей государственной. Богатые мате­риальные средства, которыми располагала тогда русская церковь, стали стекаться в Москву, содействуя ее обогащению. Еще важ­нее было нравственное впечатление, произведенное этим переме­щением митрополичьей кафедры на население Северной Руси. Это население с большим доверием стало относиться к московскому князю, предполагая, что все его действия совершаются по благо­словению старшего святителя русской церкви... сочувствие цер­ковного общества, может быть, всего более помогло московско­му князю укрепить за собою национальное значение в Северной Руси» (В.О. Ключевский).

6. После того как московские князья стали великими, в Моск­ву потянулись бояре и вольные слуги не только из соседних кня­жеств, но также из Киевской, Волынской и Черниговской облас­тей. Поступая на московскую службу, сулившую больше выгод и почета, чем служба другим князьям, они усиливали собой рать московскую. «Быть слугою и боярином великого князя было луч­ше, чем служить в простом уделе; поэтому слуги московских кня­зей старались, чтобы великое княжение всегда принадлежало Москве. Бояре московские были верными слугами своих князей даже тогда, когда сами князья были слабы или недееспособны» (С.Ф. Платонов).

В Москве Боярская дума начала раньше, чем в других городах, выступать из сферы дворцового управления, а бояре московские -превращаться из дворцовых приказчиков в государственных совет­ников. Удельные князья в XIV-XV вв. обычно управляли посред­ством случайных лиц, слабо связанных с ними и между собой. В противоположность этому «московский князь еще прежде, чем стал во главе объединенной северо-восточной Руси, правил уже по­средством довольно плотного класса. Это был факт новый, может быть, первый, которым обозначился выход верхневолжской Руси из состояния удельного дробления» (В.О. Ключевский).

А.А. Зимин придавал московскому боярству, сплоченному в военно-служилую корпорацию, решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы.

7. Могущество Москвы было укреплено постройкой в 1367 г. бе­локаменного Кремля, который ни разу не был взят военным штур­мом. Для применявшихся в XIV-XV вв. средств нападения он представлял собой неприступную крепость.

8. С точки зрения пассионарной теории Л.Н. Гумилева, при­чина возвышения Москвы заключалась в том, что «именно Мос­ковское княжество привлекло множество пассионарных (обла­дающих повышенной тягой к действию) людей: татар, литовцев, русичей, половцев - всех, кто хотел иметь и уверенность в зав­трашнем дне, и общественное положение, сообразное своим зас­лугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, при­меняясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой».

По мнению Л.Н. Гумилева, уже «при Иване Калите получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства - принцип этнической терпимости. В отличие от Лит­вы, где предпочтение отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота Узбека (1312 г.) стали преобладать мусуль­мане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключи­тельно по деловым качествам... Силой, связующей всех «новоходников», в Москве стала православная вера. Ведь обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение».





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1134 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...