Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Языкознание, как и любая наука, имеет свой объект изучения. Объектом изучения в языкознании является я з ы к (или языки).
Термин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определённый класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический, или «идиоэтнический», язык – некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве. Язык в первом значении – это абстрактное представление о едином человеческом языке, средоточии универсальных свойств всех конкретных языков. Конкретные языки – это многочисленные реализации свойств языка вообще.
Язык – явление очень сложное, и определение его представляется делом непростым. В отечественном языкознании в советское время получило распространение ленинское определение языка: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения» Ленинское определение языка дано с точки зрения назначения языка, выполняемой им основной функции. Совершенно очевидно, что при определении языка необходимо учитывать как выполняемую им функцию (или функции), так и конкретные материальные средства, с помощью которых эта функция осуществляется. Следовательно, в самом общем виде язык можно определить как своеобразную систему знаков (знаков особого рода), служащих основным, важнейшим средством общения людей.
Рассмотрев вопрос о понятии языка как своеобразной системы знаков, служащих средством общения людей, можно попытаться ответить на вопрос о том, какова природа языка, в чем его сущность. По этому вопросу есть разные мнения. Одни ученые считают язык общественным (социальным) явлением, другие относят его к явлениям биологическим, третьи – к психическим.
В современном отечественном языкознании широко распространено мнение, согласно которому язык является социальным явлением. Положение об общественной природе языка находит отражение в определении языка как важнейшего средства человеческого общения. При этом принимается во внимание, что нет и не может быть языка без человека, вне человеческого общества.
Язык с о ц и а л е н. Он выполняет разнообразные общественные функции с момента своего возникновения: «Язык так же древен, как и сознание; язык е с т ь практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».
Возникает, живет и развивается язык вместе с возникновением и развитием человеческого общества; он сохраняет общественный характер, обслуживает потребности общества на протяжении своего существования и развития. С исчезновением человеческого коллектива, народа, говорящего на том или ином языке, исчезает и данный язык. При наличии письменности на таком языке он сохраняется как язык неживой, или мертвый. В качестве примеров можно назвать такие мертвые языки, как старославянский, древнегреческий, латинский и др.
Будучи явлением общественным, язык коренным образом отличается от всех других общественных явлений, таких, как, например, наука, культура, производство. Принципиальное отличие языка от других общественных явлений заключается в его специфической функции — быть основным средством о б щ е н и я л ю д е й.
Необходимо также обратить внимание на отношение языка к разным социальным группировкам, к разным классам общества. Этот вопрос довольно долго дискутировался в советском языкознании. В течение некоторого времени было распространено мнение о классовой сущности языка. После дискуссии в печати было признано, что язык носит о б щ е н а р о д н ы й характер, т. е. является единым для всего народа — как по своей структуре, так и по выполняемым функциям [см.: Головин, 1966, с. 17].
Обобщая все изложенное выше по данному вопросу, можно согласиться с тем, что «речевая деятельность отдельного человека и коллектива людей (в том числе и народа) представляет собой явление, имеющее много сторон и измерений. Те измерения, которые касаются отношения языка и общества, языка и истории народа, языка и географии, отчасти языка и мышления, социологичны по своей природе. Те аспекты языкознания, которые измеряют соотношение языка и физиологии, языка и акустики... не являются социологичными. В этих аспектах языкознание выступает как естественная наука» [Пиотровский, с. 132]. Таким образом, язык — это и общественное и природное явление.
Существенно, что язык, обладая внутренней целостностью и единством, является полифункциональной системой. Среди его функцийважнейшими можно считать те, которые связаны с основными операциями над информацией (знаниями человека о действительности) – созданием, хранением и передачей информации.
Язык является основной общественно значимой (опосредованной мышлением) формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, т. е. формой хранения знаний о действительности (эпистемическая функция), а также средством получения нового знания о действительности (познавательная, или когнитивная, функция).
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1556 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!