Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфликт отцов и детей в драматургии Островского



В «Грозе» соединились и получили новую жизнь многие важнейшие мотивы творчества драматурга. Противопоставив «горячее сердце» — молодую, отважную и бескомпромиссную в своих требованиях героиню — «косности и онемелости» старшего поколения, писатель шел по пути, началом которого были его ранние очерки и на котором он и после «Грозы» находил новые, бесконечно богатые источники захватывающего, жгучего драматизма и «крупного» комизма. В качестве защитников двух основных принципов (принципа развития и принципа косности) Островский вывел героев разного склада характера. Нередко считают, что «рационализм», рассудочность Кабанихи противопоставлены стихийности, эмоциональности Катерины. Но рядом с рассудительной «охранительницей» Марфой Кабановой Островский поставил ее единомышленника — «безобразного» в своей эмоциональной неуемности Савела Дикого, а выраженную в эмоциональном порыве устремленность в неизведанное, жажду счастья Катерины «дополнил» жаждой познания, мудрым рационализмом Кулигина.

В "Грозе" Островский сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. "Темное царство" дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается "светлый луч". Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В пьесе Островского начала 70-х гг. «Лес» уже и купец старшего поколения будет упорно стоять на позициях формальной чести, прекрасно совмещая претензии на неограниченную патриархальную власть над домашними с представлением о законах и правилах торговли как основе поведения, т. е. о «чести фирмы»: «Коли я свои документы оправдываю — вот моя и честь <...> я не человек, я — правило», — говорит о себе купец Восмибратов (6,

507

53). Сталкивая наивно бесчестного Большова и формально честного Подхалюзина, Островский не подсказывал зрителю этического решения, но ставил перед ним вопрос о нравственном состоянии современного общества. Он показывал обреченность старых форм жизни и опасность того нового, что стихийно вырастает из этих старых форм. Выраженная через семейный конфликт социальная коллизия в его пьесе по существу носила исторический характер, а дидактический аспект его произведения был сложен и неоднозначен.

45. Своеобразие конфликта в драме Островского «Гроза»

Кулигин – если бы пьеса была классицистической, он был бы резонёром, авторским рупором, самым разумным героем.

Вместо бывшего «резонёра» Острвоский ставит полубезумца, пророка, предвещающего новые Содом и Гоморру. Он живописует «жестокие нравы» в стилистике апокрифа, исследователи не раз отмечали, что неясно по синтаксическим конструкциям – это взяточники-чиновники или сами бесы «руками плещут», «водят», «волочат».


Великая драма – это всегда мистерия, разворачивающаяся и на небе, и на земле.

О разного рода небесных знамениях упоминается чуть не на каждой странице. И Кулигин с кометой и северным сиянием, и Феклуша.

Авторская ирония: Феклуша уверяет, что «время-то в умаление стало приходить», а Кулигин хочет строить громоотводы и солнечные часы. Это две крайности: вера в нелепость <=> вера в спасение мира научными теориями.

«Тема рока»: голос из толпы – «коли кому на роду написано, так никуда не уйдёшь».

Вывод: Кабаниха – «Надо жить-то так, чтобы всегда быть готово ко всему».

Катерина ещё до Бориса боится, что смерть застанет, «как ты есть, со всеми твоими грехами»

Тема социального и семейного деспотизма локализация в «земном» слое пьесы. Хотя явной оппозиции нет: Катерина не является семейным тираноборцем.

Добролюбов использовал библейское выражение «тёмное царство» и это как раз тот сакральны уровень, на котором должно рассматривать пиесу.

«Мистериальная» подсветка пьесы:

1) Космически-пейзажный фон

2) Система мифологических текстовых сигналов

3) Система персонажей

Сюжет об искушении Катерины – возвышенно-трагическая судьба <=> грубый юмор Дикого, нелепые россказни Феклуши.

Глупые мысли жителей о геене огенной, пререкания Дикого с Кулигиным по поводу громоотвода, сцены, в которых Кулигин обсуждает с Борисом нравы Калинова – интермедии, вставные бытовые эпизоды, всего лишь фон к мистерии.

Дикой, Феклуша, Глаша, Шапкин, Кудряш, Кулигин в конфликте не участвуют.

Главная тема: предстояние человека перед Богом.

Главный конфликт: в душе Катерины - измена мужу, с точки зрения православной Катерины – почти отказ от Бога, святотатство, разрушение малой домашней церкви – христианской семьи.

«Уж душу-то свою я уже погубила».

В «Грозе» большую роль играет мифологема птицы как символа души. «Отчего люди не летают как птицы» - это, оказывается, о метафизической тоске по миру горнему.

*Во сне Катерина видит голубя-соблазнителя: извращение христианской символики. Это наказуемо, и закономерно будто бы заканчивается уходом по реке в «нижний мир».

На стене в развалинах нарисована геена огненная. Мифологема огня прослеживается и далее: герои «Грозы» страдают труднообъяснимой пироманией, то и дело говорят о пожарах, ключ «жжёт» Катерину.

Надежда на Спасение: смерть Катерины наступает не от воды, а от удара о якорь, символ надежды и Богородицы.

Бредятина, имхо: прочие персонажи – два античных полухора, две половины души Катерины.

1. «Самодуры» - не боятся божественного гнева. Своевольцы. Главный – Дикой, далее Варвара, Кудряш, Кулигин, предлагающий спасаться от гнева Бога с помощью громоотвода. «С самодурами у Катерины много общего, ведь и она хочет гулять на воле, уплыть за Волгу и летать как птица».:)

2. «Домостроевцы», приверженцы старины. Главная – Кабаниха. Она «пилит» родных не по злобе, а чтобы конец света не наступил (всенепременнейше наступит, если домочадцы отойдут от древнего миропорядка). Катерину живой в землю хочет закопать тоже не по злобе, а по порядку. Далее – Феклуша, Глаша, калиновцы, Борис.

По дефиниции Добролюбова Катерина не луч, а полумрак, она половинчата.

В Грозе действие вспыхивает, как взрыв, возникший между двумя разными человеческими натурами. Особенно сильно в Грозе выражена проблема национальных культурных традиций. Не признавая допустимости изменений, развития и даже разнообразия явлений действительности, Кабаниха нетерпима и догматична. Она узаконивает привычные формы жизни как вечную норму и считает своим высшим правом карать преступивших в большом или малом законы быта. Являясь убеждённой сторонницей неизменности всего уклада жизни, вечности общественной и семейной иерархии и ритуальности поведения каждого человека, занимающего своё место в этой иерархии, Кабаниха не признаёт правомерности индивидуальных различий людей и разнообразия жизни народов. Всё, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова, Кабаниха считает неверным. Центр вселенной – благочестивый город Калинов, центр этого города – дом Кабановых. Всякое изменение представляется Кабанихе началом греха. Она поборница замкнутой, исключающей общение жизни. Она читает бесконечные наставления Тихону, к-ый уезжает и заставляет требовать от жены, чтоб она в окна не смотрела. Утратив непременный атрибут жизни – способность вилоезменяться, все обычаи и ритуалы, утверждаемые Кабановой, превратились в вечную, неживую, бессодержательную форму. Катерина же неспособна воспринимать обряд вне содержания. Религия, родственные отношения, даже прогулка по берегу Волги – для Катерины полно смысла. Из религии она извлекла обострённое чувство нравственной ответственности, но форма церковности ей безразлична. Она молится в саду среди цветов, а в церкви она видит не священника и прихожан, а ангелов в луче света, падающем из купола. Из искусства, древних книг, иконописи она усвоила образ, виденные ею на миниатюрах и иконах. Катерина несёт в себе творческое, вечно живое начало, порождённое непреодолимыми потребностями времени, она наследует творческий дух той древней культуры, к-ую стремится превратить в бессодержательную форму кабаниха. Катерину на протяжении всего действия сопровождает мотив полёта, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снятся сны о полёте, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя мчащейся на тройке. И к Тихону, и к Борису она обращается с просьбой взять с собой цели. «Гроза» была совершенно новым явлением в русской драматургии, невиданной до того народной драмой, привлекшей к себе внимание общества, выразившей современное его состояние. *Дикой - законченный тип купца- самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 2018 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...