![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Некрасов чуток к изменениям в нар.среде. в его стихах крест.жизнь изображается по-новому.
В нар.песнях речь идет об «удалом ямщике» / о «добром молодце» / о «красной девице». Все, что с ними случается приложимо на всех людей. Некрасова интересует другое – как нар.радости и невзгоды проявляютяс в судьбе именно того, единств.героя. его привлекает личность крестьянина.
Никто до Некрасова не сходился так близко с мужиком => драматизм поэзии. Приближение поэта к народу разрушало многие иллюзии, кот-ми жили его совр-ки.
Чернышевкий и Добролюбов укрепляли свою веру в крест.рев-цию, идеализируя общинный уклад жизни. Толстой и Достоевский верили в патриархально-христ.начала нар.нравств-ти.
Для Некрасова народ – почва и основа соц.существования. но поэт открывал в народе такое, что заставляло мучиться и страдать.
Новаторство и в сатирических стихах – поэт старается ближе подойти к обличаемому гер., проникнуться его взглядами на жизнь. В ст-ии «Нрав.ч-к» гер.сам о себе говорит. Герои сами себя разоблачают.
Дух.сила ч-ка ~ его связь с народом.
Любовная лирика. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел и ее прозу. Рядом с любящим гер. Появляется независимая героиня => дух.близость сменяется ссорой, часто непонимание <= разное воспитание, понимание жизни героями.
Пытался совместить в себе поэта и гражданина, но безуспешно: «Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть бойцом»
Полемика с Пушкиным:
«Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт На борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт…»
«Поэт и гражданин» - полемика с «Арионом»
«Родина» - типа «Деревня», про детство, няню – радуется, что этот оплот тиранства мелокого пал,
и «Элегия» тоже на «Деревню» ориентирована – про то, что вечна тема страданий народа.
«Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих!» - у него неточная, ассонансная рифма, много белого тиха, отказ от гладкости и музыкальности, усложнённый синтаксис.
У Некрасова это обязательное условие художественности.
Он мучает читателя своими стихами во всех смыслах этого слова.
«Еду ли ночью по улице тёмной…» - ассонанс на «у» - уныние
«Праздник жизни – молодости годы…» - труднопроизносимое скопление согласных, специально!
Общая «приглушённость» тональности лирики, много глухих гласных.
Принципиальная установка на «голос улицы»: «Некрасов некрасив» (Эйхенбаум). Урбанистическая поэзия – о городе всегда дисгармонично.
Деревенская поэзия – подчёркивается тишина, безмолвие и безответность: причём эта физическая характеристика чаще употребляется символически («В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война, А там, во глубине России, - Там вековая тишина…»)
Черты лирики:
1) большой драматический элемент: ситуация разыгрывается в лицах
2) эпические тенденции
3) Субъект, лирический герой – часто совершенно чужой чувак, которого Некрасов троллит.
4) Панаевский цикл – НОВАТОРСКИЙ, чёрт его дери. Ибо лирический герой женскаго полу – впервые кто-то догадался, что у женщины тоже есть чувства.
У героини любовной лирики Некрасова всё сложно и противоречиво.
* Женские образы Некрасова вообще весьма своеборазны:
- культ матери, соединённый с мотивом сада (как потерянного рая)
- типа смуглой «чернобровой дикарки» - «Тройка», «чернобровой» дворянской дочери, сажающей яблоньку («Огородник»), «мятежной» героини «панаевского цикла».
Часто – с контрастной красной лентой.
Противопоставление кроткой блондинки инфернальной брюнетке – мотив искушения, даже грехопадения.
49. Жанровое своеобразие «крестьянских» поэм Некрасова
Некрасов думал о создании поэмы о русс.народе, в кот-й м.отразить и все печальное состояние его жизни, и его способность восстать. Но поэма – не сумма сцен и образов. Нужен нар.пафос. Д.б. найден общий тон, на кот-й работали бы все эл-ты худ.системы.
Простор нар.мелодичности – в «Коробейниках» (1861). Невольно поется. Много зарисовок нар.быта, штрихов, типов. Особая ценность – начала нар.эпопеи. жанр поэмы у Некрасова обрел свое нар.сод-ние, нар.напевность, с обработкой фольклора. Поэма приобрела эпическое звучание.
Отныне в любой поэме Некрасова будет звучать эл-т эпопеи, не укладывающийся в фюжет простого пр-ия.
Поэма «Мороз, Красный нос» (1863) р-зывает о крест.доле, о том, как мать голодной семьи Даоья, потеряв мужа, погибает в лесу, когда одна едет по дрова. Сод-ние уложилось бы в простой физиологический очерк. Но неск.мест несут в себе начало эпопеи. Тут – воссоздание нар.жизни в обобщенном ореоле, с жизнеутверждающим пафосом.
Русс.женщина – символ народа.
Узоры нар.поэзии хдест – не просто украшения, они пом.создать монументальные картины.
Подлинной вершиной тв-ва Некрасова стала поэма «Кому на Руси…» (1863-67)
«Коробейники» - каждая часть названа цитатой из песни, странной былины, один раз – крестьянской шуткой, и повторяет эти жанровые характеристики.
«Мороз, Красный нос» - вообще в духе очерка, но есть фантастический элемент,
Про Железную дорогу (балладный эл-т), крестьянских детей (где мужичок с ноготок) и размышления у парадного - какие они странные, большие такие, не стихи, значит, а лирическая поэма.
«Несчастные» - про каторжников
«Русские женщины» (про Трубецкую и Волконскую) –
50. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как народная эпопея
Типа рыцарского романа о поисках Грааля или легенды о праведной земле. Тоже коллективный герой.
Сходство с мифологической эпопеей – «Илиада».
Хронотоп дороги: «Одиссея», «Аргонавтики» Аполлония Родосского, «Энеида» Вергилия, «Мертвые души» Гоголя, «Василий Тёркин» Твардовского.
В отличие от прочих, мужики отвергают в качестве места поиска ад, т.к. задача – найти счастливого. Позднее задумываются над тем, кто «всех грешней». Как выяснилось, крестьянин (слабомотивированное утверждение – легенда очень странная)
Однако в «Кому на Руси жить хорошо» мотив встречи важнее, чем поиск – как и в неканонических=лироэпических поэмах XIX-XX (Байрон, Пушкин, Лермонтов, Блок, Твардовский) Также судьба отдельной личности заслоняет общенародное событие.
В неканонической поэме перемещение персонажа через границу двух миров происходит прежде всего в его мировидении и миропонимании. Расширение кругозора.
* Эпический хронотоп: «В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…»
«Русь», а не «Россия» - топоним подчёркивает объединение эпического и исторического.
В «Прологе» - путники попадают в сказочно-мифологический лабиринтный лес = символ трудности поисков (Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»)
*Лес традиционно – место испытаний
Прохождение заколдованного леса сопровождается появлением способности понимать птичий язык – это архаический мотив, связанный с преодолением границы иного мира.
Птица – передатчица откровения. Снабжает скатертью-самобранкой, мотив бессмертия переадресовывается «армякам», «лапоткам» и «онученькам». Лес – «посвящение», испытание, укрепление на неустанное хождение, приобретение силы открывать души.
Более семидесяти пословиц и тридцати загадок. Причет в «Дёмушке».
Смесь эпизодов, псевдохаотичность – схоже с Ариосто.
«Пир на весь мир» - несёт в себе черты драмы и даже оперы.
Важна ориентация на жанр баллады: особенно в части «Крестьянка» - «Демушка», «Волчица», в «Пире на весь мир» - «Про холопа примерного – Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех».
Эпическая кризисная ситуация: не война, как в «Илиаде», не поиск новых земель для выживания, как в «Энеиде», а обрушение патриархального мира. «Распалась цепь великая».
Общепринято: поэма-эпопея.
Можно – неканоническая эпопея.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1714 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!