Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тип композиции романа Г. Гессе «Степной волк», образ Магического театра



«Степной волк» — самый автобиографичный из всех романов Гессе. Его центральный
персонаж, Гарри Галлер, наделен многими чертами автора. Оба они одного возраста, их мучают
примерно одни и те же болезни, одни и те же проблемы. Однако записки Галлера не просто
«патологические фантазии» одинокого невротика, а нечто значительно большее — документ
времени, история «болезни эпохи». Гессе анализирует ее симптомы, но этим не ограничивается. В
первую очередь его интересует все же не сама болезнь, но способы ее излечения.

Роман по своей структуре является своеобразной «книгой в книге». Повествование
начинается с предисловия издателя, который решил опубликовать записки, оставленные ему
главным героем и озаглавленные «Записки Гарри Галлера (только для сумасшедших)».

Этот прием не нов (Кот Мурр Гофмана), но в книге появляется и третья книга.

Гарри Галлер находится в тяжелом внутреннем кризисе. Во время блужданий по городу он
встречает человека, который дает ему небольшую книгу, «Трактат о Степном Волке». Трактат
повествует о «Гарри, по прозвищу Степной Волк», который, также как и протагонист романа,
разделяет свою личность на две части: человека высокой духовной морали и животного — волка.
При этом в книге указывается, что личность «Гарри» является в действительности гораздо более
сложной и многогранной, и раскрываются его суицидальные наклонности.

Позиция бесконечно уставшего от одиночества «степного волка» рассмотрена в романе с
четырех точек зрения. Во-первых, это «Предисловие издателя», написанное от имени племянника
хозяйки дома, типичного бюргера; во-вторых, это исповедь Гарри Галлера; в-третьих, это
вставной «Трактат о Степном волке», где судьба идущих путем Ницше и Будды (то есть тех, кто
разоблачает всякий самообман «я») описывается обобщенно; и, наконец, в-четвертых, это
«магический театр», сфера «Индии духа», в которой существуют носители бессмертных
ценностей, возвысившиеся над всякими ограничениями. Этот «клуб самоубийц» призывает
всякую сильную личность «убить» единичное «я», чтобы стать «всем», — «так расширить свою
душу, чтобы она снова могла объять вселенную». Соответственно неофиту Галлеру предложено
покинуть оболочку собственной личности и приобщиться к юмору богов, способных увидеть все
во всем. «Ваша личность это тюрьма, в которой вы заключены, — убеждает Галлера Пабло.
Оставьте ее в гардеробе, сбросьте старые очки Степного волка, через которые вы смотрите на
мир».

Отброшенная за ненадобностью ипостась «волка» оказывается лишь одной нз ступеней
воспитания, которую надо пройти ищущему мудрости «паломнику в Страну Востока» (уже в
«Трактате», книжечке, как бы подкинутой герою и искушающей его, высказывалась мысль, что
убеждение Галлера в двойственности своей натуры — грубейшее упрощение). Заглянув в театре в
особое зеркало, Гарри увидел на этом магическом экране не зверя и человека, а бесчисленное
множество гарри галлеров — и всех он узнавал, каждый из образов был им самим, и все они были
непохожи друг на друга. Гарри заново переживает мгновения любви в комнате под названием
«Все девушки твои», затем участвует в «охоте за автомобилями», наблюдает за чудесами
дрессировки степного волка, учится быть Протеем из бесчисленных осколков собственного
сознания собирать все новые и новые маски. В одной из комнат «театра» (эквивалент гётевской
Вальпургиевой ночи), то есть до бесконечности расширившегося лабиринта собственного
сознания, он обнаруживает Гермину, спящую в объятиях Пабло, и в припадке ревности убивает ее.
Появившийся Моцарт упрекает Галлера в том, что он «осквернил наш славный мир образов
пятнами действительности», учит видеть божественное за «радиомузыкой >кизни» и только эти
тайные позывные принимать всерьез; все остальное достойно осмеяния. Вскоре выясняется, что
классик Моцарт — он же и джазист Пабло. Лишь тогда Галлер понимает, что был разыгран, чтобы
пройти посвящение (оно требует хотя бы «клюквенной», маскарадной крови), а также уяснить
свойственную миру Эйнштейна относительность всех ценностей. «Когда-нибудь я сыграю в эту
игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться. Пабло ждал меня. Моцарт ждал меня».

Магический театр — приют для бессмертных, которые уже отказались от своей личности, они
живут в отрыве от мироздания, и ко всему равнодушны.

49. Образный ряд романа Гессе «Степной волк» (Гарри, Гермина,Пабло, «бессмертные»):

Гарри Геллер – интеллектуал в кризисе. Он пытается создать себе убежище для духа в искусстве. Это человек лет 50-ти, который снимал у тетки писателя мансарду в небольшом уютном городке, тихо и замкнуто прожил там около года и исчез, оставив племяннику хозяйки «Записки Гарри Геллера». В этих записках читатель и видит степного волка в разных измерениях – научном и фантастическом – и убеждается, что это записки невростеника и представляют собой «документ эпохи, ибо болезнь Гарри – не выверты какого-то одиночки, а болезнь самой эпохи, невроз того поколения. Этим неврозом охвачены не только слабые и неполноценные, но и сильные, одаренные люди».

Одинокий, вне социальных групп степной волк несчастен и делает несчастными других. Он развивает свою внутреннюю жизнь, ищет спасения в искусстве, даже дорогу к людям, но приходит лишь к «магическому театру» и верности бессмертным (Баху, Моцарту, Гёте). «Магический театр» - это путь, необходимый ему для освобождения его одичавшей души. Но магический театр возможен лишь в состоянии наркотического опьянения, на пути самоубийства.

В степном волке были две природы: человеческая и волчья; в одной душе сошлись два заклятых врага. «Гарри обнаруживал в себе человека», т.е. мир мыслей, чувств, культуры, укрощённой и утонченной природы, но рядом он обнаружил ещё и «волка», т.е. темный мир инстинктов, жестокости, неутонченной, грубой природы. В среде людей этого типа возникла мысль, что вся жизнь человеческая просто злая ошибка, неудачный эксперимент природы. Но в их же среде возникла и другая мысль, что человек не просто наделен разумом, а он – дитя Богов, способное к бессмертию.

Гермина – не только двойник героя, но и воплощение его бессознательного, а точнее – «образ его души». Страстно любит жизнь, умеет найти удовольствие в любых мелочах! Джаз, а не классическая музыка, здоровый сон и вкусная еда, а не аскеза. Она даже продает свою любовь за деньги. Но примечательно, что с Гарри Галлером у них только платонические чувства. Для него она – посланница «инобытия». Она борется за раскрепощение Гарри Галлера.

Пабло – наркоман и саксофонист. Он исполняет джаз, который есть только здесь и сейчас (потому что основан на импровизации!). В джазе главное – исполнитель, значит Пабло чувствует этот хаос мира и может его выразить! Именно Пабло показывает ГГ многогранность его личности и в конце становится бессмертным. Он открывает для ГГ мир мистического театра.

«Бессмертные» - Моцарт и Гёте! – находятся в отрыве от мироздания. Они в вечном эфире и в вечном холоде. Что угодно может вызвать у них смех, ко всему равнодушны. Бессмертные ликвидировали свою личность. Они и являются авторами трактата о степном волке, потому что кроме бессмертных никто не мог предложить такой выход.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 7688 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...