Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Объективного коррелята», критика романтического метода и мировосприятия, отношение к традиции



Томас Стернз Элиот (1888-1965) -англо-американский поэт и критик, признан
мэтром модернистской поэзии. Элиот утверждал морально-эстетические ценности в
условиях исполненного трагизма ХХ века, передал ощущения человека, пережившего
мировую войну и вступившего на опустошенную, бесплодную землю, в мир без Бога.
Главные проблемы творчества Элиота- трагизм существования и кризис духа,
порождаемые антигуманной цивилизацией, в прогресс которой он не верил. Ключевые
образы его поэзии- «бесплодная земля» и «полые люди». Он пишет об отчуждении
человека в вырождающемся мире. Прозревая возможность гибели европейской культуры,
Элиот ищет и находит опору в христианской религии, в вере, противопоставляя ее
отчаянию и бездуховности.

Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски.
Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное
влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом
духовных ценностей и самоопустошении, как следствие борьбы за выживание и погоней
за материальными ценностями

Эстетические взгляды Элиота складывались под воздействием неоклассицизма и
имажинизма. В эссе «Традиция и индивидуальный талант» Элиот развивает идею
непрерывности культурной традиции, ее присутствия в каждом новом истинно
художественном тексте. Принцип деперсонализации в поэзии- отказ от личного ради
всеобщего.

Элиот выделяет три особенно близкие ему поэтические традиции- метафизическую,
классицистскую и символистскую.
Он декларирует и развивает их в своем творчестве,
уходя от романтической традиции, что проявилось в обращении к объективному
корелляту. Элиот не был сторонником чистой поэзии. Он видел назначение поэзии в том,
чтобы давать наслаждение и действовать на жизнь. Общественная роль поэзии. У каждого
народа она должна быть своя.

Принцип объективного кореллята реализован уже в ранних стихах Элиота (1910-
1912): «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока», «Рапсодия ветреной ночи».
Эпиграф из Божественной комедии Данте, рождающий образ мира-тюрьмы, из которого
нет выхода,— ключ к стихотворению «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». Этот
мир-ад. Любовная тема омрачена страхом Пруфрока, ощущающим свою
несостоятельность. Его песнь не прозвучит никогда, он слышит насмешливую отповедь
дамы еще до его признания. Ирония в названии и в имени Дж. Лысеющий Дж. Подобен
жалкому насекомому, тело которого прикрепляют к стене для всеобщего обозрения. Боль
унижения. В его образе заключено обобщение: о муках, страданиях, обреченности, о боли
многих пишет поэт.

Атмосфера мрачной безысходности создана в стихотворении «Рапсодия ветреной
ночи».
В урбанистическую тему вплетен мотив безумия. Передано смятенное состояние
человека, блуждающего по ночным улицам. Фиксация времени; 12, полвторого, пол 3, пол
4, 4 часа. Элиот низводит рапсодию до уровня жесткой реальности. Создана картина
безумного безжизненного пространства, образ мира, где все искривлено и изломано.

По своим настроениям Бесплодной земле (1922) близка поэма «Полые люди» (1925).
Они связаны общностью темы смерти при жизни. Поэма завершается словами о конце
мира, повторенными троекратно.


Новый период в творчестве Элиота может быть датирован концом 20-х годов. Его
обращение к религии и переход в англиканскую церковь в 1927 году обозначили
изменения в интерпретации характерной для поэзии Элиота темы смерти при жизни на
опустошенной, бесплодной земле, в мире без Бога. Ощущение трагизма современной ему эпохи не покидает поэта, но тема безысходного отчаяния сменяется темой приобщения к
божественной воле и разуму. Поэма «Пепельная среда» и т.д.

Произведения Элиота непосредственно связаны с характерными явлениями
современности. В ряде его стихов сильны сатирические начала.


Поэтическое творчество Элиота неотделимо от его литературно-критической
деятельностью. Наиболее известные работы: Гамлет и его проблемы; Традиция и
индивидуальный талант; Данте; Музыка поэзии.
Элиотовская поэзия оказала очень
мощное и разностороннее влияние на литературу США 1920-30-х гг. Элиот был
элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему
авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она
была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые
он ставил и решал.


Элиот считал себя писателем Традиции, того начала в культуре, которое позволяет
претворить частные, глубоко личностные переживания в нечто более значительное и
отстраненное, в нечто универсальное и надличностное. Поэтому задачу своего
литературного поколения он видел в преодолении романтизма. Романтизм для него-
субъективность, не знающая контроля. Романтизм трактуется Элиотом предельно широко-
как восходящая к Ренессансу и французской революции идея ничем не скованной свободы
творчества. Отказываясь от всех форм авторитета и стремясь к оригинальности любой
ценой, романтический художник, в интерпретации Элиота, обречен на разлад между
чувством и мыслью. Противопоставление «я» и его бессознательных порывов косности
жизни приводит к подавлению поэзии личностью поэта, немоте.

Элиот полагал, что поэзия должна уйти от передачи непосредственного переживания.
Ее подлинная цель- интеллектуальное и эмоциональное единство компактного образа,
поставленного в зависимость от концентрации поэтического языка.


Установление равновесия между биографическим и художественным, чувством и
эмоцией Элиот в эссе Гамлет и его проблемы назвал объективным кореллятом:
единственный способ выразить чувство художественным образом- это найти ему
объективный кореллят; иначе говоря, ряд предметов, ситуация, цепочка событий должны
стать формулой конкретного чувства, переданной так, что стоит лишь дать ее внешние
приметы... как это чувство незамедлительно напомнит о себе. Кореллят Элиота явно
имеет сходство с принципом субъективности, предложенным французскими
символистами. Читатель вслед за поэтом должен пройти весь путь поэтического
творчества, чтобы фактически сравняться с автором и пережить с ним откровение. Поэт
передает свои эмоции не их непосредственным выражением, а опосредованно- через
художественный мир произведения, его общую атмосферу, его ритм, звучание, структуру.
Элиот ищет приему и художественные средства, которые смогут пробудить у читателя
адекватную творимой картине реакцию.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1142 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...