Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характеристика оснований прекращения уголовного дела и прекращения уголовного преследования



При рассмотрении темы данной главы кратко охарактеризуем основания для прекращения уголовного дела и уголовного пресле­дования при производстве предварительного следствия. Сущность и содержание данных оснований, на наш взгляд, следует определять исходя из классификации их на реабилитирующие и нереабилитирующие.

Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК) — что реабилитирующее основание — в следственной практике встречается довольно редко. Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования по данному основанию означает либо проведение недостаточно квалифицированной проверки до возбуждения уго­ловного дела, либо выявление во время расследования факта заве­домо ложного доноса.

Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК) также является реабилитирующим основанием и означает, что со­бытие имело место, однако за ею совершение лицо не может подлежать уголовной ответственности. Разновидностями его проявле­ния на практике могут быть следующие ситуации.

Деяние имело место, но оно малозначительное, не представляю­щее общественной опасности, т.е. не причинившее вреда и не соз­навшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государст­ву (ч. 2 ст. 14 УК). Примером может служить умышленное уничто­жение имущества, не представляющего какой-либо ценности.

Лицо, замышляющее противоправное деяние, добровольно от­казывается от доведения преступления до конца, при этом факти­чески совершенное деяние не содержит состава иного преступления (ст. 31 УК).

Имело место общественно полезное, а не опасное деяние: необ­ходимая оборона, крайняя необходимость или причинение вреда при «держании лица, совершившего преступление (ст. 37—39 УК).

Укрывательство преступлений небольшой и средней тяжести, за исключением случаев приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, уголовная ответственность за которые предусмотрена ст. 175 УК.

Согласно ст. 40, 42 УК не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате фи­зического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействиями), а равно лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение та­кого вреда должны нести люди, принуждавшие к совершению пре­ступления или отдавшие незаконный приказ (распоряжение).

В данной главе не рассматривается характеристика оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования ввиду отсутствия согласия указанного в законе органа (должностного ли­ца) на привлечение в качестве обвиняемого, поскольку следовате­лям органов внутренних дел не подследственны уголовные дела о преступлениях с участием отдельных категорий лиц, указанных в ст. 448 УПК РФ.

В случае установления в ходе расследования непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении данного лица подлежит прекращению. В данной ситуа­ции подлежит прекращению и уголовное дело, если расследование производилось по одному эпизоду.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования по указанным основаниям обязывает лицо, производящее расследова­ние, разъяснить подозреваемому, обвиняемому порядок восстанов ления его нарушенных прав и принять меры к возмещению вреда в порядке, предусмотренном ст. 133—139 УПК РФ (реабилитация).

Истечение срока давности — нереабилитирующее основание пре­кращения уголовного дела. Уголовное дело подлежит обязательному прекращению, если истекли сроки давности, закрепленные в ст. 78 УК РФ. Согласно указанной норме лицо освобождается от уголов­ной ответственности, если истекло:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

На стадии предварительного расследования названное основа­ние не подлежит применению, если за совершение инкриминируе­мого преступления возможно назначение наказания в виде смерт­ной казни или пожизненного лишения свободы. Более того, к ли­цам, совершившим преступления против мира и безопасности че­ловечества, предусмотренные ст. 353, 356, 357 и 358 УК, сроки дав­ности не применяются.

При вынесении постановления о прекращении дела по п. 3 ч.1 ст. 24 УПК следователь должен учитывать, что сроки давности ис­числяются со дня совершения преступления и до момента вступле­ния приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Течение сроков давности считается приостановленным в период уклонения лица, совершившего пре­ступление, от следствия или суда. Течение сроков давности в этом случае возобновляется с момента его задержания или явки с по­винной.

Смерть подозреваемого или обвиняемого во время производства расследования (п. 4 ч. 2 ст. 24 УПК РФ) также является нереабилитирующим основанием для прекращения уголовного дела. При этом необходимо учитывать, что причастность данных участников уго­ловного процесса к совершению преступления установлена. В слу­чае необходимости, по требованию родственников умершего, рас­следование может быть продолжено.

Если в ходе расследования будет установлено, что в его дейст­виях отсутствует состав преступления, то уголовное дело прекраща­ется в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием состава преступления в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом (ч. 2 ст. 24 УПК РФ). Однако

В данном случае лицо, в отношении которого производилось уголовное преследование, не имеет права на реабилитацию.

При расследовании по уголовному делу о преступлении не­большой или средней тяжести следователь на основании заявления потерпевшего или его законного представителя с согласия руково­дителя следственного органа вправе прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, если он примирился с потерпевшим и загладил причиненный ему вред. Основанием для принятия решения о прекращении уголовного дела в данном случае является письменное заявление потерпевшего или его законного представителя, свидетельствующее о примирении сторон.

Наименование этого основания прекращения уголовного дела может привести к путанице его с обстоятельствами, исключающими производство по уголовному делу, предусмотренными в п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК. Отличие п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК от ст. 25 УПК заключает­ся в том, что первая касается дел частного обвинения. Решение о возбуждении уголовного дела по этим составам преступлений при­нимается, как правило, по жалобе потерпевшего и подлежит пре­кращению в случае его примирения с обвиняемым (подсудимым). В то же время в случаях, предусмотренных в ст. 25 УПК, дела воз­буждаются на общих основаниях, а примирение потерпевшего и лица, совершившего преступление, не влечет автоматического при­нятия решения о прекращении уголовного дела.

Кроме того, для применения данного основания необходимо доказать не только факт примирения с потерпевшим, но и то, что обвиняемый загладил причиненный последнему вред. Как известно, прекращение дел частного обвинения не сопровождается обязанно­стью выполнить указанное условие.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ подлежит прекраще­нию уголовное преследование вследствие акта об амнистии. Со­гласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально неопреде­ленного круга лиц.

Применение акта амнистии возможно только в отношении обви­няемого или подозреваемого в совершении конкретного, указанного в акте об амнистии преступления. Практике известны случаи, когда са­мим актом об амнистии предусматривалась возможность прекращения уголовных дел, по которым лицо, совершившее преступление, право­охранительным органам неизвестно.

Если обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела по данному основанию, то производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Уголовной ответственности подлежат лица, которым до соверше­ния преступления исполнилось 16 лет, а за ряд преступлений, преду­смотренных в ч. 2 ст. 20 УК РФ, — с 14 лет.

По мнению законодателя, лица, достигшие 14-летнего возраста, осознают противоправность своих действий и подлежат уголовной ответственности за совершение отдельных видов тяжких и особо тяжких преступлений. Поэтому следователь в процессе расследова­ния обязан установить возраст лица, совершившего преступление.

Для определения возраста несовершеннолетнего в первую оче­редь исследуются его личные документы: свидетельство о рожде­нии, паспорт.

При отсутствии у несовершеннолетнего свидетельства о рожде­нии, паспорта или иных документов, подтверждающих его возраст, назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Производство данной экспертизы необходимо и для установления психического развития несовершеннолетнего.

Уголовное дело подлежит обязательному прекращению в соот­ветствии с ч. 3 ст. 27 УПК в отношении несовершеннолетнего, ко­торый хотя и достиг возраста уголовной ответственности, преду­смотренного ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психиче­ском развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Нсреабилитирующим основанием прекращения уголовного дела является и деятельное раскаяние (ст. 28 УПК РФ). Процессуальным основанием для принятия такого решения следователем является установление обстоятельств, предусмотренных ст. 75 УК РФ, сово­купность которых позволяет освободить лицо, совершившее пре­ступление, от уголовной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 75 УК РФ лицо, впервые совершившее пре­ступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожде­но от уголовной ответственности, если оно после совершения пре­ступления добровольно явилось с повинной, способствовало рас­крытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

В соответствии с ч. 2 ст. 75 УК РФ может быть освобождено от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление иной категории, при наличии условий, предусмотренных в ч. 1 той же статьи, в случаях, специально предусмотренных в особенной части уголовного законодательства. В частности, данные обстоятельства указаны в примечаниях к ст. 126, п. «а» ч. 2 ст. 127', 205, 205', 206, 208, 210, 222, 223, 228 УК РФ.

Обязательным условием прекращения уголовного дела в связи с капельным раскаянием на предварительном следствии является согласие руководителя следственного органа.

До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения и право возражать против прекращения уголовного преследования. Если это лицо возражает против прекращения в отношении него уголовного преследования по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 28 УПК РФ, производ­ство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Законом предусмотрен институт прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление не­большой или средней тяжести, если будет признано, что исправле­ние последнего может быть достигнуто путем применения принуди­тельных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК).

Процессуальным основанием принятия такого решения органом дознания, следователем, судом является установление обстоя­тельств, предусмотренных в ст. 61 УК РФ, это, в частности:

• совершение преступления впервые вследствие случайного стечения обстоятельств;

• совершение преступления в силу стечения тяжелых жизнен­ных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

• совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной или иной зависимости;

• совершение преступления при нарушении условий право­мерности необходимой обороны, задержания лица, совер­шившего преступление, крайней необходимости, обосно­ванного риска, исполнения приказа или распоряжения;

• противоправность или аморальность поведения потерпевше­го, явившегося поводом для преступления, и иные обстоя­тельства, совокупность которых позволяет освободить несо­вершеннолетнего, совершившего преступление, от уголов­ной ответственности и наказания.

Решение о прекращении уголовного преследования с примене­нием принудительной меры воспитательного воздействия принима­ется следователем с согласия руководителя следственного органа.

При установлении совершения запрещенного уголовным зако­ном деяния лицом в состоянии невменяемости в случаях, когда ха­рактер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда, следователь принимает решение о прекращении уголовного дела в соответствии с п. 1 ч. I ст. 439 УПК РФ.

Невменяемость лица, совершившего инкриминируемое деяние, а также его опасность для общества определяются в ходе проведе­ния судебно-психиатрической экспертизы. Если по заключению данной экспертизы в отношении подозреваемого или обвиняемого не рекомендованы принудительные меры медицинского характера, то в данном случае уголовное дело подлежит прекращению.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 2443 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...