Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рисуем цветочек с 4 лепестками. Центр – это диктум, лепестки – это модусы (метакатегории, актуализационные категории, квалификативные категории, социальные категории)



Метакатегория модуса – это язык второго порядка. Объектом метаязыка является содержание другого языка. Не самовыражение, а рефлексия. В составе модуса метааспект представляет собой комплекс авторский самооценок и автокомментариев собственной речевой деятельности на предмет ее соотнесения со стандартом речевого общения. Общее свойство метасмыслов состоит в том, что они принципиально невыражаемы, т.е. нормально их отсутствие. Но, если они появляются, то это уже сигнал какого-то особого случая. Они появляются тогда, когда говорящий подозревает наступление коммуникативной неудачи. Метасмыслы включают в себя несколько значений:

· Метасмысл говорения. Возникает в двух случаях: когда говорящему необходимо обозначить сам акт говорения (он сказал, что; он говорил). Когда автор высказывания не достигает коммуникативной цели, чтобы быть адекватно понятым, он вынужден ввести смысл говорения (замолчи, я тебе сказал; ну сколько раз тебе повторять).

· Метасмысл называния. Возникает в тех случаях, когда используемую номинацию автор осмысливает как нестандартную, необычную или не соответствующую действительности. Объект внимания – не само обозначаемое, а используемая словесная форма. Во-первых, в метафорическом или буквальном потреблении слова; во-вторых, когда оцениваются языковые достоинства предполагаемой номинации (так будет неудачно сказать, я скажу по-другому); в-третьих, когда оцениваются стилистические свойства, место в языковом коде (стандартное или нестандартное место); в-четвертых, степень соответствия сущности обозначаемого. Смысл номинации возникает тогда, когда у автора возникают сомнения по поводу его словесного выбора. (и, как у нас на Руси говорили, соболиные брови – модус «как у нас на Руси говорили»).

· Метасмысл цели и мотива. Этот смысл сводится к объяснению речевого действия, которое может быть мотивированно разнообразными обстоятельствами речи. Это ответ на вопрос: для чего, с какой целью, почему я это говорю. (Чтобы напомнить тебе, скажу; хочу более подробно остановиться на этом и т.д.)

Коммуникативное намерение подготавливает собеседника к восприятию высказывания в определенном жанре. (Хочу попросить тебя; хочу предупредить тебя; и т.д.) Эксплицированная коммуникативная цель подготавливает появление жанра, в котором будет выстраиваться высказывание.

Речевой жанр – это устойчивая, закрепленная бытом и обществом, форма речевого общения. Речевой жанр обычно всегда виден из условий общения и из содержания высказывания. О речевых жанрах сейчас много пишут. Существует наука, которая занимается жанрами – жанроведение (лингвистический аспект изучения жанра) – теория речевых жанров. Антропоцентрический подход – с точки зрения говорящего. Интерес к описанию жанра возник от того, что исследователи поняли: речевой жанр – это единственная, первичная форма существования языка.

Начало изучения речевых жанров восходит к работе М.М, Бахтина «Эстетика словесного творчества». Он говорил о том, что если бы речевых жанров не существовало, и мы не владели ими, то речевое общение было бы почти невозможно.

Каждая речевая сфера вырабатывает свой «репертуар» речевых жанров, язык же, в целом, располагает номенклатурой речевых жанров, которая еще ждет своего описания.

Т.Л. Шмелева выделяет 4 типа речевых жанров:

· Информативные – различные действия с информацией: получить, сохранить, передать и т.д. (сообщение, запрос, согласование, опровержение и т.д.)

· Императивные – побуждение кого-либо к выполнению каких-то действий (просьба, приказ, требование, запрет и т.д.)

· Ритуальные (этикетные) – соблюдение или выполнение ритуалов, принятых в данном социуме (приветствие, пожелание, прощание, благодарность и т.д.)

· Оценочные – похвала, упрек, выговор, обвинение и т.д.

В основу выделения этих жанров ложится коммуникативная цель высказывания. Мы выбираем жанр в зависимости от нашей коммуникативной цели. Для характеристики каждого жанра была составлена анкета речевого жанра.

· Коммуникативная цель – жанрообразующий признак (основной).

· Образ автора и адресата – говорящий отбирает те аспекты информации, которые собирается передать, но при этом есть предварительные условия – это то, что я знаю, не вступая в речевой акт (про автора и адресата). Строя речевое произведение, автор всегда учитывает образ адресата. Модусные замечания учитывают компетентность говорящего, черты характера, предполагаемые отношения между коммуникантами и т.д.

· Существенно соблюдение правил речевого поведения: а) правдивость; б) точность; в) скромность; г) не преувеличение; д) не нанесение ущерба адресату; е) нетривиальность; ж) сопряженность с опытом и ожиданиями адресата. При нарушении правила или при подозрении нарушения, вводится метасмысл, снимающий или сглаживающий это нарушение. (Едва ли, как известно, пожалуй это так, как принято говорить, и т.д.). основное место расположения правил – в метакатегориях и социальных категориях, но распространяются на все категории модуса.

· Коммуникативное прошлое и будущее жанра. Этот параметр предполагает характер вписаности в структуру речевого общения. Какие-то высказывания предполагают реакцию на них, тогда жанр этих высказываний имеет коммуникативное прошлое (например, жанр благодарности всегда реактивный, т.е. он имеет коммуникативное прошлое – благодарности предшествует какое-то событие; жанр комплимента предполагает реакцию на него и имеет коммуникативное будущее).

· Диктум жанра – объективное содержание высказывания и каждый жанр предъявляет свои требования к диктуму. Диктум одного жанра – простой, монопропозитивный, а другого – полипропозитивный. У каждого жанра свои сферы, отраженные в диктуме, свои типы речевых действий и т.д. Жанр воспоминания охватывает прошлое событие, жанр оценки реализуется в сфере человека (поведение, вкусы, внешность и т.д.)

· Языковое оформление – в каждом жанре есть ядерные способы лексико-грамматического оформления и периферийные.

Косвенные речевые жанры – жанры, маскирующиеся под другие. (Ой, что-то прохладно стало в аудитории – скрытый жанр просьбы, а не высказывания). Бахтин в своей работе выделяет такие понятия, как первичный речевой жанр и вторичный речевой жанр. Первичные – есть основа естественной коммуникации; вторичные – литературно обработанные субстраты. Есть версия, что вторичный жанр – это искусственно созданный.

Метааспект высказывания – это важная составляющая часть модусных категорий, он располагает обширным набором средств выражения, но проявляется в структуре высказывания нерегулярно, необязательно.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 909 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...