Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблемы хронологии и периодизации ИПО



История первобытного общества как научная дисциплина (предмет изучения, методы, место в научной систематике, значение, специфика и особенности первобытно-исторических реконструкций).

Предмет изучения первобытной истории – начальный этап существования человечества (т.е. тот этап, охватывающий весь огромный период времени – от появления на Земле человека до станолвения первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

В отечественном науковедении первобытная история рассматривается как один из разделов единой исторической науки. Но это её несколько специфический раздел. Первобытная история есть органический раздел истории, так какосновной критерий систематики областей знания – их классификация по предмету изучения, а не по познавательным особенностым особенностям науки.

Особенности и специфика первобытно-исторических реконструкций состоят в том, что они результат синтеза данных ряда других наук, и в первую очередь этнологии, археологии и палеоантропологии.

Значение первобытной истории велико: 1) Чтобы правильной разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, часто приходиться обращаться к их истокам (множество явлений человеческой жизни, в том числе современной жизни, возникло или стало возникать ещё в глубокой древности: жилище, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и.т.д). В это познавательное значение первобытной истории. 2) Первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение (поскольку в числе проблем, целиком или частично исследуемых на материалах первобытной истории, немало и таких, в решении которых десятилеями проходил, а подчас и теперь проходит граница между разными мировоззренческими позициями: вопрос о появлении человека на земле, происхождение человеческих рас и связанных с ними расистских идей, вопросы о частной собственности, общественном неравенстве и др). 3) Первобытная история имеет ещё и значительное практическое значение (многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании ещё совсем недавно наодились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учёта в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе первобытно-историческая не стоит от этого в стороне)

Проблемы хронологии и периодизации ИПО.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет – этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далёких предков большинство специалиство видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время один учёные считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5-1 млн.лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс.лет.

Не проще обстоит дело с периодизацией первобытной историй, точнее говоря, её периодизациями, так как параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизация первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различных в материале и технике изготовления орудий труда. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство учёных выделяет эпохи раннего(нижнего), среднего 100-45-40тыс. и позднего (верхнего-12-10тыс) палеолита. Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита-10-8тыс). Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит-8-5тыс). В конец его появляются первые орудия из меди, что даёт основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита. Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового, и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории. Для абсолютной датировки используются различные методы естественных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позволяют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и стадии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная) датировка на основе памятников древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами. Относительна датировка достигается путём сопоставления самих культурных слоёв или археологических типов друг с другом либо путём их сопоставления с изменениями в природной среде. Хотя археологическая периодизация всецело основано на технологическом критерии и не даёт полного представления о развитии производства в целом, её создание явилось крупным научным достижением. Она позволила судить о развитии орудий труда, а тем самым в известной мере и о развитии общественных отношений. В то же время археологическая периодизация обладает большим недостатком: Она не универсальна. Вначале, с развёртыванием археологических раскопок за пределами Европы, выяснилась невозможность увязки выделенных на различных континентах и территориях культур и фаз, т.е. региональных периодизаций.

Палеоантропологическая периодизация более ограничена по своим целям. Она основа на критерии биологических эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего (архантропа), древнего (палеоантропа) и ископаемого современного человека (неоантропа). Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований очень разнится у многих исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят ещё предчеловека, другие – уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить общей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведётся уже более столетия, главным образом по этнологическим и археологическим данным. Периодизация основана на критерии, на котором основано членение всего исторического процесса: различия в способе производства и в частности, в формах производственных отношений. Посредством этой периодизации был выстроен типологический ряд – праобщина (первобытное человеческое стадо), раннепервобытная и позднепервобытная; певробытная соседская (протокрестьянская община). Однако таксономия некоторых этапов остаётся спорной, из-за чего их количество у разных учёных неодинаково.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1678 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...