Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разработка проблем ИПО отечественными исследователями в XX в



Книга Петра Петровича Ефименко “Первобытное общество” имела теоретическую направленность на реконструкцию основных этапов развития первобытных человеческих коллективов. Использовались сопоставления этнологических описанных обществ с теми ли иными этапами ли стадиями в развитии первобытного общества. В его книге нагла последовательное воплощение широко распространённая в те годы в советской литературе теория стадиального развития первобытного общества. Стадии питекантропа соответствовала нижнепалеолитическая индустрия, шелль и ашель, стадии неандертальцев – среднепалеолитическая, поздний ашель и мустье, вместе с появлением человека современного типа появилась верхнепалеолитическая индустрия, возник родовой строй сначала в материнской, а затем в отцовской форме, возникло искусство. С переходом к неолиту возникло земледелие и скотоводство, была изобретена керамика. В книге подчёркивалось, что эта линия развития была единственной и всеобщей.

Концепция антрополога Якова Яковлевича Рогинского. Попытка философского осмысления процесса становления человеческого общества, в процессе которой было предложено рассматривать выделение человека из животного мира как скачок, перерыв постепенности, как образование нового качества на базе предшествующих количественных изменений. Другой скачок в соответствии с этой концепцией имел место при окончании процесса становления человека и общества,т.е при появлении человека современного вида. Иныии словами, в первом случае речь шла о становлении человеческой сущности в целом, в широком смысле слова, во втором – о становлении уже сложившейся человеческой сущности. И

Вопрос о времени появления и харктере локальных различий в материальной культуре, в разработку которого большой вклад внесли русские археологи Сергей Николаевич Замятин и Александр Александрович Формозов. По мнению Замятина, локальные различия в материальной культуре появляются лишь в верхнепалеолитическое время, и в это время можно выделить три громадные области в пределах первобытной ойкумены – предледниковую европейску, средиземноморско-африканскую и сибирско-китайскую. Формозов также аргументировал гипотезу, в соответствии с которой чёткие локальные различия проявились лишь в эпоху верхнего палеолита.

Исследование сортового богатства современных культурных растений и многообразия пород домашних животных, осуществлённое во многих странах, а у нас производившееся Николаем Ивановичем Вавиловым и коллективом его сотрудников и последователей, позволило вскрыть генетические корни культурной флоры ифауны и реконструировать в пределах каких конкретно территорий те или иные растения и животные были введены в культуру. А это, в свою очередь, привело к возможности восстановить, какой кабор видов использовался в хозяйстве тех или иных коллективов, как и в какой последовательности осуществлялись севоооборот.

Александр Михайлович Золотарёв. Обосновал негативный вывод в отношении существования промискуитета как отправной точки в развитии семейно-брачных отношений. Речь идёт о достаточно чётко выраженном у обезьян избегании половых связей между ближайшими кровными родственниками.

Концепция археологов Ефименко и Павла Иосифович Борисковского и Сергея Александровича Токарева. Объяснение археологически установленного феномена, характерного для верхнего палеолита. Сначала в европейских, а затем в азиатских верхнепалеолитических памятниках были обнаружены реалистически выполеннные женские статуэтки из камня и кости, отличающиеся одна от другой многими особенностями, но имеющие в большинстве своём одну общую черту – гипертрофированное выражение вторичных половых признаков. Объяснение, согласно которому в статуэтках вплощены образы матерей-прародительниц и хранительниц очага, что имело первостепенное значение для родовой общины и в какой-то мере цементировало её вокруг мифологических символов, а может быть даже и вокруг каких-то божеств конкретного пантеона.

Теория производственного происхождения экзогамии и дуальной организации, разработнная Сергеем Павловичем Толстовым: появление статуэток объяснялось конкретными социально-общественными мотивами. Толстов исходил из производственных отношений, производственной необходимости исключения внутригрупповых половых свящей из жизни первобытных коллективов, так как они мешали производственным процессам.

Русские антропологи и этнологи Максим Григорьевич Левин и Николай Николаевич Чебоксаров выделили культурные ареалы двух типов – соответствующих так называемым хозяйственно-культурным типам и историко-этнологическим областям. Под понятием хозяйственно-культурного типа было предложено подразумевать такое сходство явлений материальной и частично духовной культуры в пределах культуного ареала, которое обязано своим происхождением влиянию сходных географических условий и имеет общее происхождение, историко-этнологические области – это области, внутри которых сходство является результатом общности исторической судьбы.

Работа в области этнологии права с конца XIX в за рубежом ведётся почти непрерывно. У нас она также имеет глубокие корни, в особенности вкнигах Максима Максимовича Ковалевского и его учеников. В 1920-х после работ Марка Осиповича Косвена она почти прервалась и возобновилась только в последнее десятилетие усилиями Абрама Исааковича Першица, Анатолия Борисовича Венгерова, Юрия Ивановича Семёнова и др. Выдвинутое Першицем понятие “первобытной мононормы” как индискретного соединения права, морали и других поведенческих норм получило широкое признание в правоведении нашей страны.

Борис Алексеевич Фролов. Счёт в палеолите, для восстановления его служат замкнутые совокупности повторяющихся элементов орнамента. В изучении этого материала и открытии его счётных свойств он внёс большой вклад.

Гипотеза Николая Яковлевича Марра в конце 20-начале 30х. В соответствии с гипотезой Марра, все языки мира развились из четырёх звуковых элементов, на основе которых позже в ходе исторического развития образовалосб всё лексическое и фонетическое многообразие современного этапа языкотворчества. Это гипотеза развивалась его учениками и последователями до начала 50х годов

Владислав Маркович Иллич-Свитыч в конце 60-х начале 70-х. Вскрыл общие и хрогологически очень глубокие корни индоевропейских, семитских, картвельских, алтайских и уральских языков и постулиров сущетвование в древности огромной по объёму макросемьи, которую он назвал ностратической.

9)Антропогенез как результат синтетической эволюции: биологические, социальные, «случайные» факторы, проблема «пускового механизма» антропогенеза

Рапространяя на процесс происхождения человека действие биологических закономерностей, Дарвин придавал наибольшее значение половому отбору. Согласно его теории, своеобразие физическйо организации человека по сравнению с приматами заключается в наличии морфологических особенностей, которые образовались в результате отбора женщинами индивидуумов, выделявшихся определёнными преимуществами. Поэтому в процессе размнжения такие мужчины оставляли наиболее многочисленное потомство, оказывая решающее влияние на рвзитие человеческого рода.

Многие учёные указывали на прямохождение как на решающий шаг при переходе от обезьяные к человеку, оказавший значительное воздействиеи на преобразование человеческйо морфологии и непроходимой пропастью отделивший человека от животного мира.

Другие приписывали решающее значение руке, справедливо считая, что обладание последней открывает перед человеком огромные перспективы в переделке окружающей природы.

Наконец третья группа гипотез придавала основное значение рахвитию мозга.

Гипотеза “помолодения”, согласно которой своеобразие физического типа современного человека является следствием ускорения роста, а современный взрослый человек напоминает детёныша человекообразной обезьяны.

Социальный фактор был реализован в трудовой теории Энгельса. “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”. Трудовая деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, в первую очередь в пище и в защите от врагов, явились тем могущественным стимулом, который преобразовывал облик человека на протяжении четвертичного периода и создал общество. Трудовоая деятельность возникла тогда, когда появилось сознательное, целеполагающее изменение предмета труда. Постоянное употрбление орудий открыло, перед первобытным человеком возможность значительно более активного использования природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей, в частности, в огромной степени расширило его пищевую базу, а также значительно увеличило силу первобытных коллективов в борьбе с хищниками. При этом постоянные совместные поиски пищи, коллективная охота и коллективная защита от врагов, совместное производство и потребление, иными словами, совместная трудовая деятельность, сплачивали коллектив, вызывали образование связей отдельных его членов в процессе производства. В конце концов усложнение общественной жизни и производственных навыков привело к необходимости обмена производственным опытом и передачи его следующему поколению. Таким образом, возникновенеи языка произошло в процессе труда и есть следствие трудовой деятельности.

Происходившие в плиоцене бурные тектонические процессы, активный вулканизм, горообразование, землетрясения и другие факторы привели в Восточной Африке к обнажению урановых руд и повышению там уровня ионизирующей радиации. Являясь мутагенным фактором, ионизирующая радиация индуцировала у австралопитеков мутации, которые в совокупности сделали их настолько слабыми, что они оказались неспособными добывать пищу присущими им животными методами. Единственным в этих условиях путем выжить был переход части или отдельных австралопитеков от использования камней и палок к изготовлению более совершенных орудий нападения и защиты.

Важным специфическим фактором антропогенеза явилась также мясная пища. Современные представления о роли этого фактора антропогенеза сводятся к тому, что употребление мяса обеспечивало предков современного человека незаменимыми аминокислотами.

Многие антропологи уделяют большое внимание такому возможному фактору антропогенеза, как альтруизм. Изготовление эффективных орудий древнейшими и древними людьми возможно было только на основе навыков, наследуемых от предыдущих поколений, что вело к повышению в первобытных сообществах роли и значения людей старшего поколения, хранящих опыт изготовления орудий, охоты и т. д. Чем лучше охранялись слабые, тем больше оставалось шансов на выживание. Видимо в этот период стала прекращаться внутривидовая борьба за существование, падать значение естественного отбора. Напротив, важным фактором антропогенеза становились возникавшие социальные закономерности.

Проблема-то в том и состоит, чтобы понять, почему из нескольких видов обезьян, обладавших одинаково устроенным мозгом и примерно равными интеллектуальными способностями, одни ими упорно пренебрегали, или, во всяком случае, использовали очень скупо, а другие, наоборот, стали вдруг усиленно «шевелить извилинами». Ведь не просто же так, без всякой причины, мозг гоминид начал расти и усложняться. Да и произошло это далеко не сразу: несколько первых миллионов лет их эволюции он оставался еще вполне обезьяньим, ничуть не превосходя ни по размерам, ни по сложности строения то, чем начинены головы современных горилл и шимпанзе.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1104 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...