Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поздний Островский: проблематика и поэтика пьес «Бесприданница» (или «Снегурочка») и «Лес» (или «Волки и овцы»)



Поздний Островский выбирает сложную интригу, которую создает в пьесах. Драматург избегает условности в финале и драматургическом действии (он по-прежнему пишет театральные пьесы, но условности театральной он избегает). Островский пытается показать жизнь такую, какая она есть; он сокращает зазор между сценой и жизнью. У позднего Островского – напряженный, многослойный конфликт. Островский использует символические и «простые» названия. Островский не обращается к новым жанрам, сохраняет верность к комедии и драме, даже создает новый жанр – «печальная комедия». Автор пытается показать жизнь с ее драматическими перипетиями: комедия не смешна. Комедия сохраняет свой высокий статус, драма подключается к ней. Островский часто обращается к антитезам. Это период кризисный: изменились оценки со стороны критики и зрителей. Это переходный период.

Именно поздний Островский предполагает деление персонажей на центральных и фоновых. Вместо среды – герой или героиня. Герой на данном периоде – это личность, а не только характер, т.е. изображение внешнее и внутренне. Необходимо показать индивидуальность, психологию конкретного человека, взятого отдельно от социальной типичности. Изображение внутреннего состояния: раньше – акцент на отношениях, теперь – в этом нет необходимости => интерес к душевным движениям героя, к его настроению.

Островский сохраняет принцип выразительности и принцип изобразительности. Его также интересует экспрессия, натуральность в изображении. Также сохраняется речевая характерность. Герои позднего Островского – маргиналы: актрисы; студенты; учителя; мещане и разночинцы; бесприданница. Появляются образы труженика, нормального человека. Действие становится шире фабулы, оно становится развернутым и более сложным, обрастает импульсами переживаний, иллюзиями и страстями персонажей. Конфликт основан на противоречии человеческих убеждений, принципов и чувств, ощущений => антагонизм герой приобретает острый характер. Преобладает внутренний конфликт. Островский показывает не глубину падения человека, а противоречивость человеческой натуры. Поздний Островский выбирает, в основном, музыкальные аллюзии. Некоторые фрагменты Островский использует в разных текстах. Часто автор выбирает незнакомые романсы. Присутствуют характеризующая и оценочная функция. Островский выражает трезвое отношение к жизни и человеку.

Таким образом, поэтика позднего Островского – поэтика «жизненности». У Островского иная фабульная ситуация. У позднего драматурга иные финалы, разные исходы. Эти развязки вполне жизненны. Обращение к новым общественным явлениям приводит к большим переменам и в художественной сути поздних драм Островского. Особенно наглядно эволюции драматургического таланта писателя ощутима в его драме "Бесприданница».

Конфликт «Бесприданницы» — вариация на тему «Грозы». Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. Но между Катериной Кабановой и героиней «Бесприданницы» Ларисой Огудаловой очень большие различия. В основе драмы — социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Но поэтическая натура Ларисы летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках. Лариса — значимое имя: в переводе с греческого это — чайка. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые. И Кнуров, и Вожеватов, и Карандышев способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом. Паратов, судовладелец и блестящий барин, не случайно кажется Ларисе идеалом мужчины. Паратов — человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь. Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует. Но героиня не чувствует уязвленно-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева. Ведь в его отношениях к Ларисе больше самолюбивого торжества, чем любви. Брак с нею тешит его тщеславные чувства.

В финале драмы к Ларисе приходит прозрение. Когда она с ужасом узнает, что ее хотят сделать содержанкой, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, героиня произносит роковые слова: «Вещь... да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек». Лариса попытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее недостает силы. И только выстрел Карандышева возвращает Ларису к самой себе: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама... сама... Ах, какое благодеяние!..» В нерасчетливом поступке Карандышева она находит проявление живого чувства и умирает со словами прощения на устах.

В 70—80-е годы в творчестве Островского на первый план выходит жанр психологической драмы: акцент перемещается на судьбы женщин, наиболее ранимых в борьбе с обстоятельствами, в конфликтах с людьми, не знающими нравственных законов, готовыми растоптать все самое святое: преданность, любовь, самопожертвование, бескорыстие и искренность. В этом жанре особенно заметна связь Островского с традициями психологической прозы. Разница между Ларисой и Катериной в том, что у Катерины всегда было ясное ощущение дурного и хорошего, дозволенного и недозволенного. Дом опостылел ей настолько, что могила оказалась милее. Ларисе же уже исторически невозможно осмыслить себя в противостоянии тому, что Добролюбов определил как «темное царство». Мрак остается незримым: все клянутся в любви и уважении, окружают вниманием, обставленным не только подарками, но и, что гораздо важнее, хорошими, правильными словами. Если Катерине хватает мужества смотреть прямо в лицо действительности и идти в отношениях с ней до конца, каким бы печальным он ни был, то Ларису, скорее, влечет побег от действительности. Подлинную реальность Лариса заменяет выдуманной действительностью, которая в ее мечтах ассоциируется с «сельским видом» за Волгой. Это еще один вариант придуманного счастья, еще одна надежда спастись от подавляющей правды существенности. Убивает Ларису именно голая неприкрытая правда, которая вдруг обнажается посреди цыганского пения, любезных бесед, головокружительных фраз и любовных грез.

Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1794 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...