Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гражданская лирика Некрасова: «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский (Пророк)» и др



Никола́й Алексе́евич Некра́сов (1821-1877). Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось.

В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры. Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии.

Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам. Несмотря на то, что большинство его произведений полно печальных картин народного горя, они создают бодрящее впечатление, не оставляют равнодушным и всегда волнуют. На протяжении трёх десятилетий (1840—60-е гг.) XIX века Некрасов являлся фактически одним из руководителей прогрессивного литературного движения в России. А в годы революционной ситуации в России (1859—1861) его творчество стало оказывать заметное влияние на передовые слои общества. У поэтов революционно-демократического направления 1860—80-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы. Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве. Не обошёл поэт в своём творчестве и тему любви. Ему удалось создать формулу, которую в дальнейшем использовали при оценке его «интимной» лирики, — «проза любви». Некрасовская любовь — это романтический мир «достоевских» страстей и ревности, мир самоугрызений и самоутверждений. Н. Г. Чернышевский назвал Некрасовскую «прозу любви» — «поэзией сердца». Его лирике присущ уход от социальности и биографизма, заметен переход от личного чувства к общему чувству всех мужчин, а трагедия личная перерастает в трагедию общую. Для некрасовской лирики характерны душевный диалог между мужчиной и женщиной, создание характера героини.

По мнению советского литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов стал реформатором русского стиха, художником русского слова, который впитал все богатства народной речи. Он был крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. Будучи редактором лучших русских журналов XIX века — «Современника» и «Отечественных записок» — Николай Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. Как художник-новатор, который искал и предлагал новые пути в русской литературе, он поднял русскую литературу на новую ступень развития. По определению Достоевского, Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин», где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни. Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

«Поэт и гражданин» воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом.

"Песне Еремушке" (1859г) сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели. Автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту. Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка. Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», — увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.

Это стихотворение стало знаменем демократической этики. Добролюбов писал: «Помни и люби стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости». Призыв к революционному подвигу в этом стихотворении бесспорен. «Дидактизм» заключается не в поучительности стихотворения, а в его условности. В сущности, некрасовское произведение есть политическая и поэтическая прокламация. Идея высшего человеческого подвига определила весь художественный строй стихотворения. Его можно обозначить как максимализм. Значима, однако, и концовка стихотворения, игнорировавшаяся современной Некрасову разночинной молодежью, считавшей «Песню» своим гимном, но отнюдь не случайная. Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Поэт еще не знает, как вывести народ из состояния духовного сна, какие колыбельные песни надо петь ему, чтобы он вырос богатырем. Ответ на эти вопросы содержится в «Песне Еремушке».В конце 50-х годов Некрасов своим стихотворением призывает проникнуться сочувствием к народу и помочь ему выйти из состояния духовного сна.

Жизненный идеал няни - привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед "хозяевами жизни". Стремления, которые проезжий человек считает человеческими - Братство, Равенство, Свобода - лозунги французской революции.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 6297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...