Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Записки охотника» Тургенева: поэтика



Поэтика «Записок» включает в себя различные по происхождения эстетические слои. По многочисленным внешним приметам художественного порядка тургеневский цикл – типичное произведение натуральной школы, наиболее осязаемо выразившее ее ориентацию на “научную” парадигму. По жанру “Записки охотника” – серия очерков, как и знаменитый сборник 1845 г. “Физиология Петербурга”, литературный манифест “натурального” направления. “Физиологической” стилистике отвечает в “Записках” уже сама фигура охотника, представляемого в качестве непосредственного очевидца событий, фиксирующего их, как и положено очеркисту, с протокольной, “фотографической” точностью и минимумом авторской эмоциональной оценки. Ярко “физиологичны” у Тургенева также портретные и пейзажные описания – непременная часть общей стилевой композиции каждого очерка. Тургеневский портрет едва ли не избыточно подробен: даются сведения об одежде героя, форме его тела, при изображении лица детально описываются лоб, нос, рот, глаза. В пейзаже та же утонченная детализация, призванная воссоздать «реалистически» правдивую картину природы, дополняется массой сведений специального характера. Вместе с тем в тургеневском потрете и пейзаже, несмотря на всю бросающуюся в глаза «реалистическую» натуральность, скрыто присутствует другая – романтическая традиция изображения природы и человека. Тур. Изображает не столько разновидность определённого человеческого типа, сколько тайную индивидуальность. Точно так де и природа в «З. О.»имеет свою душу и свою тайну. Тургеневский пейзаж всегда одухотворён, природа у него живет своей особой жизнью, часто напоминающей человеческую: она тоскует и радуется, печалится и ликует. Приём психологического параллелелизма лежит в основе композиции в таких очерках, как «Бирюк», «Свидание». В поэтике «З.О.» очевидны уже знаки начавшейся переориентации Тур. С гоголевской «отрицательной» стилистики на «положительную» пушкинскую. Но основная тургеневская установка – стремление к примирению противоречий при сохранении яркой индивидуальности изображаемых характеров. Вместе с тем в тургеневском портрете и пейзаже, несмотря на всю их бросающуюся в глаза “реалистическую” натуральность, скрыто присутствует другая – романтическая традиция изображения природы и человека. Тургенев словно потому и не может остановиться в перечислении особенностей внешнего облика персонажа, что изображает не столько разновидность порожденного “средой” определенного человеческого типа, как это было у авторов “Физиологии Петербурга”, сколько то, что у романтиков называлось тайной индивидуальности. Средства изображения – в позитивистскую эпоху – стали другими: “научными” и “реалистическими”, предмет же изображения остался прежним. Герои “Записок охотника”, будь то крестьяне или дворяне, “западники” или “восточники”, не только типы, но и всякий раз новая и по-новому живая и таинственная индивидуальная душа, микрокосм, маленькая вселенная. Стремлением как можно более полно раскрыть индивидуальность каждого персонажа объясняется и такой постоянно используемый в очерках прием, как “парная композиция ”, отразившийся в том числе и в их названиях (“Хорь и Калиныч”, “Ермолай и мельничиха”, “Чертопханов и Недопюскин”), и прием сравнения героя с “великой личностью” В поэтике “Записок охотника” очевидны знаки уже начавшейся переориентации Тургенева с гоголевской “отрицательной” стилистики на “положительную” пушкинскую. Следование Гоголю в кругах сторонников натуральной школы считалось нормой: писатель, изображающий грубую правду жизни, должен хотя бы в какой-то мере быть обличителем. Обличительная тенденция чувствуется в откровенно “социальных” очерках тургеневского цикла, где четко распределены социальные роли персонажей и “отрицательным” даются, как правило, значимые фамилии (Зверков, Стегунов и др.). Но основная тургеневская установка все-таки не обличительная. Ему ближе пушкинское стремление к примирению противоречий при сохранении яркой индивидуальности изображаемых характеров. Не только “научная” объективность, не только либеральная идея уважения прав личности, но и пушкинская “эстетика примирения” заставляют Тургенева с равной заинтересованностью и доброжелательным вниманием изображать жизнь крестьян и дворян, “западников” и “восточников”, людей и природы.

25. «Саша» Некрасова и «Рудин» Тургенева.

В 50-е годы Некрасов обращается к новому для себя жанру – жанру поэмы. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Саша» написана в 1855 году. Она правдиво отразила время «поворота» русского общества к социальным вопросам. «Саша» - это поэма о замечательной девушке, духовное становление которой происходит на глазах читателя..В поэме звучит если не «программа», то призыв к молодому поколению — быть полезным отечеству, скорее проснуться от сладкого сна детства, «повзрослеть» и помочь своей стране, так нуждающейся в людях действия; хватит уже разговоров, их разрушительная сила очевидна. Поэма открывается полуреальной-полусимволической картиной скудной и бесплодной земли, не политой слезами собственного народа, но как только живительная влага касается почвы, все вокруг расцветает. Поэт-мастер показывает бытовые сцены, речь его ясна и понятна. Незаметно повествование переходит от автора к его героям, что придает описанию большую достоверность, разнообразие языковых средств и оттенков. Картины раздольной русской природы даны как роскошный фон и почва, на которой выросла ясная и богато одаренная душа героини.

Сюжет произведения, который включает в себя обширные отступления автора, характеристики действующих в поэме персонажей, а также непревзойденные картины живой природы, построен на истории отношений между Агариным и молодой красивой девушкой с именем Саша. Она является дочерью либерального помещика, не сильно богатого, но и не бедного. Главный герой поэмы не в силах выдерживать суровые жизненные испытания, которые наступили после 1848 года, во времена так называемого «мрачного семилетия», резко отвергает свои свободолюбивые взгляды, которых он недавно придерживался. При первой же его встречи с Сашей он – приверженец правды и веры в добро. Однако затем он постепенно утрачивает веру. Основной проблемой данного произведения можно назвать проблему, которая связана с процессом формирования демократических убеждений у передовой молодежи того времени.

Героиня живет в ладу с самой собой и окружающим миром. Ее ум не развит, но душа полна этой красотой, она вместила в себя всю землю, научилась любить природу и близких людей, а это — немало. Первый же толчок извне пробуждает и ум героини. Она готова войти в этот огромный мир, быть деятельной и полезной людям. Но человек, призвавший ее к деятельности, не способен кого-либо вести за собою. Лев Алексеевич Агарин умеет научить, как действовать, сам же ограничивается лишь разговорами. Теперь Саша много размышляет, старается понять себя и окружающих. Стала Саша чувствовать и понимать больше, чем ее «учитель». Он озлоблен, изверился во всем. Автор-рассказчик дает развернутую уничтожающую характеристику своему герою, вечному страннику, неугомонному путешественнику. Саша разгадала его холодные душу и сердце, но это хорошо объяснить, но себе не прикажешь. Он человек совершенно иного, чем она, склада. У него ум господствует над чувствами, оттого и дело ограничивается лишь мечтами о нем и разговорами. Сашина же душа повернулась навстречу людям, она не будет бездействовать, так как ей открылся свет истины, а это главное.

Поэма Некрасова «Саша» показала миру читателей жизнь молодого поколения, страждущего деятельности и находящего для этого пути и средства. Не случайно героиней поэмы становится девушка. Это нетипично для России того времени, но если Саше удалось осознать свою нужность и место в жизни, то удастся и другим, как бы убеждает своих читателей поэт-демократ Н. А. Некрасов.

И в данном случае именно молодая девушка по имени Саша противопоставляется Агарину, как человек, человек который всей душой жаждет новой жизни. Кроме того, довольно символическим является тот факт, что произведение названо не в честь героя, а в честь героини, что, к слову, создает определенный контраст с произведением еще одного талантливого российского писателя Тургенева «Рудин», которое было опубликовано одновременно с произведением Некрасова.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1671 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...