Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия украинской диаспоры (В. Винниченко, В. Липинский, Д.Донцов)



Украинские философы активно обращаются к западной философии: экзистенционализм, неофрейдизм, феноменология. Согласно статистике около 10 млн. украинцев живет за пределами Украины.

Д. Донцов (Канада) – приверженец радикального «интегрального национализма» в духе волюнтаризма Шопенгауэра и Ницше. Его труды наполнены иррационализмом и романтическим пониманием всего национального.

В.К. Липинский (Чехословакия, Австрия) интерпретирует феномен нации и народа в религиозно-волюнтаристском аспекте.

В.К. Винниченко (Франция) создает «философию счастья», или «конкордизм», которая понимает под счастьем состояние внутренней гармонии, следующее за достижением равновесия между жизненными ценностями, предполагающем согласованность между разными сферами бытия, между индивидуальным и коллективным. В философии Винниченко аккумулируется проблематика всей украинской философии, в ней находят отголоски идеи Г Сковороды и П. Юркевича, Н.В. Гоголя и И. Франко, М Драгоманова и Т. Шевченко. «Философия счастья» размышляет о счастье человека и человечества, о том самом главном, ради чего человечество и существует.

Все вышеперечисленные мыслители занимались разработкой философии национальной идеи.

История украинской философии имеет свою специфику. Во-первых, вышеперечисленные вопросы решались в контексте этнического развития, поэтому не удивительно, что лейтмотивом философской мысли стала национальная идея и судьба Украины. Во-вторых, особое доверие в познании окружающей нас действительности украинские философы оказывали чувствам и сердцу, что вылилось в создание целой теории «кардиоцентризма». В-третьих, романтической душе украинца ближе всего оказался способ выражения глубоких философских идей в литературных и публицистических произведениях.

52. Осн. особенности русской философии. «Ф.ия всеединства» В.Соловьева.

В.С. Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский Ф., заложивший основы русской религиозной Ф.ии. В.С. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни чело-века. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать Христи-анство. Религиозные мыслители и до, и после Соловьева не раз высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве, как основе мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую конфессию: православие, католицизм или протестантизм. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он хотел объединения всех христианских конфессий. Другой важной особенностью Ф.ии В. С. Соловьева является то, что он попытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и Ф.ии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея Ф.ии Соловьева - идея всеединства. Абсолютное Всеедин-ство – окончательное соединение с Богом. Наш мир – становление его.

По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее, низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее «вбирает в себя» низшее. Онтологической основой всеединства выступает у Соловьева божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства – «Все едино в Боге». Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Ф. характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», «особую организующую силу, действующую в мире».

Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он, наряду с актив-ными сущностями, идеями, вводит такое активное начало как мировая душа. И непо­средственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьева именно мировая душа. Основным признаком ее является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Однако мировая душа, по учению Соловьева, действует не само-стоятельно. Ее деятельность нуждается в божественном импульсе, который проявляя-ется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-мудрости. София – ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также название софиологии. Основой и существом мира является «душа мира» – София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творе-нием, придающее общность Богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в Ф.ском учении Со-ловьева через концепцию богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического процесса.

На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Необходимо, чтобы соединение с Богом состо-ялось реально-практически и не в отдельных людях (в «святых»), а в масштабах всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение, то есть принятие вероучения христианства. Природный че­ловек, то есть человек, не просветленный божественной истиной, противостоит людям как чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценно-сти, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Человечество придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог.

Идеальное общество мыслилось как всеобъемлющая церковно-государственная организация –единство «вселенской церкви» и монархического господства, слияние которых должно привести к образованию «свободной теократии».

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидно-стей этого знания: эмпирического (научного), рационального (Ф.ского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала – Бога. Цель-ное знание, по Соловьеву, не может быть получено только эмпирическими и раци­ональными средствами. Расчленив действительность на части, мы не сможем придти к цельному знанию. Эмпирическое знание способно раскрыть лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное – особенности самого мышления. Однако, истина или сущее не даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию.

Утверждение Соловьева об истинном знании как синтезе эмпирического, рацио-нального и мистического познания является основанием для вывода о необходимости единства науки, Ф.ии и религии. Подобное единство, которое он называет «свободной теософией» позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 548 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...