Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема бессознательного в теории Фрейда. Эволюция психоанализа



Фрейд Зигмунд (1856–1939), австрийский врач, начал свою исследовательскую и творческую деятельность как невропатолог. Наблюдая за больными, анализируя поведение людей после гипноза, Фрейд приходит к выводу, что в основе истерии и других психогенных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного. Это страхи, обиды, потрясения, которые как бы намеренно забыты человеком, потому что сознание их стыдится или боится. Будучи забыты, они не могут быть отреагированы и вызывают болезненные симптомы. Обнаружив это, Фрейд создает катартический метод лечения истерии. Катарсис – это очищение, разрядка, обновление внутреннего мира. Согласно этому методу врач должен снять амнезию, вернуть больному память о забытом травматическом событии, и само освобождение от страшного и стыдного, давившего изнутри, принесет излечение. Человек выздоравливает, хотя ценой этого оказывается осознание: встреча лицом к лицу с собственным несовершенством, страхом или проблемой.

В 1897–1920 годах Фрейд создает оригинальное учение о роли бессознательного в жизни людей. Борьба сознания и бессознательного с его точки зрения – постоянная закономерность психической реальности. Образование бессозна-тельного идет с младенчества, оно образуется путем вытеснения из ясных пластов психики тех комплексов переживаний, которые неприемлемы для человека. По Фре-йду, это прежде всего переживания сексуального характера. Психика младенца руководствуется «принципом удовольствия». Для него «все дозволено», а удовлетво-рение желаний происходит галлюциноторно (всякое представление – уже реальность). Однако, с ростом ребенка и развитием его психической жизни возникает необхо-димость следовать «принципу реальности ». То, что соответствует реальности и требованиям сознания – принимается, то, что не соответствует – вытесняется в систему бессознательного. Вытесненные страхи и запретные желания никогда не умирают и не теряют своей силы.

Фрейд строит следующую модель человеческой психики бессознательное, предсознательное и сознание. Предсознательное выступает как некий страж, который находится между ее знанием и бессознательным и лишь по согласию сознания пропускает туда впечатления, отбрасывая неприемлемое в область бессознательного. Предсознательное связывает бессознательное со словом. Быть сознательным для Фрейда – значит иметь непосредственное и надежное восприятие, выражаемое в сло-вах. Бессознательное же в словах невыразимо, это то психическое, восприятие кото-рого требует особых процедур, технических приемов.

Бессознательное для Фрейда – это мощное энергетическое начало. Он сравни-вает его с лошадью, а сознание – со всадником. Всадник обычно управляет лошадью, но если она понесет, то ему почти невозможно с нею справиться.

Поскольку запретные влечения и страхи вытеснены в бессознательное, но обла-дают огромной энергией, они все время стремятся выбраться «наружу», проникнуть в сознание, и ищут для этого окольные пути. Отдушиной для вытесненных влечений оказываются: невротические симптомы, символы разного рода, являющиеся человеку по преимуществу в снах и грезах, описки и оговорки.

Символика бессознательного очень интересует Фрейда. Символ и открывает, и скрывает содержание бессознательного, т.к являет собой соединение страшного и стыдного с приличным и допустимым. Фрейд даже составляет словник бессозна-тельной символики снов.

Одной из ведущих идей 3.Фрейда выступает идея доминирования в человеческой жизни либидо – полового влечения. Фрейд считает важнейшими инстинктами инстинкт самосохранения и продолжения рода, однако свое внимание он сосредо-точивает именно на половом инстинкте, который, как он полагает присущ человеку от рождения.

Фрейд изменяет и свое представление о структуре внутреннего мира. Теперь он строит следующую триаду:

1. Оно – сфера бессознательного, где буйствуют вытесненные влечения и страхи. Оно подчиняется принципу удовольствия;

2. Я (Эго) – разумная и рассудительная часть внутреннего мира, подчиняющаяся принципу реальности;

3. Сверх-Я (Супер-Эго) – бессознательная инстанция морального контроля, содержащая культурные требования и ограничения влечений. Это – внутренний цензор. Сверх-Я образуется по Фрейду за счет идентификации с отцом, который выступает не только как соперник, но и как авторитет. Сверх-Я перехватывает агрессивные стремления людей и направляет их внутрь, преображаясь в совесть, которая терзает человека упреками за его несоответствие требованиям авторитета. Чем больше человек отказывается от реализации своих желаний, тем больше его страдания, так как от Сверх-Я ничего нельзя скрыть, Поэтому, чем добродетельней человек, тем суровее и подозрительней делается совесть.

Разумная и рассудительная часть нашей личности – Я – оказывается «несчастным Я», так как с одной стороны на него давят запретные влечения, а с другой – его терзает представляющая Сверх-Я совесть. Фрейд считал, что обнаружение им «несчастного Я» — мощнейший удар, который когда-либо был нанесен по человеческой само-влюбленности. Первый удар нанес Коперник, показавший, что Земля — не центр вселенной. Второй удар нанес Дарвин, объяснивший, что человек — потомок высших приматов. Фрейду же принадлежит прерогатива развенчания рационалистических иллюзий, ибо, как показывает психоанализ, сознательное Я – не хозяин даже в собственном доме.

Фрейд был безрелигиозным автором, считал себя материалистом и желал сделать психоанализ поистине научным методом.

Возникнув в начале века в исследованиях Фрейда как психотерапевтическое направление, психоанализ вскоре соединил в себе психологические и собственно-Ф.ские аспекты, став синтетической дисциплиной по изучению человека. В ходе своего существования и развития он породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы фрейдистских идей. Психоанализ представлен именами 3. Фрейда. К.-Г. Юнга, В. Райха, К. Хорни, Э. Фромма и др. Современное направление трансперсональной психологии также вырастает из психоаналитических корней.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4906 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...