![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
1. Во введении к работе мы говорили, что развитие теории организации как точной науки требует поиска методов математического моделирования и количественного описания исследуемых процессов. Речь идет о переходе на качественно новый уровень познания организационных явлений и процессов. Такой переход всегда связан с использованием фундаментальных знаний и, как правило, - с переходом к новым пространственным представлениям, включая переход от одной геометрии к другой. Только тогда появляется возможность реализации в теории принципа наблюдаемости, который требует выражения всех основных понятий теории не просто в терминах устойчиво измеримых величин, а в терминах универсальных, пространственно-временных величин [29]. Но чтобы осуществить этот переход, необходимо исследовать само пространство организационных отношений (тектологическое пространство), его геометрию и метрику.
В целом частные случаи тектологического пространства, прежде всего - экономического исследованы на сегодняшний день достаточно глубоко. Получены интересные результаты. Достаточно указать монографию Н.М.Сурниной[30]. Поэтому мы рассматриваем лишь одну сторону проблемы, связанную с возможностью математического описания тектологического пространства - его геометрию и метрику. При этом ввиду недостаточной разработанности и сложности данной конкретной задачи, цель настоящей статьи, скорее, - постановка проблемы, нежели ее решение.
2. Пока масштабы и сложность организованных систем, скорости протекающих в них процессов, были еще сравнительно невелики - исследование организационных отношений могло вполне довольствоваться аксиомами и методами, основа которых восходит еще к классической механике и, следовательно, к евклидовой геометрии. Эта последняя, как известно, есть не что иное, как кинематика движения твердых тел при нерелятивистских скоростях. Но когда масштабы систем возросли, усложнилась их структура, значительно увеличились скорости организационных процессов – требуется переход к другой кинематике и, следовательно, к иной геометрии[31].
3. Современная философия рассматривает пространство и время как общие формы существования материи, как формы координации материальных объектов и явлений. Эти формы не могут существовать вне материи и независимо от нее. Отличие же их друг от друга в том, что пространство есть всеобщая форма сосуществования тел, а время – всеобщая форма смены явлений[32].
В физике пространство и время определяются как фундаментальные структуры координации материальных объектов и их состояний: система отношений, отображающая координацию сосуществующих объектов (расстояния, ориентацию и т.д.) образует пространство; система отношений, отображающая координацию сменяющих друг друга состояний или явлений (последовательность, длительность и т.д.) образует время. [33] [7].
Еще более общей является математическая трактовка понятия пространства как логически мыслимой формы или структуры, служащей средой, в которой осуществляются другие формы и различные конструкции. Пространство определяется в этом случае как множество каких-либо объектов, которые называются точками пространства. Точнее: пространство в общем случае понимается как непрерывная совокупность любого рода однотипных объектов, которые являются точками этого пространства [34]. Поскольку в этом пространстве фиксируются отношения, сходные по своим формальным характеристикам с обычными пространственными отношениями, считается, что они представляют собой логически мыслимые пространственно - подобные формы.
С учетом сказанного:
1) под термином организационное (тектологическое) пространство мы будем понимать систему отношений, отображающую координацию сосуществующих, взаимосвязанных объектов (систем и их элементов) любой природы (расстояния, ориентацию, упорядоченность, повторяемость и т.д.) которая определяет тип и форму организации систем в пространстве, то есть тип самого пространства. Точками тектологического пространства являются множество указанных систем;
2) под термином время будем понимать систему отношений, отображающую координацию сменяющих друг друга состояний сосуществующих объектов (систем и их элементов), явлений или процессов (последовательность, длительность, очередность и т.д.).
4. Особый интерес для нас представляет так называемое метрическое пространство, то есть такое, в котором определены расстояния между точками[35].
Само понятие «расстояние» рассматривается не в геометрическом, а в тектологическом смысле и раскрывается через понятие связи следующим образом. Наличие связи между частями, элементами систем и самими системами - первое условие существования порядка, упорядоченности, то есть организованности. Всякая связь в системе есть взаимосвязь; всеобщей формой связи в природе и обществе является взаимодействие; сущностью любого взаимодействия является обмен.
Исходя из этого расстояние взаимодействия () определяется скоростью процессов обмена (
,) и их продолжительностью (
):
В организационных системах (например, в системах управления) скорость взаимодействия (прежде всего, скорость передачи информации) играет решающую роль и определяет все остальные параметры системы. Именно она, в конечном счете, определяет масштабы подобных систем, поскольку чем выше скорость передачи информации, тем на большее расстояние при прочих равных условиях она может быть передана без утраты актуальности передаваемых сведений.
Например, в условия чрезвычайного положения ситуация меняется в течение часов, а иногда и минут. При наличии только почтовой и курьерской связи орган управления должен быть на месте событий, чтобы получать информацию в реальном масштабе времени и принимать оптимальные решения. Следовательно, в этих условиях масштабы систем управления в принципе не могут быть большими. При наличии же всей совокупности современных видов связи – орган управления может находиться в любом месте, в том числе – и на достаточно большом отдалении от мест событий.
5. Чтобы задать геометрию любого пространства, необходимо определить точку этого пространства, число координат точки в данном пространстве (размерность пространства) и правило определения расстояний между точками (метрику)[36]. Эта метрика соответствует типу пространства.
Обычно рассматриваются три типа пространств:
ü евклидово пространство;
ü пространство римановой геометрии;
ü пространство Лобачевского (гиперболическое пространство).
Попытаемся определить, какое из них более соответствует особенностям тектологического пространства
6. Анализ существующих в природе и в обществе систем, организационных процессов, наиболее общих законов и закономерностей системной динамики показывает:
1) существование бесконечного множества организационных форм указывает, что тектологическое пространство должно вмещать бесконечное число точек (систем), поэтому оно должно быть бесконечным по площади и объему;
2) наличие отчетливо выраженной неравномерности распределения систем (точек) тектологического пространства, наличие в нем выделенных направлений (например, в социально-экономической разновидности этого пространства – выделение по линиям Восток-Запад; Север-Юг) указывает на то, что это пространство не изотропно и не однородно.
3) кинематика систем в тектологическом пространстве отлична от кинематики классической механики.
Ясно, что ни евклидово, ни риманово пространства этим условиям не отвечают.
Все это позволяет выдвинуть гипотезу о том, что геометрия тектологического (организационного) пространства и всех его разновидностей есть геометрия Лобачевского, или, как ее еще называют – гиперболическая геометрия. Плоскость и пространство, где действует геометрия Лобачевского, называются, соответственно, гиперболической плоскостью и гиперболическим пространством [37].
7. Пространство Лобачевского - этопространство постоянной отрицательной кривизны[38]. Это пространство с бесконечной площадью и объемом, бесконечно простирающееся во все стороны, и потому содержащее бесконечное число систем. В то же время, как это показано в дальнейшем – это пространство не изотропно. Сумма углов треугольника в пространстве Лобачевского меньше . Расстояния между точками определяются с помощью гиперболической метрики.
Отметим еще одну, важную для дальнейшего особенность геометрии Лобачевского. В отличие от геометрии Евклида, в которой нет никаких формул, выражающих линейные величины через угловые, в геометрии Лобачевского стороны любого треугольника определяются его углами. В частности, для прямоугольного треугольника в котором - гипотенуза,
- острые углы,
- прямой угол, имеем:
![]() | (2.3.) |
- гиперболический косинус;
- радиус кривизны.
Это означает, что в геометрии Лобачевского не существует подобных треугольников, кроме равных (конгруэнтных). То же относится ко всем другим фигурам
Примером поверхности постоянной отрицательной кривизны является псевдосфера (рис. 2.4.).
Это поверхность, образованная вращением плоской кривой – трактрисы около её асимптоты. На рис.2.4.а, показана трактриса , которая характеризуется постоянством длины подкасательной
для любой точки
. Точка
у трактрисы есть точка возврата. На рис. 2.4. б, показана поверхность псевдосферы, появившаяся в результате вращения трактрисы относительно
.
![]() | ||||
Рис. 2.4. Трактриса и псевдосфера |
Рис. 2.5. Постулат о параллельных Лобачевского
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!