Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 2. Передвижники и реалистическая школа русской живописи (картины «Христос в пустыне» И.Н.Крамского, «Иван Грозный и его сын Иван» И.Е.Репина



Передвижники и реалистическая школа русской живописи (картины «Христос в пустыне» И.Н.Крамского, «Иван Грозный и его сын Иван» И.Е.Репина, «Утро стрелецкой казни» В.И.Сурикова)

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни. Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

В 1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств приняла решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. В 1863 г. молодые художники – участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом 14-ти» (И.Н.Крамской, А.И.Корзухин, К.Е.Маковский и др.). Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии - «Пир в Валгаале» и демонстративно подали прошение – о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну. Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской, позже названная Товариществом передвижных выставок – Передвижники. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг. Передвижники находились под воздействием общественных и эстетических взглядов Белинского и Чернышевского. Их искусство имело своей основой творческий метод критического реализма. Восприняв идеи революционеров-демократов, они увидели свою задачу в изобличении тирании и угнетения чел-ка. В их искусстве ведущее значение приобрело бытовой жанр и портрет. «Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов, но тщательно отобранных. Были представлены все жанры - исторический, бытовой, пейзажный портретный.

И.Н.Крамской – создатель портретных образов, утверждающих духовную содержательность чел-ка, его нравственное величие(«Христос в пустыне»).

Яркое, высокоталантливое воплощение идеи передвижников получили в многогранном творчестве И.Е.Репина. в монументальных полотнах он выразил обобщенное представление о современности, запечатлел облик России в ее острейших противоречиях.(«Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге», «Не ждали»).

Рус. историч. живопись 19в. достигла вершины в творчестве В.И.Сурикова, увидевшего в народе гл.героя истории. В своих многофигурных картинах художник обращаете к ее критическим моментам, открывает в людской массе многообразие человеческих хар-в и душевных состояний.(«Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 339 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...