![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В.Э.Мейерхольд и режиссерский театр ХХ века
Коренные преобразования театра в 19 в. в определенном смысле обусловила научно-техническая революция, и в частности, появление кинематографа. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». От новых открывающихся перспектив захватывало дух: лучшие образцы зрелищного искусства могут быть растиражированы, они становятся доступными каждому. Более того, фильмы можно пересматривать сколько угодно раз, их качество остается неизменным. В этом эйфорическом отношении к новому искусству как-то забылась главная особенность театра – активное взаимодействие со зрительным залом, эта особенность стала казаться несущественной. Однако театр не сдался, именно конец 19 – начало 20 вв. характеризуется особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности.
И видимо, не случайно в это время появилась новая театральная профессия, ставшая сегодня в театре основной, – профессия режиссера.
Если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. наступила новая эпоха – театра режиссерского.
Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: простая «техническая» организация театрального зрелища в рамках любой из театральных традиций отнюдь не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей.
Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля (актерские работы, сценическое оформление, шумовые или световые эффекты и т.д.), необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое. Тогда эмоциональное воздействие возрастает в разы, не сводясь к простой сумме впечатлений от каждого компонента, но умножая и обогащая общее восприятие. В противном же случае спектакль может «распасться» на составные части, возможно, достойные сами по себе, но противоречащие друг другу.
В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.д. (по Станиславскому).
Новая концепция театра оказалась не просто жизнеспособной, но чрезвычайно плодотворной применительно ко всем эстетическим направлениям. Особенно ярко это можно видеть на примере двух альтернативных театральных систем, активно развивавшихся в России в начале 20 в. – реалистического театра К.Станиславского и условного театра В.Мейерхольда.
При всей разности и даже полярности эстетических принципов, мощное определяющее режиссерское начало практически превратило эти системы в основополагающие для современного театра. Более того, режиссура вывела на новый этап и актерское искусство, заложив новые принципы актерского существования на сцене и обучения актерскому мастерству.
При всем огромном разнообразии технологических и эстетических подходов к творчеству актера (школа переживания К.Станиславского; «сверхмарионетка» Г.Крэга; принцип биомеханики В.Мейерхольда; принцип «отстранения» Б.Брехта и т.д.), режиссерский театр видит в актере лишь один из компонентов (пускай важнейший) цельного спектакля. И здесь возникает интереснейший парадокс: именно это, казалось бы, «умаление» значимости актера и принципиальное «встраивание» его работы в общую концепцию спектакля приводит к наиболее мощным и значимым актерским работам. Похоже, что режиссерский театр представляет собой оптимальный путь к возвращению сакральности театрального действа.
Режиссура, игравшая ранее вспомогательную, организационно-согласовательную, лишенную самостоятельных художественных задач роль стала первостепенным фактором, определяющим возможность существования драматического представления как единого произведения искусства.
Наступление эры режиссерского театра не только изменило многие традиции и привычки, но перекроило существо самой структуры театрального дела.
Две основные фигуры традиционных подмостков — драматург и актер — из авторов спектакля превратились в поставщиков материала и инструментарий для работы человека, ставшего в театре главенствующим лицом — режиссера.
Русский драматический театр конца 19 - начала 20 в. формируют новое представление о сценическом пространстве, о принципах построения отношений с драматургией.
В истории русского режиссерского театра одной из главных фигур является Вс. Э. Мейерхольд. В многочисленных практических и теоретических работах Мейерхольд развил собственную театральную концепцию. Она не только внесла ряд важных новаторских элементов в процесс формирования господствующих ныне взглядов на художественные принципы драматического искусства, но и сделала органичным обращение современного театра к традициям прежних веков.
Открытия и идеи Мейерхольда исключительно значимы для истории и практики как русского, так и мирового драматического театра. Их влияние прослеживается в оперных и балетных постановках, кинематографе, массовых представлениях.
В XXI веке театральная концепция Мейерхольда продолжает оказывать существенное воздействие на мировой режиссерский театр.
Именно актеры оспаривают в наши дни лидерство постановщиков. “Русский театр – это актерский театр, – утверждает Олег Табаков и уточняет: – Режиссура сужает и сужает то пятно сцены, которое прежде целиком принадлежало актеру”.
Можно попытаться “закрыть вопрос” (в профессиональных кругах это нередко делается), сказав себе и другим, что актеры не в меру амбициозны, но... Память услужливо подсказывает энное число неинтересных спектаклей, за неудачу которых в первую очередь ответственны режиссеры.
Не тут ли камень преткновения – в коллективном характере сценического искусства? С одной стороны, оно индивидуально, с другой – неизбежно зависимо.
Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев). Алексеевский кружок – Общество искусство и литературы – 1897 г. – встреча с Немировичем – 14.10.1898. – открытие Художественного Общедоступного театра («Царь Фёдор Иоанович»).
Система Станиславского.
Строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами. Вражда с расчётом на спасительное «вдохновение». «Искусству представления» противопоставляется «искусство переживания» - последовательное и глубокое воплощение принципов сценического реализма, возможность в наибольшей степени воздействовать на сознание и чувства зрителя.
Учение о действии – действенный анализ (что бы я стал делать, находясь в этих предлагаемых обстоятельствах) – сквозное действие – сверхзадача.
Реформирование театра – покончено с тенденциями премьер, театр становится храмом искусства, а не увеселительным местом.
В 1905 году Станиславский набирает 1-ую студию (на Поварской), поручает руководство Мейерхольду.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (Карл Теодор козимир Мейергольд).
Биомеханика. Предполагала контроль актёра над своими физическими и психическими действиями до, во время и после совершения их; построение образа на основе технического овладения элементами актёрской игры. Взаимное влияние разных уровней творческого процесса: мысль – движение – эмоция – слово. Эмоция актёра определяется его пластическим состоянием. Биомеханика стала основой общей актёрской системы театра Мейерхольда, для которой характерны усложнённая связь актёр-образ, переосмысленная система амплуа, ассоциативная метафоричность образов, отказ от прямой изобразительности, эстетика гротеска, полифоничная структура образов.
Ученики Мейерхольда: Гарин, Райх, Мартинсон, Охлопков, Плучек, Пырьев, Равенских, Эйзенштейн.
Евгений Багратионович Вахтангов.
3-я студия МХАТ – Мансуровская студия – «Принцесса Турандот» 1921 – Вахтанговский театр 1926.
Фантастический реализм – актёры играли и образ и отношение к образу.
Михаил Александрович Чехов.
Вывез систему Станиславского за границу – в Голливуд. Свой метод – техника актёра (упражнения на физ. Действия, психологический жест).
Ученики Станиславского и компании:
Вахтангов – театр Вахтангова, Мейерхольд – театр Маяковского, Лобанов – театр Ермоловой, Завадский – театр Моссовета, Попов – театр Армии.
Немирович – Школа-студия МХАТ
Кнебель и компания – кафедра режиссуры ГИТИС.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1409 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!