Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 2. Реализм в русской литературе второй половины ХIХ века («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского)



Реализм в русской литературе второй половины ХIХ века («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского)

Реали́зм - литературное направление, где человек рассматривается в его связях с социальной средой. Писатель данного направления осуществляет художественный анализ общественных обстоятельств, в которых изображаемый персонаж черпает мотивы и стимулы своего поведения. Здесь художественная правдивость возникает на основе представлений писателя о мире во всей его сложности и противоречивости. В русской литературе: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, А.Островский, Л.Толстой, Чехов, Лермонтов.

Литературное направление, где человек рассматривается в его связях с социальной средой. Писатель данного направления осуществляет художественный анализ общественных обстоятельств, в которых изображаемый персонаж черпает мотивы и стимулы своего поведения. Здесь художественная правдивость возникает на основе представлений писателя о мире во всей его сложности и противоречивости. А воссозданная личность явлена в диалектике своего психологического развития. Писателя-реалиста в науке называли «доктором социальных наук». Эпитет «критический» означает то, что автор соответствующего произведения сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает.

Толстой. «Война и мир».

«Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны". Буд учи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично изобразить будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель был решительно против “красивого” изображения боя.


Тема народного героизма, реалистическое восприятие войны, начатые в “Севастопольских рассказах”, были продолжены и развиты в романе “Война и мир”.


Эпическое повествование дало возможность писателю показать нам две войны — “чужую” и “свою”, то есть Аустерлиц 1805 года и Отечественную войну 1812 года. Сам Толстой отмечал, что ему было бы стыдно писать о торжестве русской армии, не описав сперва постыдного поражения. Писатель говорит, что основная причина поражения в 1805 году была в отсутствии особого духа в войсках. Ни количество боеприпасов, ни расположение солдат не имеют значения, если в отряде нет душевного настроя, желания победы.


“Своей” же в романе была Отечественная война 1812 года. Ее содержание точно подметил Болконский в разговоре с Пьером: “Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои. Они преступники все по моим понятиям. И так же думаете Тимохин и вся армия. Надо их казнить”.


Писатель почувствовал народный характер войны. Огромный патриотизм и стойкость духа, вера в правильность и необходимость своего дела, — все это помогло русским поискам выдержать нашествие французов. Русские солдаты надевали белые рубахи перед боем, зная, что он может стать последним в их жизни.


Необходимо отметить немаловажную особенность изображения Толстым военных событий. По мысли писателя, не гениальные полководцы выигрывают войну, а простые солдаты и офицеры, вот почему подробно описываются в романе не блестящие штабы и резиденции полководцев, а грязное и кровавое поле боя.


После Бородинской битвы основные силы французской арии были разбиты, ведущее место занимает теперь партизанская война, ее народный характер: “Дубина народной войны все сильнее “гвоздила” французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или плохо будет жить под управлением французов. “Под управлением французов нельзя было жить: это было хуже всего”. Поэтому в ходе всей войны “цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия”.
Главную силу и источник героизма в любой военной кампании писатель видит в народе, в его боевом духе.

Достоевский «Братья Карамазовы»

Одним из тех, кто в своем творчестве выразил идею "реализма в высшем смысле", был Достоевский. «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу и в этом смысле я конечно народен, (ибо направление мое истекает из глубины христианского духа народного) хотя и не известен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему. Меня зовут психологом: неправда я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой»

Есть много определений реализма Достоевского. Их множественность показательна. Ни одно из них не удовлетворяет исследователей. Наиболее распространенный эпитет – "фантастический". Достоевский считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Все эти невероятные факты – это факты из действительности, из газетных хроник, с каторги. Но, Достоевский никогда не называл свой реализм "фантастическим". Определение "фантастический" задает образ реализма, но не является дефиницией метода. Фантастический реализм на самом деле является христианским реализмом. Ярким художественным выражением этого принципа стало романное творчество Достоевского от "Преступления и Наказания" до "Братьев Карамазовых". К откровению христианского реализма писатель пришел на каторге (где провел в общей сложности 9 лет), когда в его жизни случилось трудное и страдательное перерождение убеждений. Христианский реализм - это реализм, в котором жив Бог, зримо присутствие Христа, явлено откровение Слова.

Достоевский был первым, кто в своем творчестве сознательно поднялся до высот христианского реализма, назвав его "реализмом в высшем смысле". Достоевский изображает все глубины души человека. Чтобы показать истинную природу человека надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны. В пограничных ситуациях раскрываются все глубины человеческого «я». Человек находится во враждебном ему мире, но без него он не может жить.

Последний роман Ф.М.Достоевского - из тех произведений, после которых, по выражению Иосифа Бродского, «просыпаешься с другим лицом». «Братья Карамазовы» вызвали чрезвычайно бурную реакцию у современников писателя и продолжают волновать читателя и в наше время. В романе сочетаются все композиционные приемы. Роман строиться на резком противопоставлении лиц и событий: на одном полюсе нравственные уроды – Федор Павлович, Смердяков, на другом – «ангелы», Алеша и Зосима. Три брата — Дмитрий, Иван и Алеша — являются воплощениями трех стадий добродетели и соответствующих трех искушений зла; само по себе зло, которое символизирует Смердяков, играет роль слуги трех искаженных образов добродетели. Дмитрий Карамазов символизирует «естественную основу нравствен­ности», выраженной полуинстинктивными чувствами стыда, жалости, благоговения. Иван символизи­рует добродетель, которая стала объектом размышления, и ищет рациональный смысл жизни, т.е. свободное исполнение дол­га без любви. Высшая степень добродетельности — добро­детель как любовь — воплощена в Алеше, который любит всякое живое существо в его индивидуальной целостности, «из-за ничего», и в любой данный момент творчески принимающий участие в жизни других людей. Отец Зосим показывается, как представителя сверхэтической святой жизни («каждый является ответственным за каждого»), это свидетельствует о том, что Царство Божие и принцип, на котором оно зиждется, выходит за пределы противоположности между до­бродетелью и пороком. Отец Зосима стоит выше сферы морали, а Федор Павлович Карамазов — ниже ее.

Особенности реализма Достоевского:

1)По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Все эти невероятные факты – это факты из действительности, из газетных хроник, с каторги, где Достоевский провел в общей сложности 9 лет (1850-1859, с 1854-59 служил рядовым в Семипалатинске) и куда его сослали за участие в кружке Петрашевского. (Сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского)

2)В «Дневнике писателя» Достоевский сам определил свой метод как «реализм в высшей степени». Д. изображает все глубины души человека. Самое интересное – это найти человека в человеке при полном реализме. Чтобы показать истинную природу человека надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны. Перед нами предстает пошатнувшееся сознание, заблудшие души (Шатов в «Бесах», Раскольников в «Преступлении и наказании»). В пограничных ситуациях раскрываются все глубины человеческого «я». Человек находится во враждебном ему мире, но без него он не может жить.

3)Энгельгардт предложил назвать роман Достоевского идеологическим романом, т.к. в его романах присутствует конфликт идей. Сам Д. называл этот конфликт «pro et contra», имеется в виду «за» или «против» веры. В художественном пространстве романов Д. обычно присутствует конфликт 2-х идей: Раскольников – Соня Мармеладова; старец Зосима – Иван Карамазов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 578 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...