Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Николай Кавасила: биографические сведения, «Изъяснение Божественной Литургии» и др. сочинения. Учение о таинствах



Св. Николай Кавасила (НК) род. ок. 1332 г., в аристокр-й семье - его дядя Нил архиеп. Фессалоник, принял участие в обучении. Затем Николай отправл-н для учения в Конст-поль. В нач. 1340-х гг. возвращ. в Салоники. Время борьбы паламитов и варлаамитов + политическая межусобица. Род Кавасила за И. Кантакузена и Г.Паламу. По воцарении имп. Иоанне Кантакузена стал его секретарем и дипломатом. Известно также, что впоследствии он удалился в монастырь, где посвятил себя духовным писаниям. В священном сане он не состоял, принадлежа к славной восточной традиции богословов-мирян. Участвовал в Соборе 1351 г. оправдавшем исихазм и исихастов. Николай Кавасила сконч. ок. 1397 г. Канонизирован в 1982 г. Труды. В трудах Кавасилы мы находим толкование всей традиции Григория Паламы, хотя он и пользуется иной терминологией. Нравственно-аскетическое – «О жизни во Христе» - содержит объяснение смысла таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии, и трактат о вочеловечении; полемические – «Слово против нелепостей Григоры», против антипаламитов; местагогические – «Изъяснение божественной литургии» - следуя устоявшейся традиции, объясняет Литургию как символическое воспроизведение жизни Христа. НК не настаевает на детальном символическом объяснении Литургии. Как и Паламы смысл Литургии выходит далеко за рамки символического, «Изъяснение обрядов боджественной литургии», «Изъяснение священнических одежд»; гомилетические – собрание бесед на Господские и Богородичные праздники, похвальное слова св-м Димитрию Солунскому и Феодоре Солунской. Писания Кавасилы были известны на Западе, переведены на латынь и на Тридентском соборе цитаты из Кавасилы приводились в качестве доводов в пользу догмата реального присутствия Христа в Евхаристии. О таинствах. Отправным пунктом обсуждения таинств НК служит Деян. 17, 28: "Ибо мы Им живем и движемся и существуем". Получая жизнь, начинаем ее в крещении; мы движемся, продолжаем жить в таинстве миропомазания; мы существуем, ибо содержание нашей жизни составляет Евхаристия. Таинство Крещения для НК - начало новой жизни. В крещальной купели тонет, умирает ветхий человек, получивший весь свет, всю радость и все счастье, для которых был создан и которые потерял ветхий Адам. Здесь нет ни символизма, ни Дионисиевых иерархий, основн. идея - решение начать новую жизнь во Христе должно быть принято в "этой" жизни, в "этом" мире, сейчас. По НК Миропомазание есть движение, и движение это связано с Крещением и зависит от него. НК подчеркивает связь миропомазания с ветхозавет. помазанием священников, как на западе при рукоположении свящ-в. Миропомазание при Крещении делает нас всех соучастниками во Христе, ибо Он - Помазанник, Он стал Христом, потому что Он помазан на царство, о чем свидетельствует Его имя. Таинство Миропомазания также соответ-т помазанию тела Христова, посредством которого весь человек включается в тело Христово как священник. В Евхаристии приношение совершается не одним лишь священником от имени всего собрания (как в Ветхом Завете), а всеми собравшимися, всею Церковью как целым. Ибо Христос - единственный священник, принесший Себя в жертву раз и навсегда, а потому Евхаристия есть приношение, предлагаемое всем Телом Христовым. Этим объясняется, почему в Православной Церкви нет особого обряда помазания для священников, а есть лишь рукоположение. Евхаристия составляет сердце мистического учения Николая Кавасилы. Евхаристия - это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. В контексте толкования Литургии очевидна связь учения НК с исихазмом. Он пользуется образом сердца, применяя его к Христу как своего рода "сердцу Церкви". Христос - сердце и центр Церкви, как средоточие жизни всего организма. В "Объяснении божественной Литургии" обнаружим такой же христоцентризм. Интересно, что, говоря о святости Церкви, Кавасила пользуется круговым аргументом: причащаясь Святым Дарам, Церковь становится святою; но, с другой стороны, лишь достойные, то есть святые, могут причащаться таинств. НК говорит, что святость не достигается, что она есть благодать и дар Божий. Лишь смертный грех автоматически исключает человека из Тела Христова. Евхаристия по НК разделяет пространственно-временное существование Церкви: она не существует отдельно от Церкви как нечто внешнее по отношению к ней. В "Объяснении" мы также находим умеренную полемику с латинянами по поводу эпиклезы. По-видимому, это был первый в истории случай письменной полемики на эту тему. Западное богословие оправдывало свое понимание установительных слов ("Примите, ядите..." и "Пиите от нея вси...") как самодостаточной формулы, благодаря которой совершается "пресуществление" даров. Основное возражение Кавасилы против западного понимания состояло в том, что таинства совершаются не с помощью изолированной от контекста "магической" формулы, а молитвой всей Церкви. Известно, что Бог иногда отвечает на наши молитвы, а иногда нет. Однако существуют особые молитвы, которые не могут не быть услышаны. Согласно обещанию Спасителя, такой молитвой является молитва о даровании Святого Духа. Эта молитва есть завершение молитвы всей Церкви, которая постоянно молится, жертвует и принимает жертву. Поэтому во всех восточных чинах Литургии (и в древних западных) евхаристическая молитва всегда завершается "эпиклезой", то есть призыванием Святого Духа на дары: Святой Дух и есть Совершитель Таинства.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 411 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...