Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Св. патр. Фотий. Биографические сведения. Его творения. «Окружное послание»: исторические сведения, антилатинская полемика, аргументы против Filioque



Свт. Фотий, патр-х Конст-польский род. ок. 820 г. в Конст-поле, в знатной семье, получил блестящее образование. Карьера на гос-венной службе, наставником принца Михаила (с ним обучался Кирилл (будущ. просветитель славян). Затем начальником гвардии, первым секретарем Сената, посланник на переговорах с халифом в Ассирии + др. гос-венные поручения. В резул-те дворц. переворота регентом имп. Михаила III стал его дядя Варда (мамашу, имп-цу Феодору в мон-рь). Варда развелся с женой и сожительствует с невесткой. Патр. Игнатий обличает его и недопускает к Причастию. За гос. измену патр-ха низлагают. И в 858 г. Фотий, еще мирянин, возведен в патр-хи, последоват-но за 6-ть дней от чтеца до епископа. Смута. Сторонники патр-ха Игнатия, считали Фотия узурпатором. В 859 г. в Конст-поле собор для осуждения игнатиан, а они, воспользовавш. правом апелляции к папе римскому (на основании Сердикского собора), стали требовать созыва другого собора, который и состоялся в 861 г. Этот собор, с папскими легатами, признал избрание Фотия законным. Оба собора 859-861 гг. остались в истории под назв. Перво-второго собора. Когда легаты вернулись в Рим с новостями, папа Николай 1 объявил решения собора незаконными (863 г.). Это 1-й формальный раскол Востока и Запада. В 861 г. болгарский кн. Борисом (в + Михаил) принял крещение, а в 862 г. в Моравию посланы Кирилл и Мефодий. Стараниями патр. Фотия армянская ц-вь обращена от яковитской ереси к Православию. Папа Николай 1 тоже потянул руки к Болгарии. Здесь обнаружилось, что католики исповедуют «филиокве». В 862 г., Фотий написал папе письмо, где обсуждалась ситуация в Болгарии. В связи с этим Фотий изложил свои взгляды на законность местных обычаев не нарушают единства веры.

Раскол состоялся, и в 866 г. Фотий разосл. восточн. патр-хам окружное послание, в котор., кроме других возражений против латинян, впервые излаг. догмат-кие аргументы против «филиокве». В 867 г. в Конст-поле еще один собор, на котор. партия Фотия объявила папу Николая 1 низложенным. Через неск. недель в столице - дворцовый переворот, в резул-те Фотия ушли с патриаршества. В 869-870 гг. по настоянию Рима в Константинополе еще один собор, котор. римская Церковь счит. 8-м Всел. Собором, осудили Фотия и вернул Игнатия. Но больш-во населения и дух-ва за Фотия. По смерти патр. Игнатия Фотий вторично вступил на патр-й трон (877 г.). На соборе 879-880 гг. торжество Фотия. Формально этот собор как вселенский: на нем были легаты папы Иоанна VIII, котор. пытались добиться от Фотия извинений за низлож. папы Николая. А византийцы на соборе офиц-но утвердили незаконность, каких либо добавлений к Символу веры, чем осудили «филиокве». На Западе этот собор сначало признан вселенским, но далее в XI в., при папе Григорие VII Гильдебранд-те, решения собора оказались неприемлемы, и вместо него вселенским стали считать собор 869-870 гг., осудивший Фотия. патр. Фотий правил еще 6-ть лет, энергично и деятельно. Не поладив с императором Львом VI, ушел на покой в 886 г. Труды. «Мириобиблион» (библиотека) - большой труд, представляющий значительный научный интерес, был написан еще до того, как Фотий стал патриархом. Название "Библиотека" было дано издателями этого труда. Он состоит из обзоров книг, прочитанных Фотием и его учениками, всего около 400 названий. Предисловием к "Библиотеке" взято письмо Фотия к его брату Тарасию, написанное перед самым отъездом Фотия в дипломатическую командировку ко двору халифа. Благодаря "Библиотеке" нам известно о многих сочинениях древности, которые бы, навсегда канули в вечность. В их числе находится много языческих авторов, а также ранних произведений святоотеч-го периода, в особенности оригенистских сочинений, уничтоженных после осуждения Оригена и послед-лей 5-м Всел. Собором. Догматико-полемические – «Мистагогия (тайноведение) Святого Духа» - книга, содержащая опровержение латинского учения Об исхождении Святого Духа (Filioque), «Окружное послание» против папы Николая 1, «Об отпрысках манихейских» - против ереси манихеев и павликиан. Экзегетические – «Амфилохии или Собрание священных слов» - освещ. вопросы по Божественному писанию для митр. Амфилохия Кизического, это 333 исследования по разным вопросам Св. Писани, догмат-кие и экзегетич-кие рассуждения. Проповеди на праздники. Литургические - «Чин малого освящения воды» и «Чин исповедания веры, новопоставленным епископом». Письма к различным лицам на дипломатические и богословские темы. Антилатинская полемика. Проблема «филиокве» обсуждается Фотием в книге "Мистагогия" - написал в преклонном возрасте, на покое. По мнению Фотия, расхождения между богословием и исповеданием веры быть не должно и добавление «филиокве» к Символу веры равносильно изменению догматич-го содержания веры. патр. Фотий полемизирует с западным богословом Ратрамном Роттердамским, напис. трактат в оправдание «филиокве» (Filioque). Фотий не знал латыни и трактата в оригинале не читал, но, пользовался переводом или сводкой. Свою аргументацию Фотий строил на утверждении единства природы и ипостасного различия между Лицами Троицы: Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца, и в этом - самобытность Лиц Святой Троицы. Логически, по Фотию, чтобы послать Духа, Отцу совсем не нужен Сын. Здесь Фотия прекрасный филолог и логик, но схоластичен. Восточная мысль никогда не считала, что "отношения" (relationes) между Лицами Троицы составляют самобытие этих Лиц, и довольствовалась утверждением их ипостасного различия. Фотий обвинял западную точку зрения в полусавеллианстве (то есть модализме), "полу" - потому что лишь два Лица Святой Троицы (Отец и Сын) составляют одну реальность в акте исхождения Святого Духа. Он постулирует не вполне убедительное различие между временным и вечным исхождением Святого Духа: во времени, то есть в период земной жизни Спасителя, описанной в Новом Завете, Дух исходит от Отца через Христа; вне времени, от века Он исходит от одного лишь Отца. Фотий признавал что учение «об исхождение Духа и от Сына» встреч. у зап. отцов: Амвросия Медиол-го, Иеронима Стридонск., Августина Иппонского, но считал это их ошибкой. И подчеркивал что эти отцы не предлагали изменить Символ веры. Помимо догматич. разногласий с латинянами, св. Фотий

выявл. обрядовые разногласия. Но если в послании папе Николаю 1, 861 г. Фотий указывал, что различия обрядов в Ц-вах – следсвие естественного развития церковной жизни, и не мешают Церквам хранить истину, то в «Окружном послании» восточным патриархам 866 г., категорически заявляет, что даже малое отступление от церковно-обрядового предания ведет к пренебрежению, и искажению вероучения.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 342 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...