Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прп. Симеон Новый Богослов: жизнеописание, его творения, история их перевода. Основные идеи сочинений прп. Симеона Нового Богослова



Симеон Новый Богослов (СНБ), в миру Георгий, род. ок. 949 г., в г. Галате (Пафлагония) и получ. в Конст-поле светское образование. Некоторое время жил при имп-рском дворе, искал «святого человека». Нашел в Студитском мон-ре старца Симеона Благоговейного. Творил непрестанную молитву с текстом «молитвы мытаря», сподоб. видения нетварного света. Искуса в мон-ре не выдержал. Снова возвращ. в мир, блудит и т.д. В 27 лет одумался и вернулся в мон-рь. Студиты старца Симеона счит. «чудотворцем» и лжеюродивым (купался, не стесняясь наготы своей и других), его ученик больше слушал его, чем игумена. Вразумления игумена не действовали и старца изгнали. По благословению старца, прп. Симеон поступ. послуш-м в мон-рь св. Маманта, где пострижен в монахи. Через два года его благословили проповедовать в храме, а в 980 г. СНБ поставлен игум. мон-ря св. Маманта и рукопол. в иерея. Около 986-987 гг. скончался старец Симеон Благоговейный. СНБ совершал поминовения старца, составив гимны, похвальные слова, икону (и это без канонизации). Требования к аскетике братии мон-ря у СНБ высокие. Партия противников из братии и священников и мирян, возглавил синкел митр. Стефан Никомидийский прожив-й в Конст-поле. СНБ изгнан из Константинополя, и с группой преданных поселился под г. Хрисополь в имении вельможи-почитателя. Устроил небольшую общину при храме св. Марины. Через нек. время его реабилитировали, предложили вернуться в мон-рь или принять епископство. СНБ отказался, и жил в сельском уединении. СНБ преставился к Богу в 1021 г. Житие написано келейником и учеником, прп. Никитой Стифатом. Труды. Аскетико-мистические – «Огласительные слова» - сборник из 34 «слов» сказанных как игум. мон-ря св. Маманта, монахам т.к. постриг по СНБ равносилен 2-му крещению. В «Оглашении первом. О любви», произнесенном при вступлении на игум-во, даёт свою программу. «Гимны Божественной любви» - сборник поэтич-х произведений, похож. на Псалтырь и стихи св. Григория Богослова, но в светской поэтич. форме. Большая часть гимнов – обращения к Богу, часть – к людям – носят полемический и обличительный хар-р. Есть гимны в котор. Бог обращаетсы к людям. «Главы» - сборник произведений напомин. дневник. Догматические – «Богословские слова» - направлены на защиту единства Св. Троицы, против неверно толков-х Евангелие и искажавших тринитарный догмат. «Книга о добронравии» - сборник с догматич., нравственными и асктерическ. произвед-ми. Аскетические – «Слово о 3-х образах внимания и молитвы» - вопрос об авторстве открытый, но припис-ся СНБ. Учение. Формулируя мысль СНБ кратко, можно сказать, что главным для него в христианской вере является личный, непосредственный опыт богообщения. Продолжая традицию прп. Макария Великого СНБ утвержд. возможность, исходя из своего опыта, что Бог открывается чел-ку и становится видим, причём не в будущей жизни, но уже на земле. Мистич. фил-фия преп. Симеона предвосхищала исихазм XIV века. О человеке. СНБ подчеркивает двучастное строение чел-ка (душа и тело). Преп. Симеон, верный духу православной аскетики, не забывает, что человеческая полнота не состоит в одной душе, что тело не есть что то презренное. Конечно, цель подвига для него есть сочетание Бога, души и тела. Участие тела в аскетических трудах с одной стороны, и такие психо-физические явления, как ощущение теплоты около сердца в молитве, - все это свидетельствует о здравом и трезвом восприятии всей полноты человека. Искупление и прославление. Искупление падшего человечества состоит в его обожении. Обожение понимается двояко. Оно не есть только удел загробного блаженства, а в известной мере дается уже здесь на земле совершенным подвижникам. Для этого нужно пройти путь мистического очищения, т. е. аскетического подвига, без которого ничто не дается. Мистич. очищение, согласно со всем учением восточных отцов дается не созерцанием Распятого Господа и Его кровоточащих ран, а стяжанием благодати Св. Духа, участием в вечно длящейся в Церкви Пятидесятнице. О молитве. Разделяет молитвы на три типа (образа). 1-й образ молитвы. Чел-к стоит на молитве, а ум воображает божественные мысли и представляет небесные красоты – приводит к прельсти.

2-й образ молитвы. Чел-к думает во время молитвы о своем, иногда вспоминает о Боге, вслушивается в слова молитвы, затем снова уходит внимание (рассеянная молитва). СНБ сравнивает эту молитву, с положением чел-ка воюющего ночью и не видящего своих противника, он неизбежно получит поражение. Но 2-я молитва превосходит 1-ю, как полуночная ночь превосходит беззвёздную. 3-й образ молитвы. В начале ее - послушание, затем совестливость, затем должно остерегаться от пристрастия к пище, питью и одежде. Истинное и неложное внимание и молитва состоит в том, чтобы ум хранил сердце в молитве. СНБ дает подробно опис-т как надо молится 3-й молитвой. Уединится, отбросить помыслы, внутренне сосредоточить ум и чувства в середине тела (пупа), дышать не часто. Мысленно обратится к сердцу и начать призывать имя Иисуса Христа. Вначале в сердце мрак, но если часто молится, то наступит момент когда прийдет радость и призывание имя Иисуса Христа уничтожит даже помысл. СНБ говорит о монашеской молитве, нигде не говорит о мирянах, только монахи. О 4-х ступенях духовного возрастания монаха: 1 ступень - умаление страстей, 2 ступень – привязанность к псалмопению, 3 ступень – прилежание к молитве, 4 ступень – пристальность к созерцанию. О причастии. Хар-рной особенностью учения СНБ о причащении явл. его настойчивое утверждение о том, что причащаться необходимо «с созерцанием и сознанием». Необычным в учении Симеона является то, что критерием достоинства названо «чистое созерцание», то есть не что иное, как мистический опыт видения Бога. Если же, вкушая их, не чувствуют, что в них происходит что-то большее, чем при вкушении чувственной пищи, значит, они приобщились простого хлеба. Подобные утверждения достаточно редко встречаются в святоотеческой литературе. Еще одной особенностью евхаристического благочестия Симеона является его утверждение, что причащение должно непременно сопровождаться слезами. Эту идею Симеон заимствовал у своего духовного отца, преподобного Симеона Благоговейного. СНБ развивает учение о том, что всякий, кто желает достичь истинного сокрушения и слез, приобретает их через исполнение заповедей Божиих: Св. Симеон считал, что склонность к плачу зависит не от природных свойств, а только от доброй воли человека. Если мы не можем плакать, в этом наша вина.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 402 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...