Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прп. Феодор Студит: жизнь и творения. Защита иконопочитания. Реформа монашеской жизни



Феодор Студит (ФС) род. ок. 759 г., в Конст-поле. Сын чиновника, родственник св. Романа Сладкопевца, Феодор получил хорошее образование под рук-вом матери. Детство и юность прошли на фоне 1-й волны иконоборчества. Родители и дядя подверглись притеснениям и ушли в монастырь. Для ФС понятия исповедничество и монашество стали синонимами. Женился рано. Как фил-ф и оратор участвовал в дуспутах с иконоборцами перед 7-м Всел. собором. В 22 года постригся в монахи, жена тоже. В 25 лет рукоположен в иеромонахи патр. Тарасием, а на 35 году по воле старца и братии принял настоятельство в Саккудионе (родовое имение), увеличил свои подвиги. В 795 г. имп. Константин Багрянородный желал развода с имп-цей Марией и жениться на фрейлине Феодотии. Патр. Тарасий был против, но имп-р грозил иконоборчеством, и ради экономии патр-х благословил игум. Иосифу – эконому патриархии венчать имп-ра. ФС обвенил имп-ра в прелюбодеянии, а игум. Иосифа и др. в «прелюбодейной ереси» (по примеру Ирода). Имп-р и супруга хотели примирения, но ФС был не приклонен. В 796 г. Саккудийская обитель разгромлена по приказу имп-ра, монахи биты и сосланы (за нелояльность к власти). В 797 имп-ца Ирина свергла сына. Монахов вернули, игум. Иосифа патр. Тарасий отлучил от Ц-ви. В 798 г. от нападения сарацин монахи приглашены в столицу, в Студийский мон-рь. Студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патр-х и император. Феодор дал Студию строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии. В 802 г. имп-ца Ирина свергнута министором финансов Никифором. Когда возник вопрос о прощении игум. Иосифа, ФС восстал против этого, вопреки имп-ру и патр-ху, и был изгнан на один из Принцевых островов (809—811гг.). По смерти имп. Никифора, ФС вернулся в мон-рь. В 813 г. военные привели к власт и имп. Льва Армянина, кот. открыл 2-й этап иконоборчества. За устроенный им крестный ход (25 март 815 г.) с иконами Феодор был заключён и сослан. В темнице Феодор продолжал борьбу, апеллируя к патриархам, прежде всего к папе, которому «Христос вручил ключи веры». Новый император прекратил преследования. Феодор встречен был народом как мученик и чудотворец; но монастыря ему император не вернул. В скитаниях он скончался в 826 г., окруженный учениками. Через 2 года он был канонизован, и на соборе 842 г., когда восторжествовали студиты, его имя было прославлено в числе первых. Труды. Догматико-полемические - три книги «Опровержений» (Antirrhetica), из коих первые две написаны в форме диалога между православным и еретиком, третья излагает учение о видимом образе Христа в форме опровержения, по пунктам, доводов, представленных иконоборцами. «Опровержение и низложение нечестивых стихотворных произведений» - часть его написана в стихах. «Некоторые вопросы иконоборцам». «Против иконоборцев семь глав» и др. Гомилетические – проповеди на праздники и в Вел. пост., известны «Малый катехизис» и «Великий катехизис» - фактически своды его поучений. Систематичнее Большой, но он был мало известен и пока издан лишь отчасти; Малый же Катехизис, состоящий из 134 поучений к братии, пользовался большой известностью. Источниками для автора являются Св. Писание и жизненный опыт; главной темой служат идеалы аскетической добродетели, деятельной, не созерцательной; но фон для каждой почти проповеди новый. Ф. отзывался на все главные вопросы текущей политической и общественной жизни. Аскетико-дисциплинарные и уставно-литургические - Устав, данный Фёдором Студийскому монастырю, не был, по-видимому, записан им самим и в первоначальном своём виде до нас не дошёл. Скоро после смерти Феодора, кем-то из братии было составлено «Изображение установления (то есть порядков) обители Студийской». Многие каноны и трипеснцы со стихирами вошедш. в Постную триодь. Каноны «На воздвижение Святого Креста», «На поклонение святым иконам». Ок. 18 гимнов разн. святым Ц-ви и др. Известны эпиграммы Феодора — краткие стихотворения ямбического размера (всего 123) на различные темы из монастырского обихода. Устав получил громадное распространение; например в мон-рях Южной Италии, некогда греческих, сохранилось до 9 различных редакций, носящих имя Студийского устава. Для Востока, особенно для Руси, Студийский устав, в редакции патр-ха Алексия (XI в.), имел такое же значение, как для Запада устав св. Бенедикта. Аргументы в защиту иконопочитания ФС переклик. с аргум-ми св. Никифора Исповедника (его современника). Ф.С. сосредотач. внимание на понятие личноствного единства божеств-й и чел-ческой природы во Христе, чтобы показать возможность изображерния Богочеловека. Согласно ФС Бог явился во плоти, по-этому может быть изобразим как плоть. В борьбе против иконоборчества ФС опирался на западную Ц-вь. Высоко превознося честь кафедры Римской (ап. Петра) и его высказываниями теперь пользуются католики для док-ва своей доктрины папства. В действит. ФС считал всех 5-х патр-хов равными по епископскому достоинству. Аскетика. Аскетич. учение ФС в основн. для общежительного мон-ря – «высшего рода подвижничества, т.к. Христос избрал закон и заповедь послушания». Отсюда у ФС отвержение воли и послушание воле Божией в лице настоятеля мон-ря. Также призывает иноков к отречению от мира и его пристрастий, к воздержанию, смиренномудрию, частому откровению помыслов. ФС концентрирует внимание на внешней стороне иноческой жизни – должном поведении и образе мыслей начальствующих и прочей братии, т.о. практически не находим у ФС проповедей и бесед исключит. по непрестанной молитве. По ФС дар молитвы дается не просто молящемуся, а прежде всего послушному и смиренномудрому, к стяжанию этих добродетелей он и призывает.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 427 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...