Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектико-материалистической теории мышления 6 страница



В процессе восхождения есть еще одна трудность — исследователю необходимо рассматривать и включать в мысленное конкретное лишь те связи и отношения, которые действительно выводимы из его сущности и вместе с тем не отягощают его привходящими, побоч­ными свойствами и деталями. Правда, в этом деле тео­ретику «помогает» сама природа реальной абстракции, включающая в себя лишь то, что должно вновь и вновь воспроизводиться развитым конкретным объектом (только то, что самим им воспроизводится, подлинно необходимо для данного конкрет­ного и должно удерживаться при его мысленном по­строении). Однако исследователю важно иметь об­щи й; п л а н рассматриваемого целого в его основ-ных, главных расчленениях, чтобы, руководствуясь, им, не сбиваться в восхождении на окольные пути и свое­временно создавать нужные абстракции. Специ-


фическую функцию такого плана и выполняет особый образ цел о го, который, по словам К.Маркса, должен «постоянно витать в нашем представлении как предпосылка» теоретических операций [187, стр. 728]. Возможность созерцания всеобщих связей и цело- стности предметов нами рассматривалась выше. Следу- ет еще раз.отметить, что в развитом виде это, по сути дела, есть способность воображения как способность увидеть целое раньше его частей» [124, стр. 265] L И она весьма важна как предпосылка и одно из необхо- димых условий т е. о р е т и ч е с кого воспроизве- дения действительности. Можно сказать, что так no­ нимаемое воображение является одним из проявлений теоретического мышления. Рассматривая условия фор- мирования новых понятий, А.С. Арсеньев говорит, в частности, о следующем примечательном обстоятельст- ве:.«...Новое всегда возникает как целое, которое затем формирует свои части, разворачиваясь в систему. Это выглядит как «схватывание» мышлением целого раньше его частей и составляет характерную черту co­ держательного творческого мышления в науке. В диа- лектике это один из существенных моментов движения от абстрактного к конкретному» [8, стр. 224]. Конечно, лишь при очень развитом воображении деловек может удерживать в образах предметы такой сложности, как экономическая система, историческая эпоха и т.п.2......

Таким образом, теоретическое мышление осущест-вляется в двух основных формах: 1) на основе а н а-

1 Роль воображения в процессах теоретического мышле-

ния была замечена давно. Б последнее время этот вопрос

вновь стал предметом специальной разработки и обсуждений.

[8], [31], [124J.,

2 Гегель особо подчеркивал роль таких образов живого

созерцания в научном исследовании: «Талантливый историк,

например, имеет перед собой в живом созерцании целое под-

лежащих его описанию состояний и событий; напротив, тот,

кто не имеет таланта к изображению истории, задерживается

на частностях и за ними упускает из виду субстанциальное»

[62, стр. 251]..


л и з а фактических данных и их обобщения выделя­ется содержательная, реальная абстракция, фиксирую­щая сущность изучаемого конкретного предмета и вы­ражаемая в виде понятия о его «клеточке»; 2) затем пу­тем раскрытия противоречий в этой «клеточке» и оп­ределения способа их практического решения следует восхождение от абстрактной сущности и нерас-члененного всеобщего отношения к единству многооб­разных сторон развивающегося целого, к конкретному. С точки зрения характеристики общего пу-т и познания эти формы можно представить как два последовательных его этапа (аналитический и синтети­ческий). Вместе с тем внутри каждого из них при решении отдельных познавательных задач эти формы находятся в единстве. Например, при самом восхожде­нии (синтезе) постоянно происходит анализ, выде­ляющий абстракции, необходимые для дальнейшего движения к конкретному.

В теоретическом мышлении само конкретное вы­ступает дважды: как исходный пункт созерцания и представления, перерабатываемых в понятии, и как мысленный результат соединения абстракций. При этом важно подчеркнуть, что в конечном счете «конкретность» или «абстрактность» знания зависит не от того, насколько оно близко к чувственным пред­ставлениям, а от своего объективного содержания. Если явление или предмет рассматриваются человеком безотносительно к некоторому целому, как внешне обособленное и самостоятельное, то это будет лишь абстрактное знание, каким бы подробным и наглядно-расцвеченным оно ни было, какими бы «кон­кретными» примерами оно ни иллюстрировалось. И наоборот, если явление или предмет берутся в единст­ве с целым, рассматриваются в связи с другими его 'проявлениями и в связи с его сущностью, со всеобщим источником (законом), то это конкретное знание, хотя бы оно и выражалось с помощью самых «отвлеченных» и «условных» символов и знаков.

Выделяя диалектический характер конкретности, Ф.Энгельс высказал такое внешне парадоксальное по-


ложение: «Общий закон изменения формы движения гораздо Конкретнее, чем каждый отдельный «кон­кретный» пример этого» [191, стр. 537]. В.И. Ленин специально указывал на то, что научные абстракции «отражают природу глубже, вернее, п о л н е е», чем чувственно-данная Конкретность [173, стр. 152]. Ясно, что- все это имеет смысл для категорий абстрактное и конкретное) принятых в диалектической логике, а не в формальной.

9. Основные черты содержательного обобщения и теоретического понятия

Содержательное абстрагирование и обобщение вы­ступают как два единых аспекта восхождения мысли к конкретному, благодаря абстрагированию человек выч­леняет и в процессе восхождения мысленно удержива­ет специфику того реального отношения вещей, кото­рое определяет становление й целостность многооб­разных явлений. В обобщении он устанавливает реаль­ные связи этого вычлененного особенного отношения с "возникающими на его основе частными единичными явлениями. Лишь при установлении этих связей неко­торое особенное отношение раскрывает свой всеобщий характер, поднимается до всеобщности. Содержатель­ное общее неотделимо от особенного и единичного — они выражаются друг через друга. Такое общее, отме­чает М.М. Розенталь, обнаруживает себя как основ а реальных явленийj и только своей связью с еди­ничным и частным оно доказывает то, что оно дейст­вительно есть их основа1.

«...Обобщение - это обнаружение взаимосвязи, взаимоотношения общего и единичного» [272, стр. 211].

В этом смысле общее потенциально содержит в се­бе все многообразие единичного, раскрывая его в про-

1 «Общее, которое не синтезируется с единичным и ча­стным... не есть сущность этих единичных явлений, оно не есть единство общего и многообразного» [272, стр. 420].





цессе. своего развития, своей реализации и конкрети­зации —"в таком общем «богатство единичного не гаснет,., а сохраняется» [272, стр. 214]. Эта важная идея: диалектической логики выражена еще Гегелем. Важно подчеркнуть, что это сохранение единичного во всеоб­щем происходит в процессе воспроизведения р а з в и-т и я предмета в форме понятий, в процессе теорети­ческого выведения единичного из всеобщего.

Содержательное обобщение раскрывает с у щ-ность вещей как закономерность их развития, как то, что определяет их развитие1. Произвести такое обобщение — значит открыть некоторую закономер­ность, необходимую связь единичных явлений внутри некоторого целого, закон становления этого целого2. Выявление всеобщего характера некоторого реального отношения происходит, как отмечалось выше, в процессе анализа таких его особенностей, которые позволяют ему быть генетической основой развитой системы3. Начало конкретизации этих особенностей суть начало раскрытия всеобщности выделенного отношения. При этом, как подчеркивает Б.М. Кедров, «обобщение здесь достигается не путем простого сопоставления признаков у отдельных предметов, что характерно для чисто индуктивного обобщения, а путем

1 «...Научное обобщение... это такое обобщение, которое
познает сущность, закономерность развития вещей... Общее,—
это закон, сущность единичных явлений, т.е. нечто качест-
венно иное по сравнению с простой суммой признаков от­
дельных вещей» [272, стр. 216—217].

2 Характеризуя, например, роль идеализации в процессе
познавания, Б.М. Кедров пишет: «Такая идеализация вполне5
правомерна и является ни чем иным, как обобщением опыт-
ных. данных с целью выявления присущего им закона» [8
стр. 309].

3 Критерием того, что анализ выделяет именно всеоб-
щее, служит ответ на вопрос о том, «представляет ли собой
то особенное явление... одновременно и всеобщую генетиче-'
скую основу, из развития которой могут быть поняты в их
необходимости все другие такие же особенные явления дан-
ной конкретной системы» [117, стр. 45].



анализа сущности изучаемых предметов и явлении, их сущность как раз и определяется наличием внутрен­него единства их многообразия...» [142, стр. 48].

Найденное посредством анализа всеобщее отноше­ние выступает как всеобщее не потому, что просто имеет одинаковые внешние признаки со своими част­ными проявлениями, а потому, что в этих частных формах обнаруживается. Особенности част­ного проявления всеобщего не только не совпадают со свойствами всеобщего отношения, но нередко и про­тиворечат им. Например, всеобщее отношение, позво­ляющее определить сущность человека («производство орудий труда»), является таковым потому, что лежит в основе всех проявлений деятельности людей, порой весьма отдаленных от этого исходного отношения и несхожих с ним.

Таким образом, один вид содержательного обоб­щения состоит в раскрытии путем анализа простой, всеобщей формы некоторой системы — ее генетически исходного, существенного отношения. При другом ви­де обобщения происходит обнаружение простой, все­общей формы, в которую постоянно переходят, к которой сводятся какие-либо сложные явления. Обе такие всеобщие формы, отыскиваемые в процессе обобщения, выступают как вполне реальные, чувст­венно-данные отношения или состояния.

Характерно, что их поиск происходит не путем сравнения внешних особенностей предметов, а посред­ством специального анализа функции и роли некоторого отношения внутри определенной системы, путем про­слеживания переходов каких-либо различных состояний предмета или различных явлении в некоторое одно­родное состояние.

Абстракция и обобщение содержательного типа ле­жат в основе образования научного, т е о р е т и ч е с к о г о понятия1. Такое понятие выступает как вполне

1 «Сущность вещей раскрывается путем обобщения. По­нятие — это результат обобщения массы единичных явле­ний, оно есть существенно общее, вскрываемое мышлением в отдельных вещах, явлениях» [272, стр. 211].





определенный и конкретный с п особ с в я з и всеобщего и единичного, как способ вы всде-н и я особенных и единичных явлений из их всеоб— щей; основы. Благодаря этому содержанием теоретиче­ского понятия выступает развитие предмета1.

Понятие служит способом. реализации содержа­
тельного обобщенияспособом перехода от сущности к,
явлениям2. Оно фиксирует в себе условия и. средства,
такого перехода, такого выведения частного из всеобг
щего. Прослеживая, например, формирование понятия
о механическом движении, B.C. Библер. специально
отмечает особую роль в этом процессе теоретического
представления, об идеализованном рычаге, к которому
уже сводились все возможные случаи перемещения,
тел. Далее он пишет: «Все эти случаи сводились к.
«случаю» идеального рычага, но еще не могли быть, (и,
это крайне существенно), выведены, из этой формы с
полной необходимостью и по определенному функ-
циональному закону возрастания скоростей и дально­
стей перемещения... Только в. этом случае... общее
представление уже перестает быть представлением, а
становится одним из необходимых определений науч­
ного понятия» [8, стр. 174—175]. Выв е.д е н и е
возможных частных случаев из некоторой всеобщей
формы по определенному закону (это и есть способ
выведения) характеризует функционирование в мыш­
лении собственно теоретического понятия, а не просто
того или иного представления.

В определенном смысле можно полагать, что тео­ретическое обобщение состоит по преимуществу в све-дении многообразных явлений к их единой основе, а теоретическое понятие — в соответствующем выведе­нии. Но при этом результат сведения должен быть та­ким,, чтобы обеспечивать выведение, т.е. быть одно­временно начальной формой понятия, а реализация

1 «...Понятия становятся орудиями познания изменяю­
щейся
действительности» [272, стр. 237].

2 «... Понятие выступает... как орудие мыслительной дея­
тельности,, средство размышления, способ объяснения...».[8,
стр. 33J.


выведения должна выявлять подлинность сведения, т.е. быть одновременно формой: обобщения. Иными сло­вами, эти процессы взаимосвязаны и служат формами осуществления друг друга.

В частных и особенных явлениях теоретическое мышление рассматривает лишь то, что связывает их со спецификой данного всеобщего отношения и конкретизирует его. Поэтому рассмотрение какого-либо предмета в плане понятия всегда выступает как абстрактное его рассмотрение, исключающее множество таких черт и особенностей, которые несу­щественны для связи с исходным всеобщим отношени­ем (вот почему правомерно говорить об абстрактности понятия).

Таким образом, по с о д е р ж а н и ю теоретиче­ское понятие выступает как отражение связи всеобщего и единичного (сущности и явления), а по ф о р м е — как способ выведения единичного из всеобщего. Этот способ опирается на специфику взаимосвязи явлений внутри данной системы, на однородный характер та­кой взаимосвязи на всех ступенях восхождения к кон­кретному.

Вот почему осуществление такого восхождения и по содержанию и по форме выступает как развитие одного понятия, которое в своем относительно закон­ченном виде является теорией данной системы». Тео­рия — это всесторонне развитое и конкретизированное понятие, а понятие — абстрактное начало и способ по­строения теорий (как начало, оно фиксирует в себе всеобщее отношение системы, как способ — тип рас­крытия данного отношения, его превращения в част­ные формы).

Таким образом, движение мысли от чувственно-конкретного к содержательной абстракции и к выделе­нию всеобщего как сущности и закона развития систе­мы приводит к образованию понятия. Оно выступает теперь как начальный пункт теоретического воссозда­ния конкретного. Лишь в процессе восхождения к мысленному конкретному и внутри него понятие об­наруживает свою подлинную теоретическую значи-


мость и раскрывает свое исходное содержание, осуще­
ствляя переработку в себя данных созерцания и пред­
ставления, всей совокупности фактических сведении о
предмете. Вне этого процесса оно становится просто
словом, фиксирующим какое-либо общее представле­
ние как сумму внешних признаков предмета.
Понятие есть форма, не всякого, а лишь вполне
определенного знания, оно отображает такое единич-
ное и особенное, которое о д н о в р е м е н н о яв­
ляется и всеобщим. Поскольку понятие, отражает сущ­
ность предмета, источник его формообразования, а
внутри этого расчлененного предмета не всякий мо­
мент может быть таким источником, то отнюдь не
всегда требуется собственно понятийная форма выра­
жения объекта. Поэтому нельзя всякий термин назы­
вать «понятием о том-то», хотя он и имеет четкое зна­
чение. Повседневная жизненная практика зачастую не
требует от человека употребления именно понятий,
удовлетворяясь общими представлениями (например,
«стол», «трава» и т.п.).

С другой стороны, лишь определенная степень: развития1 самого предмета (или мера накопления фак­тических данных о нем) позволяет выделить его все­общее основание («субстанцию») и тем самым создать соответствующее теоретическое понятие.

Направленность теоретической абстракции, обоб­щения и понятия на вполне определенное 'со дер­жан и е предмета является важнейшей особенностью научно-теоретического мышления, его диалектической логики в отличие от мышления эмпирического и свя­занной с ним традиционной формальной логики.

Как было показано в предыдущих параграфах, по­нятие является средством мысленного воспроизведе­ния, построения сущности предмета, Иметь понятие о каком-либо предмете — значит владеть общим спосо­бом его построения, знанием его происхожде­ния1. Этот способ — особое мыслительное действие

1 Понять явление — значит выяснить способ его воз­никновения, «правило», по которому это возникновение со­вершается с необходимостью, заложенной в конкретной со­вокупности условий...» [117, стр. 159].


человека1, которое само образуется как дериват пред­метного действия, воспроизводящего предмет своего познания.

Теоретическое понятие и лежащие в его основе со­держательные абстракции и обобщение отражают оп­ределенное всеобщее отношение системы, поэтому со­ответствующее им действие не может быть «любым» и «внешним» для такого отношения. Это спе­цифическое для каждого понятия действие позволяет, с одной стороны, выделить и обобщить данное отноше­ние, с другой — использовать его в качестве способа формообразования.

Иными словами, за каждым понятием скрыто осо­бое предметное действие (или система таких дейст­вий), выявление которых представляет специальную исследовательскую задачу.

Большой интерес представляют соображения И.Ньютона, непосредственно касающиеся соотноше­ния геометрии и механики, но весьма важные с точки зрения общих указаний на необходимость специаль­ного выявления предметно-практических истоков ос­новных понятий этих наук. Так, И.Ньютон писал: «Ведь и само вычерчивание прямых линий и кругов, на котором основана геометрия, относится к механике... Геометрия опирается на механическую практику и есть не что иное, как та часть всеобщей механики, которая точно излагает и доказывает искусство измерения» (цит. по [158, стр. 1—3]. «Вычерчивание», «механи­ческая практика», «искусство измерения» — все это ха­рактеризует вполне специальные предметные действия познавательного типа2. Без выяснения их строения и

1 «Понятие выступает как деятельность, как сам процесс
преобразования идеализованного предмета» [8, стр. 51].

2 Вычерчивание прямых линий и кругов, указанное
И.Ньютоном, может происходить как на бумаге, так и мыс­
ленно. Но такое мысленное действие является образом дей­
ствия предметного, выполняемого на бумаге.





взаимосвязи нельзя установить подлинную природу исходных понятий механики и геометрии1 Приведенные положения позволяют сделать вывбд о том, что абстракция, обобщение и понятие обеспе­чивающие теоретическое мышление, по своему содер­жанию и форме иные, чем в эмпирическом мышлении. Это различие прежде всего проистекает из разных за­дач, стоящих перед этими типами мышления. В эмпи­рическом мышлении решается в основном задача од-носторонней каталогизации, классификации предметов и явлений. Научно-теоретическое мышление преследу­ет цель воспроизведения развитой сущности предмета. Дадим краткую сводку основных различий «эмпирического знания» и «теоретического знания» (термином «знание» сокращенно обозначаются абст­ракция; обобщение и понятие в их единстве).

1. Эмпирическое знание вырабатывается при с р a в-и е н и и предметов и представлений о них, что по­зволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. Теоретическое знание возникает на основе анализ а роли и функции некоторого отношения вещей внут­ри расчлененной системы.

2. Сравнение выделяет форм а ль н о общее свойство, знание которого позволяет относить отдель­ные предметы к определенному формальному классу независимо от того, связаны,ли эти предметы между собой. Путем анализа отыскивается такое р ё а л ь н о е и особенное отношение вещей, которое вместе с тем служит генетической основой всех других проявлений системы, это отношение выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого це­лого.'

3. Эмпирическое знание, в основе которого лежит к а б л ю д е н и е, отражает лишь в н е ш н и е свойства предметов и поэтому полностью опирается на

1 В гл. V мы приводили.положение А.Н. Колмогорова о
том, что выяснение материального содержания математиче­
ских понятий очень важно как для развития, самой науки,
так и дня эффективного ее преподавания.


наглядные представления. Теоретическое знание, воз-никающее на основе преобразован и я предме­тов, отражает их в н у т р е н н и с отношения и свя­зи. При воспроизведении предмета в форме теоретиче­ского знания мышление в ыход'ит за пределы чув­ственных представлений.

4. Формально общее свойство выделяется как р я-доположенное с частными свойствами предме­тов. В теоретическом же знании фиксируется связь реально общего отношения с его различными проявле­ниями, связь общего с частным.

5. Конкретизация эмпирического знания состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответ­ствующий формально выделенный класс. Конкретиза­ция теоретического знания требует его превращения в развитую теорию путем в ы в е д е и и я и объясне­ния частных проявлений системы из ее всеобщего ос­нования.

6. Необходимым средством фиксации эмпириче­
ского знания является слов о-термип. Теоретиче­
ское знание прежде всего выражается в способах
умственной деятельности, а затем уже в различных
символо-знаковых системах, в частности средствами
искусственного и естественного языка (теоре-тическое
понятие может уже существовать как способ выведения
единичного из всеобщего, но еще не иметь термино­
логического оформления).

10. Диалектика как основа преодоления

концептуализма, узкого сенсуализма

и ассоцианизма

В эмпирической теории, абсолютизирующей клас­сификационный момент мышления, для объяснения его работы достаточно представления об общем как формально общем. Правда, это с необходимостью ве­дет к номинализму (или к его умеренному виду — к концептуализму; см. выше). Постигающий же характер мышления может быть объяснен лишь при раскрытии





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 134 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...