Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
лого и посредством его. Во-вторых, эту конкретность нужно воспроизвести в ее собственных необходимых формах, свободных от случайных и незначимых для нее взаимодействий, неизбежных в объективном существовании системы, т.е. конкретность нужно брать в «чистом виде». В-третьих, обе первые задачи могут быть решены лишь при рассмотрении объекта в его развитии, в процессе образования самой целостности. Дело в том, что лишь при этом условии можно мысленно расчленить действительно необходимые и лишь случайные формы движения данной конкретности, так как в процессе развития система воспроизводит как свои следствия то, что является ее необходимыми предпосылками. «Если в законченной буржуазной системе, — писал К.Маркс, —...каждое положенное есть вместе с тем и предпосылка, то это имеет место в любой органической системе» [199, стр. 229].
Именно поэтому только при анализе развития можно причину не спутать со следствием, форму — с содержанием. Рассмотрение развития постоянно требует выражения некоторого результата через приведший к нему процесс (уже совершившийся!), а процесса — через ожидаемый результат (еще не совершившийся!). Лишь так можно понять и разобраться в реальных взаимосвязях единичных объектов внутри конкретности. Таковы условия деятельности теоретического мышления. Сможет ли им удовлетворять даже весьма и весьма развитая и изощрённая чувственная деятельность?
Такая чувственность может констатировать наличие всеобщей связи, целостности объекта, зависимости всего от всея. Это очень важный момент теоретической деятельности. Более того, образ такой целостности является ее необходимой предпосылкой. Такая чувственность может давать подробные сведения о фактических зависимостях компонентов системы. Однако она не может сообщать об их опосредовании друг другом, ибо эти опосредования и есть не что иное, как переходы от процесса к результату и обратно (от существовавшего к существующему и от существую-
щего к могущему существовать). Воспроизведение, проигрывание в субъективной деятельности таких переходов в масштабе всей смете м ы — вне возможностей чувственности. А такие опосредования, переходы и есть внутреннее движение, формой которого является необходимость, всеобщность, т.е. внутренняя завершенность и «чи стота». Такое воспроизведение под силу лишь теоретическому мышлению («переходы, опосредования» — его стихия!), и его содержание (специфический тип связей единичного в едином) ни к какой чувственности сведено быть не может1.
Нередко допущение «выхода» теоретического мышления за пределы чувственных восприятий и представлений опирается на идею об ограниченной «разрешающей способности» анализаторов (например, они имеют относительно высокие пороги чувствительности и т.п.) С этой точки зрения понижение порогов или расширение «каналов» связи чувственных образований будто бы позволит анализаторам схватить то, что ныне ими воспринято быть не может (конечно, опять в некоторых пределах). Иными словами, «недостаток» чувственности не в ее качественной природе, а в количественном охвате действительности. В принципе к этой же точке зрения сводится и мнение о том, что мышление нужно там, куда «глаз» наш не может заглянуть либо из-за внешних пространственно-временных
1 При этом следует учесть, что теоретическая работа опирается на символ ы как средства выражения содержания вещей. Л применение символов при сохранении их смысла требует соотнесения их значений со связями все и системы. Э.В. Ильенков пишет об этом так: «...Значение [символа. — В.Д.] все время остается вне его непосредственно воспринимаемого облика, в других чувственно-воспринимаемых вещах и обнаруживается лишь через всю систему отношении других вещей к данной веши пли, наоборот, данной веши ко всем другим» [118, стр. 224]. Ясно, что прослеживание «всей системы отношений» — длительный и весьма запутанный процесс, в принципе н е и з о б р а-ж а е м ы й посредством чувственных образов.
препятствий (на-пример, до поры до времени таковой была обратная сторона Луны), либо из-за исключительно малых или больших размеров изучаемых объектов (атом и галактика). Из-за трудностей подобного рода и возникает проблема, как наглядно представить то, что непосредственно не наблюдаемо (временно или в принципе). Предыдущее рассмотрение природы мышления позволяет нам заключить, что и эти проблемы, и сама тенденция к «наглядному» представлению «ненаглядных» объектов возникают на путях экспансии эмпирического мышления, которая выступает следствием его абсолютизации. Такое мышление, имея дело только с чувственными данными, полагает, что любое содержание должно сводиться к этому, а если «не сводится», то из-за внешних причин (далеко, мало, велико), из-за количественных границ («нельзя объять необъятное»). В последнем случае нужно хотя бы по аналогии с «наглядным» сконструировать образ «ненаглядного»1.
Эта точка зрения обходит вопрос о качестве н-н о й границе чувственной деятельности, а в этом и заключается вся проблема ее соотношения с мышлением. Как было показано выше, такая граница объективно имеет место и положена она не специфической природой наших познающих средств, а природой самой объективной действительности, уже отраженной в формах человеческого познания и определившей их относительные границы. Любое становящееся, лишь опосредуемое целое в самом себе е щ с не определен о. Оно не «переплавило» в
1 Характерно, что подобная точка зрения часто излагается как в философии, так и в психологии и дидактике (см., например, аргументацию, связанную с этой позицией, в статье О.А. Ладоренко [164]. Вместе с тем такую позицию, сформулированную еще в давние времена, когда активной была философия эмпиризма, не следует смешивать с тенденцией к моделированию объектов, к предметно-наглядному изображению скрытых процессов. Моделирование есть особое средство символизации понят и й в научно-теоретическом мышлении.
свои формы совокупность единичных, случайных взаимодействий, а тем самым еще не приобрело необходимости, всеобщности («внутренней завершенности»), закономерности («устойчивости», «отстоявшегося», «спокойного-»). Иными словами, оно еще. н е-действительно, его еще нет, а есть лишь его возможность. Поэтому чувственности здесь еще нечего «схватывать», так как новая целостность не сформировалась из старых предпосылок - она находится в процессе становления. Для воспроизведения в мышлении именно этого процесса важное значение как раз и имеет показ того, как он возможен.
Нередко становление, движение представляется лишь как простая сумма, последовательность внешне определенных, уже ставших состояний, актов покоя. Но при этом описываются лишь результаты становления (порой весьма «дробные», но все же результаты), а не само становление. Его воспроизведение содержит в себе, как подчеркивал В.И. Ленин, показ самой его возможности. Лишь благодаря этому диалектически разрешаются противоречия между непрерывностью (процессом) и дискретностью (результатом) как исчезающими моментами реального становления (см. ленинский анализ этих вопросов [172, стр. 228-233]).
Именно становление, развитие объекта и его форм должно воспроизвести теоретическое мышление. Оно должно в понятии выразить возможность, переходящую в необходимость через взаимосвязи единичных вещей, через их взаимодействие. Оно должно выразить взаимосвязи единичного и всеобщего, подлинная действительность и жизненность которых существует лишь в развитии, в превращении возможности в необходимость. Это и означает, что понятие схватывает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности. Гегель угадал диалектику вещей в диалектике понятий.
Свою деятельность мышление осуществляет нередко уже после того, как реальное развитие предмета произошло. Мышление его реконструирует. Сама действительность уже стала конкретной, необходимой,
Чзо
всеобщей, и мышление показывает, «как это случилось». Но в меру своего развития оно может забегать вперед «природы» и в промышленности осуществлять то, что в «природе» есть только как возможность. Условия ее превращения в действительность как раз и находятся мышлением, но только вкупе с экспериментом как формой практики, осуществляемой в познавательных целях.
Итак, в определенном смысле чувственная деятельность отражает то, что уже осуществилось, а теоретическое мышление — то, что осуществляется как возможное и благодаря чему это возможное становится действительностью. Такое различие бытия и становления существует в самой действительности, и оно определяет качественную границу содержания чувственной деятельности и теоретического мышления. И эту Границу не надо искать в макро- или микрокосмосе. Она проходит в самых простых и близких вещах как объектах познания, ибо в них всегда есть внешнее и внутреннее. Если мы находим абстрактное тождество, образуем классы, каталогизируем и иерархизируем слова-наименования по их значению «рода — вида», то мы двигаемся в сфере внешнего, рационализированного чувственного содержания, полученного через наблюде-ние и лишь представляемого. Но если мы стремимся узнать, как получилась, образовалась данная вещь, т.е. некоторая конкретность, то мы вынуждены будем не только наблюдать ее изменения, но и «искать» условия, действительно определяющие ее становление, т.е. начнем экспериментировать, воспроизводить данную вещь и мысленно прослеживать все обстоятельства этого процесса (другое дело, что часть этих обстоятельств мы «узнаем» из других источников теоретической науки).
Следовательно, граница между собственно чувственным опытом и теоретическим мышлением проходит по линии принятия данного предмета как он есть сам по себе или в наблюдаемой связи с другими и непринятия его таковым, а в выяснении его
происхождения (зачем и почему, на каком основании, по какой возможности он стал таким, а не иным). Первый опыт опирается на наблюдения и представления. Вторая деятельность, включая и себя (по своеобразно, иначе) наблюдение, опирается на познавательное действие, вскрывающее ненаблюдаемые, внутренние связи как источник наблюдаемых явлений. Действия, связывающие внешнее и внутреннее (единичное и всеобщее), есть понимание. Прослеживание конкретного с помощью таких действий есть мышление в форме понятий — теоретическое мышление.
Говоря о действии, мы имеем в виду прежде всего чувственно-предметное познавательное действие. Значит, все-таки «чувственное» — и оно открывает внутренн и е связи? Да, именно чувственное, но с важным добавлением — предметное действие, реально изменяющее объект изучения, экспериментирующее над ним. Оно имеет свой прообраз в практически-предметном действии, но, став познавательным, превратилось в фазу и основу теоретического мышления. Чувственно-предметное познавательное действие свое подлинное раскрытие и смысл получает лишь внутри глобальных задач такого мышления, воспроизводящего всеобщее в понятийной форме. Это действие — сторона движения понятий, выражаемых в символиче-ско-знаковой форме. В свою очередь, понятия всегда опираются на такие действия и реализуют все их потенции, выявляют открываемые ими моменты всеобщего содержания предметов, приводят их в систему, образуют теорию, конкретного, воспроизводят его в идеализированном виде. Этот «вид» уже не сводится к чувственным источникам, он соответствует внутреннему содержанию самой действительности1. В этих двусторонних связях предметно-поз-
1 Обсуждая вопрос о переработке в мышлении чувственных данных и характеризуя переход от них к теории, B.C. Швырев вполне правильно отмечает: «Этот переход есть именно открытие качественно новых видов реальности, вычленение принципиально нового типа содержания, а не просто комбинаторика и суммирование знании на том же уровне содержания» [334, стр. 199].
навательных действий и движения «чистых» понятий как действий со знаками-символами и состоит ед ин-ство чувственного и рационального в теоретическом познании действительности. Оторвать одно от другого — это значит работу с понятиями в плане мысленного эксперимента лишать как элементов всеобщего содержания, так и предметного источника новых форм ум-ственных действий. Самое же предметное познавательное действие при таком отрыве теряет смысл, цель и установку. Конечно, в современной науке единство здесь не непосредственное, а опосредовано многими промежуточными «пунктами» вплоть до разделения труда вообще, самой науки и ее отдельных разделов в частности.
Таким образом, утверждение специфики объективного содержания теоретического мышления не является «ущемлением» роли и значения чувственных источников познания. Здесь лишь определяются место и форма их включения в мышление и раскрывается необходимость последнего как особого способа отражения действительности, назначение которого — «охватить» ее глубже, определеннее, в целом.
Специфику и содержания, и формы теоретического мышления выделял и подчеркивал В.И. Ленин. Некоторые его положения мы приводили выше, но целесообразно дать еще одно, прямо касающееся соотношения чувственного представления и теоретического мышления. «...В известном смысле, — писал В.И. Ленин, — представление, конечно, ниже [мышления. — В.Д.]. Суть в том, что мышление должно охватить все «представление» в его движении, а для этого мышление должно быть диалектическим. Представление ближе к реальности, чем мышление? И да, и нет. Представление не может схватить движение в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить» [172, стр. 209} К
1 Здесь речь идет о скорости света как предельной скорости любого возможного движения.
В этом положении концентрированно выражена суть подхода диалектики к соотношению представления и мышления. Задача мышления — охватить всё представление в его движении, т.е. выразить всю совокупность чувственных данных в развит и и, и для этого необходимо диалектическое м ы ш-л е н и е. Такое мышление должно схватить движение в целом — и оно решает эту задачу, отражает это объективное содержание, недоступное представлению. Чтобы не просто записать цифрами скорость света, а п о-н я т ь ее как предельную скорость любого движения («схватить в целом»), требуется теоретическое мышление.
Целесообразно дать небольшую историческую справку по разбираемой проблеме. Борьба эмпириков сенсуалистов и рационалистов имеет длительную историю. Переломным пунктом в ней был кантовский подход к проблеме. Кант, стремясь преодолеть «дуализм» чувственного и рационального, ввел категорию «чувственного понятия», могущего выражать всеобщее в чувственной форме благодаря деятельности продуктивного воображения, созидающего «схемы» (см. выше). Вместе с тем Кант точно указал то содержание действительности, которое не дано чувствованию, а именно — «связь многообразного», соединение различного в едином (говоря гегелевскими словами — в конкретном) [133, стр. 190].
" В оценке познавательных возможностей чувственности важно также учитывать позицию Гегеля (см., например, [6], стр. 207—245]). Он выделял три ступени сознания — чувственное, воспринимающее и рассудочное сознание (следующей и более высокой формой духа является самосознание). Чувственное сознание, содержание которого дается ощущениями, раскрывает человеку предмет в его непосредственности и единичности ' как сущее единство многообразного и обособленного содержания ощущений, как нечто д а н н о е, о чем человек не знает, откуда оно приходит и почему имеет именно эту определенную природу. Примечательно, что Гегель, который постоянно выделял и подчеркивал специфику мышления, вместе с тем прекрас-
но понимал роль ощущений: как подлинного источника всех видов познания. Так, он писал: «В ощущении \ содержится весь разум, вся совокупность материала духа. Все наши представления, мысли и понятия о внешней природе, о праве, о нравственности и о содержании религии развиваются в нашей ощущающей, интеллигенции» [61, стр. 245]. •
В воспринимающем сознании единичное уже становится в отношение к всеобщему, но именно только становится без раскрытия их подлинного единства. Восприятие может ставить чувственный материал, в отношение к непосредственно не наблюдаемому всеобщему, постигая связность разрозненных единичных вещей. Но поскольку единичности остаются при этом самостоятельными и в корне отличными от всеобщего, то их связность есть смете н и е того и другого. Задачу восприятия Гегель усматривал в том, что оно «делает очевидным то, что если данные обстоятельства имеются налицо, то вот что отсюда следует...» [61, стр.211]. На этой ступени, согласно Гегелю, стоит опыт, на который опирается познание.
Смешение единичного и всеобщего в восприятии приводит к противоречиям, которые разрешаются в рассудочном сознании. Оно постигает единство единичного и всеобщего, но только как их абстрактное тождество, неразличенное внутри себя самого (различение, характерное для конкретного тождества, наступает на уровне самосознания).
Таким образом, наряду с ощущением-наблюдением Гегель выделил еще одну форму чувственной деятельности — восприятие, способное соотносить единичное и всеобщее, устанавливающее всеобщие условия совершения какого-либо события (предусмотрение следствия по наличным условиям). На. наш взгляд, здесь.Гегель очень близко подошел к характеристике той роли, которую выполняет чувственно-предметная деятельность в раскрытии необходимых связей, явлений. Это значение деятельности было отчетливо выделено Ф.Энгельсом на примере установления человеком необходимых причинных связей.
Выше мы неоднократно говорили о своеобразии живого созерцания как формы отражения. И в этом вопросе до сих пор большой интерес представляют некоторые идеи Гегеля. Он специально отмечает, что в самом широком смысле название «созерцание» можно дать уже чувственному сознанию (собственно, так часто и делается). Однако в его подлинном значении созерцание существенно отличается от непосредственности чувственного сознания. Предмет созерцания имеет назначение быть «не единичным, распадающимся на многообразие сторон, но целокупностыо, крепко сдерживаемой связью полноты определений... Одухотворенное, истинное созерцание, напротив, схватывает субстанцию предмета во всей ее полноте» [61, стр. 251]. Поэтому во всех науках справедливо исходить из созерцания предмета только тогда можно продвигаться в рассмотрении его особенных черт, коренящихся в субстанции, не теряясь в частностях, в многообразии разрозненных деталей. Но при всей исключительной важности созерцания, фиксирующего субстанцию предмета, подлинное познание остановиться на нем не может. «В непосредственном созерцании, — пишет Гегель, — я, правда, имею перед собой весь предмет в его целом, но лишь во всесторонне, развитом познании, возвращающемся к форме простого созерцания, предмет стоит перед моим духом как некоторая внутри себя расчлененная, систематическая целокупность» [61, стр. 252].
Такое созерцание в отличие от обычного чувственного наблюдения является сложной деятельностью, опирающейся на высокую общую культуру человека. Гегель специально подчеркнул этот момент: «Вообще только образованный человек обладает созерцанием, свободным от массы случайного, вооруженным полнотой разумного содержания» [61, стр. 252].
Итак, созерцание, отражающее конкретность предмета, нельзя отождествлять с любой чувственностью. Как было показано выше, именно эту форму непосредственного созерцания «целокупности», всеоб-
щего в природе находил у древних греков Ф.Энгельс,
полагая "ее одновременно началом диалектического
мышления в его «первобытной простоте».... я
■ ■■'') 8. Способ восхождения от абстрактного т
,..'... к конкретному
Теоретическое воспроизведение реального конкретного как единства многообразного осуществляется единственно возможным и в научном отношении правильным способом восхождения от абстрактного к конкретному. По словам К.Маркса, это «...способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретт ное, воспроизводит его как духовно конкретное». Если духовно конкретное, мысленное целое есть продукт мыслящей головы, действующей этим способом, если в мышлении конкретность «выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт», то в действительности она — подлинно исходный пункт «и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления» [187, стр. 727]. Реальное конкретное вначале выступает перед человеком как чувственно данное. Чувственная деятельность в своих особых формах созерцания и представления способна воспринимать целостность объекта, наличие в нем связей, ведущих к всеобщности. Но установить характер этих, связей чувствование не может. М.М. Розенталь, отмечая своеобразие выражения конкретного в созерцании, пишет: «О таком конкретном можно сказать, что оно столь же видимо, сколь и невидимо» [271, стр. 436].
Задача теоретического мышления состоит в том,, чтобы данные созерцания и представления переработать в форме понятия, а тем самым всесторонне воспроизвести систему внутренних связей, порождающих, данную конкретность, раскрыть ее сущность.
С чего начинать такое воспроизведение? Само название его способа говорит о том, что идти нужно от абстрактного, и действительно, «абстрактные опреде-
ленмя ведут к воспроизведению конкретного посредством-мышления» [187, стр. 727]. В характеристике абстрактного диалектическая логика расходится с тем узким его пониманием, которое было присуще традиционной формальной логике и которое мы подробно изложили в предыдущих главах. Напомним, что под конкретным в ней подразумевается отдельный чувственно воспринимаемый предмет или его наглядный образ, а под абстрактным — повторяющиеся, сходные отдельные свойства какой-либо совокупности предметов, мысленно отделенные от самих этих предметов и рассматриваемые самостоятельно. Образовать абстракцию — это значит найти такие общие свойства и мысленно отчленить их от других. Затем можно иметь дело лишь '; этими абстрагированными свойствами без представления всего предмета в целости его свойств. Ясно, что реально содержание такой абстракции не существует. Свойство от самого предмета как носителя в действительности отделиться не может (это возможно «только в абстракции»).
Такие абстракции, позволяющие выделить классы предметов и проводить их классификацию, совершенно необходимы при эмпирическом описании любой более или менее сложной конкретной действительности (реального целого). Так, всякая экономическая система имеет много сторон и компонентов. Чтобы ориентироваться в ней, а тем более так или иначе описывать (например, даже в сугубо деловых целях), необходимо как-то расчленить ее, выделить отдельные простые компоненты, а затем соотнести их друг с другом, скоординировать. Наблюдения, сопоставления, анализ позволяют решить эту задачу. Они обнаруживают, что население данной страны имеет потребности, удовлетворяемые за счет продуктов, получаемых в процессе труда, что эти продукты-товары могут обмениваться — имеют меновую стоимость и т.д. Все эти простейшие определения (стороны) системы суть абстракции от ее реального сложного, целого. Абстракции потому, что ведь №Т потребностей вообще, есть частные и весьма разные отдельные потребности,, как и отдельные кон-
кретные виды труда (промышленного, сельского и т.п.). К.Маркс отмечал следующее: «Производство вообще — это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений» [187, стр. 711]. При описании действительности такие абстракции позволяют как бы «спрессовать» множество сходных явлений в «одно» и, говоря только о нем, подразумевать все остальное без повторения.
Благодаря таким абстракциям людям становятся известны многие свойства и отношения вещей. Но, как остроумно заметил Гегель, известное еще не есть познанное. Такие сведения, сколько бы они ни были обширными, сами по себе не дают знания о подлинных связях и переходах в наблюдаемых объектах, о причинах и тенденциях их изменений. Все это создает почву для довольно превратного понимания подлинного положения вещей. Так, К.Маркс показал, насколько извращенно понимают свои взаимоотношения участники капиталистического производства, усматривающие его механизм в отношениях самих вещей, а не в отношениях собственности (товарный фетишизм). И примеров фетишизма разного рода, возникающего при эмпирическом отношении к действительности, особенно социальной, можно привести немало.
В описательных науках постоянно делались и делаются попытки упорядочить созданные абстракции, соединить их, построить систему, дающую целостную картину предмета, от которого они были первоначально «отторгнуты». Но как это сделать? Такой синтез не может состоять в простом мысленном сближении полученных абстракций — тогда получится не система, а набор рядоположенных определений. В реальной конкретности заключено много связей, и не все они имеют значение при теоретическом ее воспроизведении. Следовательно, нужно главное, существенное отделить от слоя случайных абстракций, а, кроме того, затем в мышлении придерживаться сути дела, а не побочных опосредовании, всюду имеющихся в сложном целом. Но где взять критерий «сущности», как затем
мм руководствоваться, например, при выборе и с х о д-н ы х абстракций? Сами по себе они этого критерия не имеют. Среди них нельзя однозначно выделять исходное и последующее, главное и неглавное. Традиционная формальная логика на этот счет правил не формулирует.
На пути использования полученных абстракций есть еще две трудности. Во-первых, имея их, теоретик не может быть уверен, что наличный набор достаточен для построения здания системы, а вдруг особо важных абстракций недостает? Во-вторых, при создании системы в собственном смысле этого слова необходимо, чтобы одни положения выводились из предшествующих, ив том содержании, которое получится при таком выведении и не дано заранее. Однако сам замысел построения системы из уже образованных абстракций противоречит этому требованию.
Названные обстоятельства (их в принципе можно расширить) показывают, что формальные абстракции, полученные на описательно-аналитической стадии.изучения объекта, не содержат в своем наборе условий, необходимых для воспроизведения конкретности. Эти условия лежат вне таких абстракций, которые, кстати, при своем образовании вовсе и не были нацелены на последующее использование при восхождении к конкретному. Они возникали для других целей — для выделения классов предметов по общему свойству и систематизации этих классов.
Как отмечалось выше, теоретическое мышление может воспроизводить свой объект только через рассмотрение его развития. Дело в том, что лишь в этом случае может быть уловлена и рационально выражена ■не только наличность тех или иных вещей и их свойств, но и их возможность, как таковых, с последующим определением условий их появления в той или иной форме, но обязательно всеобщей. Если нечто возникает, то возникает в простом, нерасчлененном, неразвитом виде. Для многообразия его проявлений необходимо и время, и особые условия, требующие расчленения, развития этого нечто. Но если данное
нечто в своем развитии приобретает частные формы.и виды, то они будут частными по отношению к его простому, нерасчлененному существованию, т.е. к их всеобщей основе, как таковой. Теоретический анализ всегда и стремится к тому, чтобы выявить возникновение таких всеобщих форм того или иного изучаемого объекта и представить их в виде теоретических абстракций.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 114 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!