Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Редакторская подготовка изданий



56. Книжное издание и его признаки. Состав издания. Редакторский анализ. Функциональное и целевое назначения издания. Читательский адрес.

Издание – документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Отличительным признаком издания является наличие содержательной основы, под которой нужно понимать литературное произведение. Далее в числе необходимых признаков отмечается редакционно-издательская обработка произведения. Обязательным условием является печатное или тиснением оформление в виде самостоятельного объекта и как минимум с выходными сведениями.

В состав издания входят произведение литературы и аппарат. Обязательным элементом произведения является текст, который состоит из некоторого множества смысловых (содержательных) элементов и может иметь различную структуру в зависимости от вида литературы, содержания и жанра произведения. Наряду с текстом в произведении могут быть нетекстовые элементы отображения содержания: иллюстрации, таблицы, формулы.

Аппарат нужен, чтобы отличить издание от другого, быстро и безошибочно сориентироваться в его содержании, иметь возможность идентифицировать его и осуществить поиск в потоках и массивах других изданий и проч. В общем случае аппарат издания включает: выходные сведения, аннотацию или реферат (в научных изданиях), содержание (оглавление), библиографические элементы, указатели различного назначения, примечания, комментарии и др. Состав аппарата и его полнота определяются видом издания.

Само издание представляет собой продукт редакционно-издательской деятельности, в которой произведение выполняет роль объекта, на который направляется деятельность редактора. Наряду с редактором в работе принимают участие: корректоры, операторы ЭВМ, технические редакторы, верстальщики, художники и оформители (дизайнеры), полиграфисты, маркетологи.

Во всей своей работе редактор пользуется профессиональным методом – редакторским анализом. Он анализирует и оценивает читательские потребности, книжные потоки и массивы по теме издания, находит рукопись произведения или автора, которому делает заказ, формирует свой или рассматривает авторский замысел и т.д.

До того, как приступить к подготовке издания, редактору приходится отвечать на два вопроса: следует ли издавать данную книгу и, если следует, то какой ей быть. Эти вопросы требуют ответа даже в том случае, когда издание стоит в плане. После составления плана и относящихся к тому периоду предварительных проектов до момента, когда нужно приступать к его реализации, обычно проходит какое-то время, в течение которого ситуация может получить иной характер. Тем более нужны ответы на поставленные вопросы, если от автора поступит инициативная рукопись или у издательства возникла собственная потребность выпустить внеплановую книгу.

Редактор обычно информирован относительно положения в книгоиздании и книжной торговле по профилю своего издательства. Однако, когда стоит вопрос о конкретном издании, ему приходится еще раз изучать, анализировать и оценивать книжный поток, рынок, читательские потребности, общественную значимость предполагаемого издания.

Полученную информацию редактор сопоставляет с авторским замыслом произведения, у него рождается замысел издания. При этом ему нужно также принять во внимание возможности издательства по подготовке оригинала-макета и дальнейшему участию в процессе прохождения издания до выпуска в свет и по распространению. Особую роль играет учет типологических признаков будущего издания: целевого назначения, читательского адреса, характера информации.

Располагая исходной информацией, редактор имеет возможность проработать и сформировать концепцию издания.

Концепцией определяется вся последующая творческая и другая работа редактора над изданием: разработка плана-проекта и написание пробных фрагментов будущего произведения, анализ, оценка авторского оригинала и его совершенствование; разработка концепции иллюстрирования произведения и оформления книги; моделирование издания и его подготовка; систематизация элементов издания и формирование издательского оригинала; контрольно-аналитическая работа на этапах его тиражирования и выпуска в свет.

С точки зрения психологии творчества понятие концепции нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которая складывается в ходе и в результате редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик. На основе концепции разрабатывается модель издания.

Признаки издания необходимы для того, чтобы вскрыть его сущность. К таким признакам, которые можно считать необходимыми и достаточными, следует отнести функциональное назначение, читательский адрес, характер информации и конструкцию. На практике характеристика конкретного издания не ограничивается только перечисленными признаками, и это нужно учитывать при редакторской подготовке каждого издания в отдельности.

Функциональное назначение рассматривается как более четкое и ясное выражение признака «целевое назначение». Функциональное назначение отображает связь и функциональную зависимость группы изданий от потребностей определенной сферы общественной жизни и практики. Таким образом, с одной стороны, общественные потребности ставят задачи по созданию и выпуску определенных изданий, с другой – осуществляется подготовка изданий для удовлетворения этих потребностей.

Функциональное назначение и целевое назначение отчасти идентичны как признаки издания. Однако функциональное назначение более полно учитывает возможности издания по удовлетворению задач и интересов общества. К примеру, целевое назначение научных изданий заключается в отражении в системе научных коммуникаций результатов познавательной деятельности. Если смотреть с позиций функционального назначения, то в их функциях отражаются фиксирование результатов научного познания, они играют заметную роль в повышении уровня научных знаний и т.д.

Целевое назначение отражает тот факт, что издание создается для передачи читателям определенных знаний. Каждый раз при этом преследуются определенные цели: обобщение знаний в той или иной области, их распространение, обмен результатами научного познания, формирование общественного сознания, норм права, морали и т.д. Целевое назначение – общественное назначение, под которым понимается общественно необходимое воздействие, которое должно оказать издание на читателя. Целевое назначение и читательский адрес связаны и образуют комплексный признак, имеющий важное значение для систематизации изданий.

Читательский адрес. На первый взгляд может показаться, что читательский адрес является дополнением к функциональному назначению издания. Однако такое имеет место только в некоторых случаях. Так, например, основным читателем научного издания является ученый. Читательский адрес других видов издания может быть детально конкретизирован: их читатели подразделяются по социальному признаку – учащиеся; по сфере обучения – учащиеся школы, ПТУ, студенты колледжей, вузов; по форме обучения и т.д.

Большая часть литературно-художественных, научно-популярных изданий выпускается с ориентировкой на широкие читательские круги, без особого учета образования, социального положения, специальности и порой возраста, т.е. на «массового читателя».

Характер информации – выражает особый опосредованный характер взаимоотношения содержания с функциональным назначением, читательским адресом и конструкцией издания. Так, на одну и ту же тему, на одном и том же материале можно написать произведения разных жанров и на их основе создать соответствующее количество изданий.

Один из основных признаков характера информации – глубина разработки проблемы. Характер информации характеризуется также тем, какие языково-стилистические средства используются в произведении для изложения его содержания.

Применение книги для выполнения ее функционального назначения и ее соответствие читательскому адресу зависят еще и от конструкции, которая непосредственно связана с характером информации. Конструкция включает в систему признаки, связанные с расположением материала, оформлением и полиграфическим исполнением издания. В этот комплекс входят взаимное расположение и связь составных частей (структура) книги и художественно-оформительские элементы.

Общий смысл формирования структуры и оформления издания в том, чтобы сделать его целостной вещью, которая и с внешней, и с внутренней стороны должна отвечать своему функциональному назначению, а также читательскому адресу, характеру информации и условиям использования.

Основные задачи дизайна – способствовать наилучшему восприятию и пониманию текста, а также обеспечивать цельность издания. Все это требует внимания, забот и контроля редактора издания.

57. Подходы к систематизации книжных изданий. Виды непериодических изданий по целевому назначению и характеру информации

Одной из основных типологических категорий в книговедении является вид издания. Он представляет собой типологическую группировку значительного множества изданий, которая сформировалась и реально существует в практике.

ГОСТ 7.60—2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» стандартизовал следующие основания для формирования групп по видам изданий:

Наибольшей общностью для всех изданий обладают: целевое назначение, которое по сути отражает в концентрированной форме функциональную роль издания, и характер информации. И тот и другой признаки характеризуют издание независимо от его иных признаков: объема, знаковой природы информации и проч. Виды изданий обладают еще одной общностью — читательским адресом, в том смысле, что этот признак свойствен каждому изданию.

Функциональный признак у каждого издания тоже свой, каждая книга имеет свой состав функций. Однако определенное функциональное свойство не является признаком, связанным всего лишь с одним каким-либо конкретным изданием. Например, взять такое издание, как каталог. В основе его функций есть справочная и рекламная. Информационная, познавательная, коммуникативная и ряд других функций принадлежат нескольким видам изданий — научным, научно-популярным, учебным. А вот функция популяризации научных знаний относится только к научно-популярному изданию.

Фактически каждый вид издания может быть многофункциональным. Так, из примера по поводу функции популяризации научных знаний не следует делать заключение, что научно-популярное издание не имеет других функций.

Существует несколько вариантов типологических моделей, отдельные из которых представляют собой определенную знаковую систему (схему, таблицу и т. п.), составленную из научных категорий и понятий, в своем единстве отражающих социальную сущность книги как способа информационного общения.

Подходы к систематизации книжных изданий. Наиболее сложный характер имеет типологическая модель книги, представленная в ряде работ А. Гречихина. Автор рассматривает систематизацию книги как логически сложный, многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному, обозначая каждую ступень определенной систематической категории. Самым верхним уровнем систематизации всего реального многообразия книги считается «тип». Тип книги является наиболее абстрактной категорией. По своему объему «тип» отображает все реальное многообразие книги в самом общем содержании — на уровне свойств, существенных признаков, объединяющих это реальное многообразие. Все последующие систематические категории в направлении от абстрактного к конкретному (от самого верхнего к самому нижнему) должны быть богаче по содержанию и меньше по объему.

Самой конкретной, единичной систематической категорией оказывается категория, в которой отражается «все реальное богатство содержания, присущее конкретно данной книге». Такая категория получает название «книга-индивид». По своему содержанию она «отражает не только самые общие признаки, свойства определенной книги, объединяющие ее со всем возможным многообразием таких изданий, но и присущие исключительно ей индивидуальные признаки, отличающие ее от других книг-индивидов».

Между верхними и нижними границами систематизации, обозначаемыми «типом» и «индивидом», возможно «бесконечное разнообразие промежуточных уровней систематизации, отражающих родовидовые отношения «книг-индивидов». Систематические категории промежуточных уровней одновременно могут быть и подчиняющими, следовательно, менее конкретными по содержанию, но более широкими по объему, и подчиненными, более конкретными по содержанию, но меньшими по объему. Соответственно эти промежуточные систематические категории предлагается рассматривать как родовые или видовые: род книги подчинен типу, в то же время он подчиняет видовые категории.

Вид книги является единичной научной категорией, которая определяет нижний предел систематизации. Вид отражает только книги-индивиды и их свойства, которые не подвергаются дальнейшему логическому делению. Такова одна точка зрения.

Согласно другой позиции, на которой стоит Книжная палата, на основное место при рассмотрении системы изданий ставится вид издания, о чем уже было сказано в начале раздела. Используется понятие и типа издания, который обозначает самый низкий предел систематизации. Тип издания рассматривается как конкретная модель издания, единичное типичное явление, отдельное издание в системе подвида. Тип отражает индивидуальные признаки издания, число которых обычно увеличивается по мере их конкретизации.

По третьему варианту, автором которого является Н. П. Лавров, систематизация изданий и их типизация основываются на понятии типа. Под типами изданий понимаются группы изданий, образуемые по различиям в целевом назначении и характере информации.

Из трех названных и отчасти рассмотренных концепций в практике издательского дела и редактирования имеет распространение и используется типология Книжной палаты. Издания, их основные виды, а также термины и определения представлены в ГОСТ 7.60—2003. Стандарт дает определение только видов изданий и не имеет в своем составе термина «тип издания».

Видовой ряд книжных изданий, применяемый в настоящее время Российской книжной палатой, выглядит следующим образом:

Приведенная видовая классификация основана на целевом назначении изданий. Учитывая, что целевое назначение тесно связано с читательским адресом, в самостоятельный вид книжных изданий выделяют издания для детей.

По характеру информации выделяются следующие виды изданий:

Группы изданий с учетом принципа отбора произведений в их состав с некоторых пор принято называть жанрами книжных изданий. К ним относят:

Жанр издания редактор определяет на этапе его формирования, т. е. в издательстве. Поэтому в названии «издательский жанр» заключен двоякий смысл: жанр издания и жанр, который формируется в издательстве.

Виды непериодических изданий по целевому назначению и характеру информации согласно ГОСТ 7.60—2003:

Виды непериодических изданий по целевому назначению:

Виды непериодических изданий по характеру информации:

1. Научные и научно-популярные издания

1.1. монография: Научное или научно-популярное издание, содержащее

полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

1.2 сборник научных трудов: Сборник, содержащий исследовательские

материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

1.3 материалы конференции (съезда, симпозиума): Непериодический

сборник, содержащий итоги конференции в виде докладов, рекомендаций, решений.

1.4. препринт: Научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

1.5. пролегомены, введение: Научное или учебное издание, содержащее

первичные сведения и основные принципы какой-либо науки.

1.6. тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума): Научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до

начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).

1.7. автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования,

представляемого на соискание ученой степени.

2. Официальные и нормативно-производственные издания

2.1. инструкция: Официальное издание, содержащее правила по регулированию производственной и общественной деятельности или пользованию изделиями и (или) услугами.

2.2. прейскурант: Официальное и (или) справочное издание, содержащее

систематизированный перечень материалов, изделий, оборудования, производственных операций, услуг, с указанием цен, а иногда и кратких характеристик.

2.3. стандарт: Официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством.

2.4. уставное издание: Официальное издание, содержащее устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок определенной деятельности.

3. Производственно-практические издания

3.1. инструктивно-методическое издание: Производственно-практическое

издание, содержащее документы определенного типа и методические

рекомендации по их использованию, адресованные специалистам в помощь их практической деятельности в рамках данного ведомства.

3.2. практическое пособие: Производственно-практическое издание, предназначенное для овладения знаниями и навыками при выполнении работы.

3.3. практическое руководство: Практическое пособие, рассчитанное

на самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками.

3.4. памятка: Производственно-практическое издание, имеющее небольшой объем, содержащее практические сведения, полезные в производственной деятельности или повседневной жизни.

3.5. промышленный каталог: Каталог, содержащий систематизированный

перечень промышленной продукции.

4. Учебные издания

4.1. учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

4.2. учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

4.3. практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

4.4. учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.

4.5. учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

5. Справочные и рекламные издания

5.1. энциклопедия: Справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. П р и м е ч а н и е — В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную, специализированную, региональную энциклопедии.

5.2. словарь (Ндп. словарь-справочник): Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными.

5.2.1. энциклопедический словарь: Энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке.

5.2.2. языковой словарь: Словарь, содержащий перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом их на другой язык.

5.2.2.1. идеографический словарь: Языковой словарь, в котором языковые единицы размещены в соответствии с их смысловой близостью.

5.2.2.2. орфографический словарь: Языковой словарь, дающий нормативное написание слов.

5.2.2.3. орфоэпический словарь: Языковой словарь, дающий нормативное произношение слов.

5.2.2.4. переводной словарь: Языковой словарь, в котором сопоставляются языковые единицы двух или более языков.

5.2.2.4.1. разговорник: Популярный двух- или многоязычный языковой словарь, содержащий общебытовую лексику и фразеологию и служащий пособием для общения.

5.2.2.5. толковый словарь: Языковой словарь, разъясняющий значение слов какого- либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения.

5.2.2.6. частотный словарь: Языковой словарь, содержащий перечень слов, расположенных по степени их употребления в речи.

5.2.2.7. этимологический словарь: Языковой словарь, разъясняющий происхождение языковых единиц.

5.2.3. терминологический словарь: Словарь, содержащий термины какой-либо области знания или темы и их толкования.

5.3. справочник: Справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. П р и м е ч а н и е — По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.

5.3.1. адресная/телефонная книга: Справочник, содержащий список каких-либо адресов/телефонов.

5.3.2. каталог: Официальное, справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.

5.3.2.1. каталог аукциона: Каталог, содержащий перечень предметов, представленных на аукцион.

5.3.2.2. каталог библиотеки: Каталог, содержащий перечень книг, находящихся или находившихся в какой-либо библиотеке.

5.3.2.3. каталог выставки: Каталог, содержащий перечень предметов, экспонируемых на выставке, и их описание.

5.3.2.4. каталог товаров и услуг: Каталог, содержащий перечень товаров и услуг, предлагаемых потребителю.

5.3.2.5 музейный каталог: Каталог, содержащий перечень предметов (полный или частичный), находящихся в музее (музеях), и их описание.

5.3.3. проспект (Ндп. каталог; каталог-проспект): Справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень услуг, предметов (описание одного предмета), предназначенных к выпуску, продаже или экспонированию.

5.3.4. путеводитель: Справочник, содержащий сведения о каком-либо географическом пункте или культурно-просветительном учреждении (мероприятии), расположенные в порядке, удобном для следования или осмотра.

5.3.5. биобиблиографический справочник/словарь: Справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность.

5.3.6. биографический справочник/словарь: Справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

5.4. афиша: Рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки.

6. Литературно-художественные издания

6.1 альманах: Сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.

П р и м е ч а н и е — Альманах может быть также сериальным изданием.

6.2. антология: Непериодический сборник, включающий избранные литературно-художественные произведения или извлечения из них, преимущественно стихотворные.

6.3. документально-художественное издание: Литературно-художественное издание, содержащее произведение, основой которого послужил документ, реальное событие или деятельность исторического лица.

6.4. научно-художественное издание: Литературно-художественное издание, содержащее произведение, в основу которого положен научный факт.

6.5. песенник: Сборник текстов песен, собранных по различным признакам — тематике, принадлежности одному автору, нередко сопровождаемых нотами.

59. Работа редактора над научным изданием

В научном произведении как элементе научной коммуникации должны находить наиболее полное отражение предмет, цель и задачи научного исследования, его характер, метод и результат. Необходимым условием редакторской подготовки научного издания являются знание и учет жанровой специфики произведений научной литературы. В практике научного книгоиздания редактору приходится иметь дело с такими жанрами литературных произведений, как научная монография, научная статья, доклад, тезисы доклада, рецензия.

Редактор должен обращать внимание на актуальность темы и обоснованность ее выбора. Оценив актуальность темы, редактор определяет полноту и точность отражения в авторском оригинале вопросов, предусмотренных планом-проспектом. При этом редактор может обсудить с автором и при необходимости обратить его внимание на целесообразность уточнений и изменений, имеющих важное значение для подготовки издания. Тут редактор должен учитывать, что от написания проспекта до завершения авторского оригинала проходит порой значительное время, поэтому отступления от ранее принятого плана могут быть обусловлены, в частности, логикой объективного развития науки.

На стадии первичного анализа и оценок авторского оригинала редактору следует еще раз обратиться к выяснению того, какое место займет данное издание в ассортименте литературы по освещаемой теме. Для этого требуется знать, когда и какие книги изданы, какие имеются в продаже, какие подготавливаются к печати и т.д.

Необходимым условием редакторской подготовки научного издания являются знание и учет жанровой специфики произведений научной литературы. В практике научного книгоиздания редактору приходится иметь дело с такими жанрами литературных произведений, как научная монография, научная статья, доклад, тезисы доклада, рецензия.

Анализируя разработку темы, редактор пользуется общими критериями, применяемыми в теории и практике редактирования, учитывая при этом специфику научного произведения. Редактор оценивает научность, достоверность, обоснованность фактического материала, его репрезентативность, полноту; структуру произведения, логику его построения, языково-стилистические качества, реализацию замысла (цели исследования), чтобы составить достаточно полное представление о целесообразности работы над подготовкой издания. На методику редактирования конкретных произведений научной литературы оказывают влияние их жанровые особенности, резко выраженная специализация и глубокое расчленение современной науки на отдельные отрасли, что является следствием ее дифференциации и одновременно с этим интеграции. Своей спецификой отличается редактирование произведений в различных областях наук – естественных, общественных, технических.

Анализируя фактический материал, редактор должен учитывать, что подлинная наука ничего не должна принимать на веру, она существует и развивается на почве достоверных фактов. До времени пока явление или событие не установлено и не познано, его нельзя считать фактом науки. Когда же оно установлено и доказано, оно становится и отображается как объективная истина.

Поскольку одна из задач редактирования состоит в том, чтобы обеспечить гармоничное единство содержания и формы научного произведения, большое значение имеет анализ его структуры. Детальное изучение структуры, сознательная акцентировка внимания на этом аспекте анализа позволяют добиться ясности изложения материала, сконцентрировать интерес читателя и направить его восприятие на первоочередное постижение наиболее значительных в научном отношении фрагментов текста.

Работа над структурой, усовершенствование ее в процессе редактирования – весьма важная и ответственная задача, решение которой требует глубокого осмысления произведения в целом. Одно из основных требований к структуре произведения – чтобы материал излагался по четкому плану. Анализируя и оценивая структуру произведения, редактор обязан обратить внимание на то, имеется ли четкая постановка задачи, учитывается ли читательский адрес, как выделены результаты исследования. Структура должна обеспечивать быстрое, точное, доходчивое доведение содержания до читателя.

Анализируя авторский оригинал произведения, редактор обязан оценить значимость его различных частей и соотношение между ними. Нужно убедиться, что текст не перегружен второстепенными материалами и особенно такими, которые представляют собой черновые, предварительные, рабочие варианты без необходимых обобщений и выводов. Не менее важно установить, насколько логично деление основной части на разделы, главы, параграфы и абзацы. Система рубрик является наглядной формой реализации внутренней структуры научного произведения. Однако не следует принимать без анализа рубрикацию, предложенную автором. Может случиться так, что предложенное им оглавление не во всем отражает содержание произведения. Поэтому в процессе чтения авторского оригинала редактору следует составить свой план, имея в виду, что рубрикация является важным средством, обеспечивающим реализацию авторского замысла, всесторонне исследовать взятый им предмет, выявить его существенные отличительные черты и связь с другими, ему подобными, предметами действительности. Таким образом, структура научного произведения неразрывно связана с содержанием и логикой его изложения, она подчинена созданию условий удобства работы читателя над произведением, быстрого и точного нахождения нужной информации.

Основой произведения является текст, в нем заключено содержание, он служит носителем основной информации. Именно поэтому в работе редактора над произведением главное внимание уделяется тексту. Отсюда важно знать, что текст должен обладать такими свойствами, как развернутость, целостность, системность, связность, завершенность.

Редактору следует учитывать, что в структуре научного текста можно выделить понятийно-логическую, оценочную составляющую и композицию содержания. Эти компоненты являются средством обеспечения таких отличительных свойств текста, как единство и связность. Потребность в связях становится затем необходимой в процессе синтеза информации. Для этого используется логическая связь, которая обеспечивает смысловую последовательность и непротиворечивость изложения и определяет способ группирования материала. При этом важно соблюдать единый подход к рассматриваемым явлениям (предметам).

Анализ терминологии относится к одной из обязательных составляющих работы редактора над подготовкой научного произведения к изданию. Важно не допустить ошибочного использования терминов и добиться точного и однозначного их употребления. Возможные ошибки могут быть следствием нарушения существующих отношений между отражаемыми в произведении понятиями, что может проявляться в так называемой ложной синонимии. Ее причинами могут стать отсутствие четких границ между понятиями, смешение терминов различных научных дисциплин, использование профессионализмов в качестве терминов. Очевидно, что многозначность термина в пределах одного произведения может оказаться серьезной помехой для читателя. Терминологические ошибки в научном произведении одной многозначностью не ограничиваются. Редактору необходимо внимательно анализировать и оценивать терминосистему, придавая этому такое же значение, как и работе над фактическим материалом.

В научном произведении, пожалуй, как ни в каком другом, используются все известные средства отображения содержания – текст, формулы, таблицы, иллюстрации; используются элементы всех литературных жанров – информационного, аналитического, художественно-публицистического. При всем стремлении оставаться объективным ученым исследователь так или иначе выражает свое отношение к предмету и ходу исследования, он не бывает бесстрастным в оценках работ, принадлежащих другим авторам, и равнодушным к своим результатам. Конечно, редакторская оценка стиля изложения научного произведения базируется прежде всего на соответствии авторской манеры нормам и стандартам научной коммуникации, жанровым и видовым особенностям будущего издания. Должно соблюдаться и основное требование – доказательность и объективность всех суждений и оценок как основа достоверности научного результата. Однако при всем при этом эмоциональные и экспрессивно-оценочные моменты, личные пристрастия, автора могут иметь место в произведении, с чем редактору нужно считаться.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4527 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...