Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Соврем. Отеч. И заруб. Книжное дело



43. Книгоиздание в системе современного книжного дела

На фоне постоянно растущих объемов книгопроизводства как в России, так и во всем мире, постоянно повышается роль издательств в структуре книжного дела, растет число издательских организаций, их влияние на величину и диапазон репертуара выпускаемых книг и брошюр, на качество издаваемой продукции.

С использованием новых средств меняется технология производства и продажи книг.

На протяжении 60 с лишним лет сущность книгоиздательского процесса в нашей стране сводилась в основном к политической и идеологической оценке представленной авторами рукописи, то есть к так называемому редакторскому анализу, а также к технической обработке и подготовке издательского оригинала к производству. Проблемы реализации книги - главного звена издательского дела в мировой практике - государство брало на себя, предоставляя соответствующие суммы оборотных средств государственному же книготоргу для централизованной скупки выходящей литературы и последующего распределения ее по всем регионам страны.

В современной общественной практике под издательским делом понимается форма деловой активности, связанная с выпуском и распространением различных изданий, т. е. более расширительно, чем просто процесс книгопроизводства. Поскольку для совокупного обозначения газетного и журнального дела обычно используются термины «пресса» и «периодическая печать», а в последние годы - «печатные средства массовой информации», в российском книговедении издательским делом по традиции называют преимущественно книгоиздательское дело или просто книгоиздание как часть более общего понятия «книжное дело». Издательское дело рассматривается как производство и распространение книг и брошюр, других видов непериодических изданий, а также тех видов сериальных или продолжающихся печатных изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.

Именно на этапе издательского дела сосредоточены все основные творческие процессы, характерные для создания книги, - формирование замысла издания, поиск автора, способного в наиболее эффективной степени воплотить этот замысел в жизнь, создание и организация работы всего творческого коллектива (художник, дизайнер, переводчик и т. д.), обеспечение соответствующего полиграфического исполнения тиража, и, наконец, но не в последнюю очередь, осуществление полной маркетинговой программы, нацеленной на то, чтобы книга нашла своего читателя/покупателя.

С точки зрения экономической издательское дело представляет собой одну из форм предпринимательства, базирующуюся на началах книжного маркетинга. И в этом отношении издательское дело можно назвать ведущим направлением книжного дела, поскольку именно издатель принимает на себя весь риск по выпуску книги как товара, т. е. предмета, предназначенного для продажи и призванного удовлетворить потребности определенной группы читателей.

Превратившись в результате эволюции издательского производства из посредника между автором и типографией в посредника между автором и читателем, издатель все больше и все чаще становится в определенной степени «праавтором» будущего издания, планирующим зачастую не только форму, в которую облекаются произведения автора, но и само произведение. Важной отличительной чертой издательского дела является тот факт, что каждая выпускаемая книга, даже обычное переиздание, является, по сути, новым проектом, производственно-экономической реальностью, новым творческим решением и новым маркетингом. Именно издательский проект является основным видом продукции любой современной книгоиздающей структуры в ее главной, творческой ипостаси, и не случайно именно издательское название (title) является ведущим показателем активности издательства, преимущественной формой статистического учета в мировом книжном деле.

Как бы ни были сильны в книге ее духовные стороны, культурная составляющая, но издательское дело - это прежде всего предпринимательство. Вкладывая свои или заемные средства в издания, издателю-инвестору приходится так планировать помещение капитала в другие издания, чтобы результирующая строка в балансе доходов и расходов позволила не только покрыть возможные убытки, но и получить прибыль. Многие издатели из разных стран мира разделяют точку зрения философа книжного бизнеса, вице-президента и главного редактора американского издательства «Даблдей Паблишинг Компани» Сэмюэла Воэна, утверждавшего, что «без умеренной прибыли издатель не сделает ничего. Если не выпускать в свет книги, которые можно продать, а на вырученные средства оплатить аренду и выдать зарплату, издательство не сможет вообще выпускать книг - ни серьезной литературы, ни чтива».

Органичное сочетание творческой и предпринимательской функций дают основание считать издателя ведущей фигурой во всей структуре книжного дела.

По количеству книг, выпускаемых в год, Россия занимает 4 место.

Своеобразие книжного рынка России:

Большая рентабельность, т. е. большие накрутки на книги, большую часть составляют затраты на материалы.

Система централизована: Москва и Санкт-Петербург, в которых сосредоточено российское книгоиздание. Москва — 50%, Санкт-Петербург — 15—20%. Количество издательств варьируется от 6 до 8 тыс.

Книжная палата занимается контролем всех издательств страны + продает всем издательствам ISBN.

Новосибирск — центр научной литературы.

Саратов, Ростов, Красноярск, Екатеринбург — не превышают 2—3% от всего книгоиздания.

Частные издательства Санкт-Петербурга — Амфора, Азбука, Питер, Профессия.

Отраслевая литература:

- худож.;

- нехудож. (учебная, научная литература).

- медицинская;

- научная (Наука);

- учебная (Просвещение, Дрофа);

- для ВУЗов (Высшая школа, при учебных заведениях).

Существуют издательства, выпускающие только переводную литературу.

Рынок по объему:

1. художественная литература;

2. учебная;

3. справочная.

Есть крупные издательства, которые являются лидерами в определенных областях.

Издательства, которые занимаются выпуском одного вида литературы не всегда конкурируют между собой. Они делят рынок, ориентируясь на разную целевую аудиторию, разное качество, разных авторов.

Структура художественного рынка:

1. художественная — 25% — классическая и современная;

2. учебная;

3. детская.

Одним из самых популярных сегментов является философия, психология, религия, изотерика.

Самым прибыльным — деловая и юридическая сфера (экономика, право, бизнес, финансы).

Выпуск книг по количеству названий:

Лидеры среди российских авторов по тиражам:

1. Донцова

2. Шилова

3. Устинова

Лидеры среди зарубежных авторов:

1. П. Коэльо

2. Д. Стилл

3. С. Шелдон

4. Х. Мураками

Негативные стремления в России:

44. Масштабы современного мирового книгоиздания

В истекшем столетии объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастал, причем темпы увеличения производства остаются и до сих пор достаточно высокими и устойчивыми.

Мировое книгоиздание располагает развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других организаций, выполняющих близкие по содержанию функции. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Мировая издательская система отличается не только своей величиной; но и высокой динамикой роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое. Такой рост издательских структур основан, преимущественно, на включении в эту сферу деятельности средних и особенно мелких предприятий, наряду с которыми в каждой стране действуют объединения-гиганты, выпускающие львиную долю продукции.

Вовлечение все новых организаций в издательское дело привело к тому, что, как уже указывалось выше, статистическая служба ЮНЕСКО исчерпала свои возможности достоверного учета выпускаемой продукции. С 1991 г. прекратилась публикация в статистическом ежегоднике «UNESCO Statistical Yearbook» сводных данных об издательской деятельности в мире. В настоящее время в сборнике публикуются сведения лишь по отдельным странам, да и то с большим опозданием. Единственным кумулятивным источником получения сведений о положении в мировом книгоиздании 90-х годов являются данные интернет-сайта Международной ассоциации издателей, подготовленные на основе материалов, предоставляемых в штаб-квартиру МАИ национальными издательскими ассоциациями.

Базируясь на этих данных, а также используя иные источники (периодическую печать, материалы книжных выставок и ярмарок и т.д.), можно определить рейтинг стран, входящих в первую десятку лидеров мирового книгоиздания. В связи с тем, что сами статистические сведения о книжном выпуске формируются на основе разных методик и имеют неодинаковую степень достоверности, мы сочли возможным учитывать в рамках данного рейтинга характеристики, определяющие достигнутый уровень книжного выпуска в той или иной стране, вокруг которого колеблются меняющиеся год от года показатели.

Если оценивать состояние мирового книгоиздания в целом, то можно сказать, что на рубеже тысячелетий создан весьма надежный фундамент для дальнейшего движения вперед. Несмотря на бурное развитие, новых информационных и коммуникационных технологий, книга остается среди наиболее предпочтительных способов получения человеком необходимых знаний и в современную информационную эпоху третьего тысячелетия.

Показатели мирового книжного выпуска определяются очень высокими темпами книгопроизводства в последнем десятилетии прошлого века. Число названий книг и брошюр в 1970 г. по сравнению с 1960 г. выросло да 60%, в 1980 г. по сравнению с 1970 г - на 37%, в 1990 г. по сравнению с 1980 г. -на 18%. Это значит, что на протяжении нескольких десятилетий темпы роста выпуска книг и брошюр постоянно снижались. Однако в 1991-2000 гг. картина динамики книжного выпуска резко изменилась. Если за 80-е годы темп роста не достиг и 20%, то только за первую половину 90-х он был уже на уровне 25%, а всего за последнее десятилетие мировое книгопроизводство выросло почти на 50%, при этом рост шел от довольно высокого базового уровня (1990 г. - 842 тыс. названий).

45. Современная издательская система России

Демократизация оказала огромное влияние на формирование новой издательской системы, подобной которой в стране еще не было. Уже к концу 1990 г. вдвое увеличилось количество легально действующих издательств. Введение в действие Закона РФ «О средствах массовой информации» дало новые импульсы этому процессу. По данным Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по состоянию на 15.04.2001 г. число организаций, получивших право на ведение издательской деятельности на территории Российской Федерации, превысило 15 тысяч.

В Российской книжной палате за критерий включения той или иной издательской организации в число действующих принято выполнение ею требований Федерального Закона «Об обязательном экземпляре документов», в соответствии с которым издательства через полиграфические предприятия должны присылать в РКП установленное количество экземпляров выпускаемых ими изданий. Если исходить из этого критерия, то количество действующих издательств примерно втрое меньше числа зарегистрированных и получивших лицензию. В 1998 г. оно достигло своего максимума (6352), однако кризис августа 1998 г. привел к тому, что более одной тысячи издательств прекратили свою деятельность, и по итогам работы в 2000 г. их насчитывалось немногим более 5 тыс. Они расположены почти в 300 городах России. Во многих городах число издательств измеряется десятками, а в таких городах, как Екатеринбург, Новосибирск, Уфа в отдельные годы их насчитывается более ста.

В то же время основное число издательских организаций сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в 2000 г. почти половина всех издательств функционировала в Москве, и более 10% - в Санкт-Петербурге, а на всю остальную Россию приходилось менее 2 тыс. издательств и издающих организаций. Такая «расстановка сил» в издательском сообществе оказывает серьезное негативное влияние на проблемы книгораспространения.

Крайне неравномерно распределены мощности и в самом издательском сообществе. Если принять общий выпуск книг и брошюр в 2000 г. за 60 тыс. названий (фактически 59543 названия), а число действующих издательств за 5000 (фактически 5110), то получается, что каждое издательство выпускало в среднем 12 названий в год. Это довольно высокий показатель, однако, на самом деле большинство из этих 5 тыс. издательств - это мелкие и средние структуры, зачастую осваивающие не более одного-двух проектов в год. В то же время существуют три-четыре десятка издательств-гигантов, концентрирующих у себя выпуск десятков и сотен названий и выпускающих их миллионными тиражами.

Если говорить о тиражах, то насчитывается 35 издательств, выпускающих более 1 млн. экз. в год, причем в своей совокупности они делают 55% всего объема российского книгопроизводства. Более того, на долю всего 5 издательств - «ACT», «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» (государственное издательство) и «Эксмо-Пресс» - приходится почти 33% совокупного тиража по стране.

По ситуации на сегодняшний день книгоиздательский бизнес преимущественно можно характеризовать как малый и средний, низкорентабельный и малобюджетный. Издательство, выпускающее 200 оригинальных наименований книг в год (оборот 1,5-2 млн долларов), считается крупным. Таких лишь несколько десятков. Средний срок возврата средств, вложенных издательством в производство среднестатической книги, - более полугода. В силу отсутствия у большинства издателей своих торговых сетей отпускная цена книги по пути от издателя к читателю в среднем утраивается. Большая часть прибыли оседает у торговцев-посредников. Налицо тенденция к формированию картельной модели книжного бизнеса, к поглощению мелких издательств более крупными, имеющими свои реализационные сети и типографские мощности.

46. Характеристика крупнейших негосударственных издательств современной России

Издательство «ЭКСМО» — основано в Москве в 1991 году как книготорговая фирма. Изданием книг занимается с 1993 года (ЗАО). Выпускает в основном произведения художественной литературы, а также научно-популярные издания разной тематики и книги для детей. В 90-е годы — одно из самых динамично развивающихся издательств России: с 1993 по 1997 год число выпускаемых книг и их суммарный тираж ежегодно удваивались, в 1998 году с показателями: 1876 изданий тиражом 40,9 млн. экз. названо журналом «Книжный бизнес» «Издательством № 1» России.

В выпуске художественной литературы «ЭКСМО» изначально (с 1993 года) ориентировалось на издание произведений отечественных авторов, работающих в жанрах детектива, остросюжетного романа ("боевика") и фэнтези. Абсолютное большинство литературно-художественных изданий включается в жанровые серии, представляет собой отдельные издания одного прозаического (роман) произведения, реже — жанровые сборники, некоторые издания могут быть названы собраниями сочинений одного жанра (например, издание детективных сочинений А. Марининой). Все издания относятся к массовому некомментированному типу.

Основные разделы литературно-художественного репертуара:

- издания детективных и приключенческих произведений — выходят с 1993 года, представляют творчество современных отечественных авторов, большая часть изданий сосредоточена в сериях «Черная кошка» (основана в 1993 году), «Русский бестселлер» (основана в 1995 году, только в 1997-1998 годах в ней вышло 383 издания — что делает ее крупнейшей жанровой серией этого раздела), «Вне закона» (основана в 1996 году), «Ягуар» (основана в 1995 году), «Детектив глазами женщины» и др. Произведения зарубежных авторов включаются в серии «Спецназ» (основана в 1996 году), «Мастера детектива";

- издания произведений фантастики — стабильно представлены в репертуаре с 1996 года, публикуются в основном произведения отечественных авторов в сериях «Абсолютное оружие» (основана в 1996 году и включает произведения остросюжетной фантастики), «Абсолютная магия» (основана в 1996 году и включает произведения фэнтези), классика мировой фантастики XX века выходит в сериях «Стальная крыса» и «Знак Единорога";

- издания сентиментальных произведений (преимущественно зарубежных авторов) в репертуаре с 1994 года, главные серии: «Баттерфляй» (основана в 1994 году), «Золотой лев» (основана в 1994 году), «Счастливая любовь» (основана в 1995 году), «Соблазны» и «Наслаждение» (обе серии существуют с 1996 года), «Голос сердца» (с 1998 года) и др.;

- издания произведений мировой классической литературы — серия «Семейный роман» (основана в 1993), однако в 1997 году выпуск заметно активизируется, создаются серии комментированных изданий: «Домашняя библиотека поэзии», «Зарубежная классика», «Русская классика XX века» и др.

Издательство «ACT» — книготоргово-издательская фирма, основана в Москве в 1990 году (ТКО), с 1992 года занимается издательской деятельностью, в 1993-1994 году из ее состава выделилось издательство «АСТ-Пресс».

Репертуар издательства имеет универсальный характер, включает литературно-художественные, детские, учебные, справочные, научно-популярные книги. В литературно-художественном разделе преобладают массовые некомментированные издания произведений популярных жанров зарубежных и отечественных авторов, выпускаются также комментированные издания мировой классической литературы (в частности, издания, адресованные ученикам средней школы) и др.

Основные разделы литературно-художественного репертуара:

- издания сентиментальных произведений — представляют исторические любовные романы зарубежных авторов в сериях «Шарм» (выходит с 1994 года и уже в 1995 году становится лидером по главным показателям среди изданий соответствующего раздела российского репертуара), «Мини-Шарм», «Очарование» (с 1996 года), «Страсть» (с 1996 года), «Интрига», «Счастье» и др.;

- издания фантастических произведений зарубежных и отечественных авторов — отражают широкий спектр ведущих направлений современного развития этого жанра: научную фантастику, фэнтези, приключенческую и детективную фантастику, киберпанк и др. В репертуаре значительно представлены с середины 90-х годов. Многие проекты осуществляются совместно с другими издательствами, в частности, с «Terra Fantastica» (Санкт-Петербург). Основные серии: «Координаты чудес» (с 1993 года), «Далекая радуга» (с 1996 года), «Век дракона» (с 1996 года), «Век дракона. Хроники» (с 1997 года), «Миры братьев Стругацких» (с 1997 года) и др. Третий Конгресс фантастов России — «Странник-98» — назвал «ACT» «лучшим издательством, публикующим фантастическую литературу";

- издания детективных произведений — представляют в основном книги современных отечественных авторов, созданные в разных жанровых модификациях. Серии: «Силы специального назначения», «Русская бойня» (основаны в 1997 году), «Иронический детектив» (с 1997 года), «Марш Турецкого», «Бестия» и др.; произведения зарубежных авторов входят в серию «Бестселлер";

- совместно с другими издательствами, в частности, «фолио» (Харьков), «ACT» выпускает комментированные издания собраний сочинений современных русских писателей, разнообразные издания классических произведений.

Издательство «Азбука» было основано в Санкт-Петербурге в 1995 году. Сегодня это крупнейшее издательство Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в области художественной литературы, входящее в число пяти основных издательских компаний России. «Азбука» ежегодно выпускает более 35 книжных серий и отдельных издательских проектов общим тиражом более 10 миллионов экземпляров в год. Многие издательские проекты «Азбуки» награждены престижными Российскими профессиональными премиями и дипломами. Основные направления издательской деятельности «Азбуки» - русская и зарубежная классика, современная отечественная и переводная художественная литература, детская литература, иллюстрированные словари и справочники в области истории и искусства. Среди авторов, которых «Азбука» эксклюзивно представляет на русском языке, такие писатели, как Сергей Довлатов, Чингиз Айтматов, Милан Кундера, Патрик Зюскинд, Милорад Павич, Мария Семенова, Эрленд Лу, Николай Фробениус, Игорь Ефимов, Иржи Грошек, Тадеуш Конвицкий, Хольм ван Зайчик, Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Лемони Сникет, Брайан Джейкс. Также является постоянным издателеми таких авторов, как Иосиф Бродский, Александр Солженицын, Курт Воннегут, Тонино Гуэрра, Кингсли Эмис, Иэн Бэнкс и многих других.

48. Роль международных выставок и ярмарок в укреплении сотрудничества издателей, полиграфистов и книгораспространителей.

В настоящее время международные и национальные книжные выставки, ярмарки, салоны проводятся в 70 странах мира. Их разнообразие невероятно: ярмарки детской, учебной литературы, комиксов, приключенческой литературы и литературы о путешествиях, литературы морской тематики и детективного жанра, по кулинарии и спорту, искусству и архитектуре, женской литературы, периодической печати, научно-технической литературы и др.

Книжные ярмарки для книгоиздателей всего мира — постоянный рынок, приносящий взаимную пользу издателям.

Ниже мы рассмотрим основные международные книжные выставки и ярмарки и целик, оторые они перед собой ставят.

Лондонская международная книжная ярмарка

Место проведения: Англия, Лондон

Сроки проведения: ежегодно в середине марта

Тема: издательские новинки, издательское дело, книги и мультимедиа по любой тематике

Участники: более 1500 компаний, около 13 000 посетителей из 100 стран

Цели: завязывание контактов между издателями и оптовыми покупателями; на ярмарке отсутствует продажа книг в розницу.

Международная книжная ярмарка в Майами





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...