Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Военная тема в творчестве Н.И. Рыленкова



“Когда все явления нашей литературы будут сопостав­лены и займут в ряду других свое, законно им принадлежа­щее место, тогда станет еще более ясно, какими непреходя­щими художественными ценностями мы обладаем и в какой небывало короткий срок эти ценности созданы”,- писал

Н. Рыленков (1909-1969). Среди этих непреходящих цен­ностей русской поэзии 30-60 гг. XX столетия мы находим и лучшие произведения Н. Рыленкова. Его имя давно пере­росло границы литературной Смоленщины^ Поэтический мир Н. Рыленкова - э го мир добра и красоты; в его творчестве звучит “вечная” тема родины, ответственности художника перед народом. И, пожалуй, к самому поэту можно отнести слова, сказанные им об И. С. Тургеневе: “Открывая книгу каждого настоящего художника, все равно, прозаика или поэта, мы открываем ворота в уголок обжитого им мира, где он знает и помнит каждую тропку в поле, каждый кустик в лесу, может по голосу узнать птицу в роще, по запаху отличить каждую травинку на лугу, а главное - где перед ним все людские судьбы со всеми их сокровенными тайнами. И чем крупнее художник, тем больше необыкновенного открывает он в обыкновенном, в том будничном мире, где живем мы все”.

Н. Рыленков умел находить неизвестное в известном, открывать прекрасное в примелькавшемся и будничном. Тематический диапазон поэта не был бесконечно огромным: труд хлебороба и труд поэта, родина и природа, родина и война, родина и искусство, родина и история - эти темы составляют основное содержание его лирики. Но постоянно обращаясь к ним, поэт почти нигде не повторяется, умеет всякий раз старую и знакомую тему повернуть новой гранью, оживить ее, заставляет читателя увидеть и почувствовать непонятное в понятном. Поэтической зоркости и человеческой чуткости Н. Рыленков учился с детства и всю жизнь. '

Н. Рыленков родился 15 февра.ля (по новому стилю) 1909 года в деревне Алексеевка Рославльского уезда Смоленской губернии, родился в день, когда “по народному календарю зима встречается с весной”. Алексеевкой деревня именовалась в официальных, “казенных” бумагах, но в народе имела она свое прозвище: Новая Ломня, Корчевка.

/^Детство проходило в большой дружной семье, она доходила до двенадцати душ. Раннее детство было радостным и беззаботным, похожим на сказку, но сказка для него рано кончилась. В 1916 году умер отец, а в 1918 - мать. Похороны матери запомнил навсегда. Ее смерть была для него страшным потрясением. Став поэтом, он посвятил матери одно из лучших своих стихотворений,/ о котором М. Исаковский сказал, что оно настолько^'содержательно, насыщено столь тонкими наблюдениями, что на форму (свободный стих, который кажется ему чуждым) уже не обращаешь внимания.

Потребность писать стихи появилась у Н. Рыленкова очень рано. Ему хотелось рассказать в стихотворных строчках о красоте, которую он наблюдал вокруг. Первые стихи были подражательны, что естественно. Любовь к поэзии осталась в наследство от отца. Н. Рыленков научился чувствовать и любить стихи прежде, чем читать.' Он заста­влял отца повторять то “Песню пахаря” Кольцова, то “Песню бобыля” Никитина. Эти поэты и стали его первыми учителями.

Первые классы были окончены еще при жизни отца. Затем учеба прервалась на год. Учеба давалась легко, и пять классов были окончены за четыре года. Затем - школа- девятилетка, техникум. Учеба в Тюнино была самой счастливой порой юношеских лет. Здесь постигались законы духовного братства, неизведанный мир русского искусства, здесь впервые будущий поэт приобщался к литературному творчеству, участвуя в издании рукописных журналов. В тюнинской школе начал оформляться поэтический голос

Н. Рыленкова, но укрепился он в Смоленске, куда юноша прибыл в середине 20-х годов “с одним червонцем в кармане, с ковригой хлеба и куском сала в сумке... кончать среднюю школу”.

Здесь Н. Рыленков входит в университетский поэтиче­ский кружок, здесь более глубоко и серьезно знакомится с русской и мировой поэзией, здесь же в газете “Смоленская деревня” начинает печататься, здесь происходит очень важное для него знакомство с М. Исаковским.

После окончания школы Н. Рыленков не сразу находит себя? Он работает волостным статистиком, предпринимает попытку определиться делопроизводителем у народного следователя, пробует свои силы учителем на Брянщине.

Возвращается он в родное село, не приобретя никакого богатства, кроме потрепанных книжек да исписанных стихами тетрадок/

Запас полученных знаний явно не удолетворял

Н. Рыленкова. Он хочет продолжить учение. С институтом выходит сверх ожиданий просто. Юноша зачисляется на отделение языка и литературы Смоленского пединститута без экзаменов. Институт помог Н. Рыленкову привести в систему знания, упрочил умение самостоятельно работать, укрепил взгляда на литературу. Начинается пора овладения Мастерством.

Рыленков прекрасно знал русскую и мировую поэзию, подолгу мог наизусть читать из любимых поэтов. К бережно­му отношению к наследию прошлого постоянно призывал. “Каждая эпоха характеризуется... тем, как она относится к художникам прошлого”, - заявлял он, и в этом проявлялось не только художническое, но и нравственное кредо писателя.

„Сам он всегда являл пример чуткого и заботливого отношения к творческому наследию/'1 К поэтам, которые еще на заре нашей сознательной жизни становятся для нас постоянными спутниками, мы постепенно привыкаем, как привыкаем к самым близким людям. Их присутствие рядом с нами считаем само собой разумеющимся и по временам почти не обращаем не них внимания. А что они значат для нас - постигаем в решающие минуты своей жизни”, - писал он в статье о Н. А. Некрасове. И подобные глубинные мысли, раздумья, неожиданные оценки - не редкость у Н. Рылен­кова. Все они свидетельствуют о всестороннем и глубинном знании русской культуры.

Значительное влияние на развитие поэзии Н. Рыленкова оказал смоленский фольклор, поэзия А. Кольцова и И. Ники­тина. j Первые литературные пристрастия оказались долговечными. Любовь к поэзии Кольцова и Никитина поэт сохранил навсегда, их творчество было понятно и близко человеку, характер которого складывался в русской деревне. У Никитина и Кольцова Н. Рыленков учился говорить глубоко и правдиво о жизни сельских тружеников, о неброской, но мудрой природе, которую он любил не меньше своих прославленных предшественников. И спустя годы эти первые впечатления, помноженные на опыт, мудрость и мастерство, выкуются в строчки о его любимых поэтах.

Многое открыл поэту и многому научил его опыт Н. А. Некрасова. Н. Рыленкову было особенно близко и важно, что “в природе, как и в человеке”, Некрасов умел прозревать внутреннюю красоту под самым скромным обличием”. О высокой и трудной судьбе поэта Н. Рыленков писал в статьях о Некрасове и в созданном в 1938-39 годах стихотворении.

Круг пристрастий поэта значительно возрастает в годы учебы в Тюнино, где он увлекается Буниным и Блоком. Именно там он понял, что настоящие стихи “должны быть весомы, как у Брюсова, звучны, как у Бальмонта, ароматны, как у Бунина, искренни и задушевны, как у Блока и Есенина”, и он хотел выработать в себе все нужные качества, чтобы “добиться такого сочетания”. Эти слова Н. Рыленкова показывают, что';уже в пору молодости он сумел выделить и назвать самые важные свойства поэтов.! У Бунина, Блока, Есенина поэт учился всю жизнь.

Дальнейшее изучение творчества поэтов-современников и параллельно с этим работа над поиском своего поэтиче­ского почерка - вот что характеризует Н. Рыленкова в эти годы. Среди любимых писателей у него - Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, ему интересны Лесков и Мельников- Печерский. Из современных поэтов - Н. Заболоцкий и до некоторой степени М. Исаковский, хотя Н. Рыленков стремится постоянно идти своим путем - это, пожалуй, самое трудное, но самое важное для поэта.

В подходе к творческому наследию прошлого - особен­ность Н. Рыленкова: постигать опыт не только тех, кто тебе особенно близок и по духу и по стилю, но и тех, кто может помочь, хотя бы его творческая манера и противоположна твоей. Именно эта черта позволила ему понять и полюбить таких разных художников, как Брюсов, Есенин, Бущш, Ахматова, Пастернак, Маршак... Но главным источником ставалась Смоленщина: “Здесь, На родной почве, рганически выросли три основных моих темы, которым я был верен всю жизнь, эти темы - русская природа, русская история, русское искусство. За всем этим стоит русский человек”.

‘ С 1933 по 1940 годы одна за другой выходят семь поэти­ческих книг Н. Рыленкова/ помимо коллективного сборника “Стихи о зажиточной жизни”., Лучшим поэтическим сборником этого периода была книга “Березовый перелесок”, вышедшая в 1940 году. В ней обнаружилась взыска­тельность и требовательность художника в отборе стихо­творений, глубина поэтического видения мира. Природа и история - вот две основные темы книги, но, раскрывая их, поэт почти нигде не повторяется, а словно бисер, нанизывает одну картину за другой, создавая неброское, но замечатель­ное полотно в честь России. В “Березовом перелеске” впервые встречаем жанр философских лирических миниатюр, который станет для поэта излюбленным в последние годы его жизни. Здесь стихотворения, в которых сформулирована эстетическая позиция их автора: “Мне нравится искусство бочара...”, “Калужские швецы по первопутку...” и др. Уже по названиям циклов можно судить о тематическом диапазоне книги: “Мастерство”, “Когда цветут сады”, “В дни лета”, “Осенние вечера”, “Иней”, “Земля отцов”. Если внимательно всмотреться в название циклов, то можно увидеть родство этого сборника с одной из лучших послевоенных книг поэта “Пятое время года”.

Ядро сборника составляют четыре раздела, посвящен­ные временам года. За описанием неповторимой красоты каждого из них - мысль о величественной простоте России.

Стихотворения “Березового перелеска” свидетельство­вали о том, что Н. Рыленков много и кропотливо работал над постижением законов мастерства: он овладевает и строгой формой сонета, и формой исторического повество­вания, разнообразит метрическую композицию стихотворе­ний, расширяет изобразительные средства поэтической речи. В стихотворение “Вечерний ветер, тише вей...” поэт пере­носит один из важных композиционных приемов народной песни - так называемый “подхват”, когда последующий стих повторяет предыдущий. В сочетании с тематикой, образом вечернего леса, олицетворениями и обращениями, повторами разного характера прием “подхвата” придает стихотворе­нию фольклорный характер и сообщает ему особую естественность и лирическую достоверность:

Вечерний вечер, тише вей,

Заря ясна, чиста.

Росы напился соловей

С кленового листа.

Росы напился соловей.

Я сдерживаю вздох...

И вот посыпался с ветвей Серебряный горох.

И вот посыпался с ветвей В лесную тишину... и т. д.

Стихотворение, как многие другие у Н. Рыленкова, поучительно в лучшем смысле слова. Оно учит читателя видеть, слышать, чувствовать, воспринимать всегда неожиданно, всегда по-новому родную землю. Поэт знает ее вкус (“Соленый привкус этих суток...”, “Все равно, как оскомину в теле...”); на цвет (“Вьюжных зим серебряная пряжа, / Кружева зеленые весны...”, “Чуть свыкнешься с неяркой желтизной / Вдруг что за чудо - зелень молодая...”); он ощущает ее запахи (“Августовского ветра настой / Пахнул горькой ромашкой...”, “И пахнут, как полные улья, / Кусты над медвяной рекой...”); он умеет в одной строфе дать читателю возможность ощутить и запах, и цвет родной природы:

Вот и август прошел. Пахнут хмурые сумерки тмином.

Словно камни в колодец, летят в тишину голоса.

Бродят белые звезды по жесткому жнивью за тыном.

Не дыши, и услышишь - шумит под ногами роса.

Но чаще всего Н. Рыленков слушает, точнее чутко прислушивается сам и учит этому своего читателя. Учит вслушиваться в человеческий говор (“По речке на переправах / Скликаются голоса...”) и в звуки предметов, окружающих человека (“А по дорогам торным / Разносится скрип колес...”). Но больше всего он любит слушать язык природы.

Леса: “Звон серебристый рассыплется по лесу...”

Вечера: “Лунный вечер тих...”

Капелей: “И захлебываются капели, / Разговаривая нараспев...”

Грома: “Гром катился за нами, как будто в телеге пус­той/ Кто-то с поля спешил, по дороге неровной и тряской...”

Дождя, ливня: “А если вдруг нахлынет дождь, / Загово­рит гроза, - Вздохнет и выпрямится рожь...”

Мороза: “Слышу - дали морозные гулки...”

Тишины: “На цыпочках стоит за стогом тишина...”

Цветов: “Кажется, до колокольчиков, ландышей / Толь­ко дотронешься - и зазвенят...”

Птиц: “Прорастают в березовой роще / Соловьиные голоса...”

“Березовый перелесок” убедительно свидетельствовал о том, что поэтический мир Н. Рыленкова уже сформировался. В поэзии вырос мастер со своей темой, своим к ней отношением. Он не пытался противопоставить свой мир другому миру. Просто он, как и многие другие его товарищи по творчеству, стремился как можно глубже и тоньше проникнуть в тот круг явлений, который ему наиболее близок и дорог.

седьмое стихотворение Н. Рыленкова - о вот

Военная тема возникла в его творчестве, как и у мно поэтов предвоенного поколения, до 22 июня 1941 года:

Я знаю, когда орудийнъш снарядом Война разорвется на нашем следу,

Я буду в походе шагать с ними рядом И об руку с ними в атаку пойду.

В первый день войны в Смоленской областной газете “Рабочий путь” было опубликовано стихотворение “Возвращение” (“Он с финского фронта вернулся в село...”). В сборнике 1943 года “Синее вино”, куда Н. Рыленков- включил это стихотворение, первая строчка звучит уже иначе“Он с фронта к себе возвращался в село...”

Известие о воййе застало Н. Рыленкова в дороге. В Смо­ленск он вместе с М. Исаковским приехал к вечеру и заспешил в город, чтобы, заскочив домой на минутку, сразу же явиться в военкомат.

На фронте Н. Рыленков почти всегда на передовой. Он командует взводом в canq)HOM батальоне, копает противотанковые рвы, строит укрепления. А по ночам в землянке, в перерыве между боями, пишет стихи. Публикует он их во фронтовых газетах. В годы войны у поэта выходит несколько книг. Война заставила по-новому, сурово и просто, осмыслить прожитые годы» “пламя войны озарило потаенные уголки нашей памяти й сделало особенно доро­гими и значительными воспоминания юности”, - писал он.

В военной лирике Н. Рыленков продолжает искать свои путь в поэзии: осмысление происходящего участником событий. В годы войны продолжает укреплятся и развивать­ся то, к чему поэт “давно стремился... полное и органическое

слияние личных и общественных мотивов, современности i истории”. Участники событий, центральные персонажи его стихотворений - чернорабочие войны. Н. Рыленков в центр своих произведений ставит прежде всего образ простого солдата. Это “русский человек”, “Суровый белорус”, “Коре­настый хмурый сибиряк”, это друг - “верный”, “проверен­ный”, “испытанный”... И воинские профессии героев его стихотворений - это профессии главных людей войны, рядовых: “настоящий разведчик”, “мститель грозный” (партизан), “вчерашний танкист”, солдатский запевала...

Война учит поэта быть предельно внимательным и чутким. Эта повышенная чуткость является достоянием большинства поэтов военного времени. В годы войны качественно меняется содержание поэзии. Если в первый период войны с большей или меньшей степенью достоверно­сти и яркости переданы первые впечатления о событиях, описание подвига сводится до яркого эпизода, то позже писатели стремятся углубиться в тему. Они исследуют характер героя более детально и подробно, пытаются понять и воссоздать наиболее точно и полно его психологию. За картиной боя видится уже нечто другое: “сокровенные пружины человеческой.воли и страсти, которые двигали действие” (Н. Тихонов).(Наиболее удались Н. Рыленкову те стихотворения, где он пытался говорить об исторической связи поколений, глубоко осмыслить ее, раскрыть верность патриотическому духу предков/В этих своих произведениях он постоянно воскрешает образы исторических деятелей, напоминает о славных победах русского оружия. Важное место в военном творчестве Н. Рыленкова занимает интимная лирика. В центре многих стихотворений этой темы - чистый и возвышенный образ женщины, которая для лирического героя одновременно и возлюбленная, и жена, и мать его детей. Война не огрубила чувств, не заставила забыть памятных дней мирной жизни:

Пепел, выжженные селенья...

Тени виселиц на снегу...

Нынче день твоего рождения, -

Как поздравить тебя смогу?

Впереди - бой. Солдат готов закрыть собой любимую: “Может, самый большой подарок - / Жизнь мою за тебя отдам...”

Так незаметно и неназойливо интимный образ пере­растает в образ Родины, которую заслоняет своей жизнью герой Н. Рыленкова. Любимая и Родина сливаются в единый образ. Уходит все высокопарное, наносное, “человек, заглянувший в глаза / Смерти, становится чище и проще...”

Высокой простоты в сочетании с философским осмысле­нием событий минувшего достигает Н. Рыленков в стихотворениях последнего десятилетия. Строки о войне становятся более скупыми и емкими, мудрыми. Наступает период обобщения минувшего во имя будущего. Поэт разрабатывает новый в его лирике жанр надгробной надписи:

Я мать скорбящая. Как совесть, я бессонна. Замученных людей я помто каждый стон,

Пусть знают палачи, что нет святей закона,

Чем справедливого возмездия закон.

В строфах написанного сразу после войны стихотворе­ния “Мы помним все: дороги отступлений...” (1946) отчетливо проступают ассоциации с блоковскими “Скифами”. Может быть, в приведенных выше стихах кто-то услышит знакомое “Таитесь вы под сению закона...”, кто-то другие строчки. В них сплав вековой ненависти к насилию, непоколебимая, выработанная веками уверенность в покарании преступлений.

Путь поэта и путь солдата в жизни и в творчестве

Н. Рыленкова неразделимы. В стихотворениях о войне во многом раскрылся характер поэта, укрепился и закалился его голос, расширился, стал более емким его поэтический мир. И то, что даже в военной лирике в центре остались близкие его сердцу образы природы, простого человека, характеризу­ет цельность и последовательность мироощущения Н. Рылен­кова.

Во многих стихотворениях Н. Рыленков постоянно проводит мысль о том, что учится у землепашцев, обязан им, что он всегда и до конца осознает ответственнось за каждую написанную строчку, ибо знает - неискренности ему не простят земляки. Поэт, как и хлебороб, сеет семена, семена добра:

Путь хлебороба - не лукавый путь,

Земля от века учит жить правдиво.

Людскую гордость обмануть не диво,

А землю невозможно обмануть.

Россия “напоила в детстве” поэтическую душу “сииыо рек и лазурыо озер”, велела полюбить и воспеть их. Россия велела “стать солдатом, и пепел войн лег на судьбу” поэта. "Н. Рыленков отчетливо осознает, что его судьба неразрывно (Связана с судьбой отчей земли:

Прости ж невольные заблуждения.

Ты знаешь, я руки не грел в золе...

С любовью, не знающей утоленья,

Я шел по зеленой моей земле.

^Зеленая земля”, природа родного края является по- прежнему основной темой лирики Н. Рыленкова. Анализ стихотворений последних прижизненных сборников поэта показывает, что из его “пейзажных” стихотворений ч неизменно складывается образ Родины, личность человека- труженика и хозяина страны. Лирический герой поэта не только восхищается красотой русского пейзажа. Он борется с теми, кто пытается осквернить его* Умение постичь душу природы, добиться с нею органического единства делает человека добрей, богаче духовно, помогает многое увидеть и почувствовать по-своему. Игривое “хочешь я тебе по-русски соловья переведу...” приобретает глубокий возвышенный смысл. Понимание красоты природы способствует борьбе человека за красоту в жизни:

Я тоже верю, русский человек,

Всему, что снится на родном просторе,

И день за днем готов искать весь век Ключи от тех животворящих рек,

Что утоляют в радости и в горе.

Особое место в пейзажных произведениях Н. Рыленкова занимают стихотворения, в которых содержится раздумье, поэтическое обобщение. Природа родного края подсказы­вает поэту решение многих вопросов бытия. Подлинно лишь общечеловеческое. И пока жив человек,* он всегда будет думать о смысле жизни, о своем месте в ней, об истинном и ложном, великом и мнимом. Ответить на многие из этих вопросов Н. Рыленкову помогает природа. Она наводит на раздумья, заставляет сопоставлять. Глядя на “исхлестанные

ветрами деревья”, поэт думает о человеческой судьбе, о себе: “Сдаетесь вы, лишь рухнув, не иначе... / Вот только так и я бы жить хотел...”

В поэтическом наследии Н. Рыленкова необычайно много стихотворений о прошлом России, о деятелях русской культуры, науки, литературы. Россия не мыслится поэту без людей и событий, прославивших ее. Поэт глубоко убежден, что тот, кто не знает прошлого своей родины, не может > знать настоящее, осмысленно думать о будущем. Углублен­ное изучение истории своего народа помогает становлению поэтического таланта Н. Рыленкова, служит источником новых тем, художественных приемов и средств.

Представителей русской культуры, науки, искусства, крупных военных деятелей, на полях сражений прославив­ших имя России, Н. Рыленков берет в союзники, вводит в события сегодняшнего дня. Чаще всего стихи об истории и деятелях прошлого носят у Н. Рыленкова характер социального обобщения. Вот, к примеру, стихотворение “Кутузов в пути”. Образ русского полководца, которого в трудную годину призвала на помощь родина, создается

Н. Рыленковым как образ защитника крестьянской России на пороге смертельной опасности, когда “... у каждого колодца навзрыд Россия голосит”.

Лермонтовская тема у Н. Рыленкова - это тема героиз­ма, когда “горячие раны на флешах у Бородина” побудили молодого поэта стать певцом России. В дни другой, более жестокой и кровавой народной войны, Н. Рыленков обращается к имени Лермонтова, ибо знает, что его стихи станут в строй, как боец, что и в годы этой войны они будут помогать в борьбе с врагом:

Я думал, глядя в гущу сада,

Что выйдет Лермонтов, и вот - Пред ним очей его отрада...

Ну что ж! Он все поймет, как надо,

Как офицер и патриот.

Рыленковские строчки о русском искусстве и русской истории интересны тем, что поэт максимально приближает к читателю события минувших дней, судьбы великих людей. Читатель не просто изучает жизнь героев прошлых лет по текстам поэта, а сопереживает с этими героями, сверяет свою жизнь с их жизнью:

Мы от предков своих получили в наследство Жар мечты Остальное зависит от нас, -

восклицает поэт в стихотворении “Нет, волшебные русские сказки не лгали...”, и в этих строчках - позиция писателя, его поэтический взгляд на мир.

В сборнике “Снежица” целый раздел, открывающийся стихотворением “Русские музы”, посвящен в основном представителям русского искусства. Короткие стихотворения посвящены Пушкину и Жуковскому, Лермонтову, Ахматовой и Пастернаку, Есенину, Маршаку и Шолохову. Сюда вошли не опубликованные прежде стихи об искусстве. А если собрать воедино то, что напечатано в прежних сборниках, получится исключительно интересный том, в котором поэт говорит о поэтах. И этот сборник великолепно дополнил бы подготовленный самим Н. Рыленковым сборник статей о русской литературе, названный им “Душа поэзии”.

Размышления Н. Рыленкова о судьбах русского ис­кусства, о русской истории объединяет один поэтический образ из стихотворения “Русские музы”: бессонная совесть. Образ этот встречается у Н.Рыленкова не однажды, часто варьируется. Он очень точно выражает основную мысль поэта:

Наши русские музы любимцам своим не прощали Ни погони за славой, ни бегства в пустынный приют. Потому-то они и идут с нами в дальние дали,

Как бессонная совесть, о долге забыть не дают.

Позиция автора предельно ясна. Она сформировалась в течение многих десятилетий под благотворным воздействием народного труда, о котором Н. Рыленков знает не понаслышке. Отношение к труду, к земле истинного \Р хлебороба во многом способствовало выработке системы взглядов на жизнь у поэта, и его преклонение перед истинными мастерами особенно чувствуется в коротких афористических строчках стихотворений “Снежницы”, таких, например, как это:

Гусиные иль золотые перья, - Закон один, открытый не вчера:

Писать умеют только подмастерья,

Зачеркивать же - только мастера.

Жизнь и творчество Н.И. Рыленкова. Тематика лирики. (Стихотворение наизусть).


Тема Родины, родной природы в поэзии Н.И. Рыленкова (стихотворение наизусть).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2121 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...