Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
С цслыо создания у читателей иллюзии полной достоверности, усиливающей художественное воздействие, повествователь использует повторные образы. Так, в его очерках фигурирует некая дьячиха с ее характерной речью. К ее образу автор прибегает, когда рассказывает о поме- iimuiix, которые, ради сохранения у себя в имениях дешевой рлПочсй силы, желают для мужш<ов неурожая, чтоб
■ п.ранить высокие цены на рожь; по его словам, никто не может быть настолько откровенен из упомянутых помещи- | он, чтобы высказать свои скрытые мысли о неурожае для мужиков вслух, “как какая-нибудь дьячиха, жалующаяся, что мн но “земляного дохода”. Этот тип людей, сетующих, подобно гоголевской Коробочке, на неурожаи, А. Н. Энгель- I.|рдт использует дня придания иронии своему повествованию. Функции вторичных образов у него разнообразны, как разнообразны приемы создания иронического и сатириче-
< кого стиля: в одном случае это отдельные образы, в дру- I ом - они концентрируются автором в каком-то одном месте, i издавая сатирическую ситуацию. С явной иронией, перерастающей в сатиру, автор писем “Из деревни” повествует о том, что “даже разумная “Земледельческая газета” советует есть говядину и баранину мужику”. “И самом деле, - пишет он, - в “Земледельческой газете” IК80 г. стр. 749, читаем: “одним из хороших средств замены, если не сполна, то отчасти, ржаного хлеба, служит усиление потребления мясной пищи и именно баранины”. В данном случае создана сатирическая ситуация, автор зло высмеивает глупость и беспардонность “Земледельческой газеты”. Авторская ирония усиливается тем, что в начале газету сопровождает эпитет “разумная”, который затем опроверга- i гея ее неразумными статьями.
Одним из принципиально важных художественных открытий писем “Из деревни” явилось воспроизведение, по принципу писателей школы “народного реализма”, групповых, коллективных, артельных типов: А. Н. Энгель- гардта как беллетриста интересовали прежде всего не отдельные представители крестьян, а целая крестьянская масса, воплощенная художественно в одном конкретном лице. Потому каждый отдельный персонаж создает у него впечатление массового характера, ибо необыкновенно прочна пуповина, связывающая его с той средой, которая породила и сформировала его; здесь каждый человек имеет свою личную жизнь, которая в то же время до такой степени “впадает” в жизнь каждого другого человека, что, как заметил как-то по другому поводу М. Е. Салтыков-Щедрин, “никакая личная драма не может иметь места иначе, как в связи с драмой общею”. В том мире, который создан в очерках из деревни А. Н. Энгельгардтом, и в котором сам он вращался повседневно, люди знали, что отдельный человек, взятый сам по себе, не может выдержать борьбы за существование и неминуемо погибнет. Поэтому отдельные индивиды здесь держатся силой массы, коллектива, привычки, традиции. “Когда у мужика вышел весь хлеб и нечего больше есть, дети, старухи, старики надевают сумы
и, - по словам автора очерков, - идут в кусочки побираться по соседним деревням. Обыкновенно на ночь маленькие дети возвращаются домой, более взрослые возвращаются, когда наберут кусочков побольше. Семья питается собранными кусочками, а что не съедят, сушат в печи про запас... Разжился хозяин хлебом, дети уже не ходят в кусочки, и хозяйка опять подает кусочки другим”.
Современная А. Н. Энгельгардту литературная критика упрекала его, как и других писателей “народного реализма”, в том, что они, “не обладая творческой способностью, свели повесть к простому очерку, а вместо романов создают “художественные исследования жизни”, а не выдуманные творческой фантазией объекты”. Однако в этих “невыдуманных” рассказах-очерках предстали выхваченные прямо из жизни, без прикрас, живые люди, их судьбы вызывали массу мыслей и чувств, направленных в их защиту.
Следует отметить, что письма А. Н. Энгельгардта из деревни имели большую художественную силу не только за счет массового типа мужика, воспроизведенного со знанием дела, но и сгруппированные в стройное целое, они метко характеризовали известную историческую эпоху русской деревни. Автор использовал в них лучшие традиции реалистического искусства. В его повествовании часто фигурируют отдельные произведения русских писателей, его современников. С помощью литературных реминисценций он подкреплял и уточнял свои выводы о характерах персонажей. “Авдотья, как баба, как Коробочка, - пишет он, - по жадности все уговаривала меня заказать рощи, т. е. запретить в них брать грибы. Я на это не согласился”.
Отталкиваясь от литературных аналогий, по их капве, автор создает коллективные-, артельные типы; иногда по такому же принципу рисуются пространные картины. Такова, например, деревенская жница в оригинальной интерпретации автора писем “Из деревни”. “Узенькая нивка, тощая рожь, солнце жжет, - пишет он, - баба в одной рубахе, мокрой от поту, с осунувшимся, “почерневшим” от голоду пикш, с запекшейся кровыо на губах, жнет, зажинает первый сноп - завтра у нее хотя еще и не будет хлеба, потому ■ио смолоть не,успеет, но зато уже будет вдоволь каши из пареной ржи”. Созданная картина напоминает некрасовскую
0 i стихотворения “В полном разгаре страда деревенская”.
С точки зрения массового коллективного сознания Л II. Энгельгардт рассматривает в своих очерках-письмах некоторые произведения других русских писателей, своих с овременников на народные темы. Так, в его поле зрения попадают рассказы Н. Успенского и И. Тургенева, вокруг
■ огорых в то время кипели страсти. Сравнив рассказ
II. Успенского “Обоз” с тургеневскими “Певцами”, он отме-
1 ил, что “внешняя сторона у Успенского вернее, чем у Тургенева, и, попав в среду крестьян, вы в первый момент подумаете, что картина Успенского и есть действительность, "голая правда”, а картина Тургенева - подкрашенный, наряженный вымысел. Но подождите, и через несколько времени вы убедитесь, что певцы Тургенева есть, а извозчиков Успенского нет. В деревне вы услышите этих "певцов” и в песне косцов, возвращающихся с покоса, и в оезобразном трепаке подгулявшей пары, возвращающейся с нрмарки, и в хоре калик перехожих, поющих о “блудном сыне”, но “Обоза” вы нигде не увидите и не услышите”.
Все двенадцать писем А. Н. Энгельгардга, раскрывающие жизнь смоленской пореформенной деревни, покоряют неподдельной искренностью и простотой, доступностью содержания и художественной структуры. Они дышат пафосом любви к простому человеку, неутомимому деревенскому труженику, которому жилось нелегко, несмотря на его каторжный труд от зари и до поздней ночи. Болыо за его бесконечные беды отдает от каждой страницы книги. А. Н. Энгельгардт потому и сочувствовал тургеневским “Певцам”, что в нем самом, как в Яшке Турке, пламенела живая русская душа - безбрежная, как океан, неуемная и неутомимая.
Написанная в самый трудный период ссылки, во время "гласного” и “негласного” полицейского надзора,
> иоеобразная книга очерков “Из деревни” была настоящим патриотическим подвигом ее автора, так как выразила I орячие чувства его к народу и великой России, которую он любил всем пламенем своей души.
Жизнь и творчество М. Булгакова. «Записки юного врача». Тематика, сюжеты рассказов (по выбору обучающихся).
Изучая идейное и художественное своеобразие произведений М. Булгакова, связанных со Смоленщиной, «Записки юного врача», «Роковые яйца», выявить смысл идеи «бороться с «тьмой египетской сколько хватит сил», которая стала программой писателя; показать притягательность высокого профессионализма, интеллигентности, добросовестности отношения к своим обязанностям на примере характеристики Леопольда Леопольдовича и молодого врача.
Оборудование. Портрет писателя. Выставка его книг.
Записи на доске. Тема. Эпиграф.
План урока
1. Молодой врач едет в Мурьевскую больницу. Реальное и вымышленное в рассказе «Полотенце с петухом».
2. Что такое «тьма египетская» и почему с ней надо бороться?
- беседа по рассказу «Тьма египетская».
3. «Тьма египетская» в сатирической повести «Роковые яйца». Использование фантастического сюжета в целях сатирического изображения. Конкретный и обобщающий смысл повести.
4. Объяснение смысла эпиграфа к уроку - письменная работа.
5. Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока
Вступительное слово учителя. В сентябре 1916 года в здание Смоленской губернской земской управы (теперь здесь находится мэрия) вошел молодой врач Михаил Афанасьевич Булгаков. {Портрет.) Ему было 25 лет. Он окончил Киевский университет по медицинскому факультету, получив звание лекаря с отличием, и приехал за назначением. Никто еще не знал, в том числе и сам Булгаков, что он станет одним из самых удивительных русских писателей XX века, автором знаменитых произведений «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Театральный роман», «Собачье сердце», «Дни Турбиных», «Дьяволиада» и др., а Смоленщина будет гордится тем, что вдохновила его на создание «Записок молодого врача» и фантастической повести «Роковые яйца».
Назначение Булгаков получил в Сычевский уезд, Никольскую больницу, затем до 1918 года работал в Вязьме. Последуем за молодым врачом, который, отметившись в Сычевке, добирается до своей больницы по смоленским дорогам. С повествования об этом начинается цикл рассказов «Записки молодого врача», которые Булгаков публикует в журнале «Медицинский работник».
Первый из рассказов называется «Полотенце с петухом» (хрестоматия, т. 2, с. 66).
Вопросы к классу.
1. Как описывает М. Булгаков дороги, по которым пришлось добираться?
- Автор с юмором пишет о состоянии молодого врача, употребляя медицинские термины: ноги окостенели, каждая из мышц болела нестерпимой болью, напоминающей зубную, пальцы ног не шевелились в сапогах, лежали смирно, были похожи на деревянные культяпки. Пальто набухло, как губка, пальцы ничего не могли хватать, губы были деревянные и синенькие. Все это вместе называлось латинским словом «парализис» - болезнь, при которой у человека окостеневают мышцы.
Дорогу в сорок верст преодолевали сутки, ночевали в деревне Грабиловке (название говорящее), учитель пустил. Ехали медленнее пешехода: одно колесо ухает в яму, другое на воздух поднимается, чемодан бьет по ногам, сверху сеет, в открытом поле холодно, как в лютую зиму. Пейзаж не прибавляет бодрости: кругом горбатое обглоданное поле, слева чахлый перелесок, возле него серые драные избы, штук пять или шесть, кругом молчание.
2. Познакомившись с фельдшером и акушерками, герой узнает о своем предшественнике враче Леопольде Леопольдовиче, который станет для него, как и для всего медицинского персонала, образцом и примером. Почему? Что мы узнаем об этом замечательном враче?
- Он оставил в этой затерянной в глуши больнице богатейший инструментарий, какого студент не видал и в городе; с утра до вечера оперировал; в палатках на сорок человек иногда размещалось и по пятьдесят; в аптеке был огромный набор лекарств, включая заграничные патентованные, самые новые, пахло травами. Третьим достижением был шкаф, набитый медицинскими пособиями - около тридцати томов на русском и немецком языках. «Прямо гениальный человек был этот Леопольд», - подумал молодой врач, проникшись уважением к таинственному, покинувшему тихое Мурьё Леопольду.
3. О чем разговаривает со своим издевательским, суровым, демоническим внутренним голосом юный врач и почему считает себя похожим на Лжедмитрия-самозванца?
- У молодого врача нет опыта операций, хотя он отлично учился, имеет в дипломе 15 пятерок. Ему представляются ужасы в виде ущемленной грыжи, гнойного аппендицита, дифтерийного крупа, тяжелых родов. Все это потребует немедленной операции.
4. Когда юный врач увидел свою первую пациентку на операционном столе, грыжа померкла у него в памяти. Все оказалось еще страшнее. Какую операцию проделал молодой врач и как показал себя во время нее?
- Акушерка Анна Николаевна сказала, что он не хуже Леопольда. Это звучало высочайшей похвалой. Врач мог бы отказаться оперировать попавшую в мялку девушку, потому что она умирала, истекала кровью и могла погибнуть прямо на столе, под его ножом. Но он не отступил. Боролся до конца, ни на что не надеясь. И победил.
5. Почему рассказ называется «Полотенце с петухом»?
- Это подарок от сердца, память первой самостоятельной операции и напоминание о необходимости врачу бороться за жизнь пациента до конца, не теряя мужества.
Работа со статьей М. Стеклова «Булгаков и Смоленщина» - хрестоматия, т. 2, с. 77.
Задание классу
Используя материал статьи, сопоставьте реальное и вымышленное в «Полотенце с петухом», произведении, которое названо рассказом, а не очерком, т.е. повествованием на документальной основе.
В рассказе вымышленные названия: Грачевка - вместо Сычевка; Мурьевская больница (в других вариантах текста Мурьинская) - вместо Никольская. Вместо 1916-го - 1917-й год (в других вариантах 1916-й).
Булгаков старше юного врача, ему 25 лет, а не 23, он уже имел некоторый опыт после службы добровольцем Красного креста на фронте. Он приехал с женой Т.Н. Лаппа, о которой не упоминается в рассказе.
Реальный объем работы Булгакова-врача даже больше, чем у героя «Записок». Есть реальный прототип у Леопольда Леопольдовича - врач, о судьбе которого М. Стеклов пишет в другой статье.
Вывод. Опираясь на реальные факты, автор видоизменяет некоторые из них, потому что имеет целью не писать свою личную биографию, а создать обобщающий образ юного врача в глухой земской больнице, показать, с какими трудностями ему приходится сталкиваться и какими качествами профессиональной подготовки, интеллигентности, добросовестности он должен обладать.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 711 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!