Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рассказы И. С. Соколова-Микитова)



Никогда не отделял я себя от видимого, осязаемого мною мира - от полей и лесов, нас окружавших, от близких и родных людей, дышавших одной со мной грудью, одними глаза­ми смотревших на мир. А как близки, как понятны, как кровно родны мне были эти люди, с которыми соединяла меня судьба, наши общие радости и печали.

И. С. Соколов-Микитов. «Свидание с детством»

Цель. Содержание, художественное своеобразие рассказов из циклов «На теплой земле» («Медовое сено»), «На речке Невестнице» («Глушаки», «Камчатка», «Цыган»). Гуманистические идеи добра, поэзии и правды, заложенные в них. Развитие навыков анализа худо­жественного текста.

Оборудование. Иллюстрации учеников к рассказам И. С. Соко- лова-Микитова.

Записи на доске. Тема. Эпиграф. Рекомендация к чтению: про­изведения Соколова-Микитова о Смоленщине.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщения учеников по заданному плану о рассказах «Ме­довое сено», «Глушаки», «Камчатка», «Цыган». Выразительное чте­ние текста.

3. Беседа по рассказам. Самостоятельная работа «Письмо И. С. Соколову-Микитову».

4. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Как грустно и сладко пахнет молодое скошенное сено. В нем память теплой земли, жизни, цветения и грусть расставания с жиз­нью. «Медовое сено» назван рассказ Соколова-Микитова из цикла «На теплой земле». О чем этот рассказ?

Сообщения учеников о сюжете, образе автора, персонажах, идейном смысле рассказа «Медовое сено».


Умирает молодая деревенская девушка Тонька, вдовы Глухой Марьи дочь.

Еще с зимы ездила она с деревнею за реку в лес поднимать из снега дровянку, ворочала в лесу вровень с мужиками, надорвалась, стала сохнуть и с тех пор слегла. С каждым днем чувствует, как под­ступает к нейГблизкий конец, и прощается со всем окружающим ми­ром: ждет весеннего солнышка, в последний раз видит весну, что уже шла, чуялась во всяком дыхании - в том, как беспокоилась, ревела скотина в хлевах, как ошалевали на солнце под крышами воробьи и краснели у кур сережки, как все приметнее увеличивался ото дня день и краснел иссиня-белыми пуховками, надувался под окошком вербо­вый куст. Прощается она с домашними работами: все что-нибудь де­лала, пока была сила, - зиму пряла, тянула тонкими своими пальца­ми кудель, чистила над лоханкой картошку, готовила себе смеретное, как раньше готовила приданное. Прощается она с летом и своей де­ревней: краем улицы, деревенским колодцем, речкой и бродом, бере­зой, обв|шанной шапками вороньих гнезд; прощается со звуками деревенской жизни: слушает, как перекликаются бабы, по ночам от­бивает сторож часы, за овинами плачет и ухает сыч, гомоздятся, пе­решептываются под крышею спящие куры, весело и заливчато, при­вечая утро, играет на трубе пастух Филька.

Повествование ведется от лица автора, который представляет­ся нам одним из жителей деревни, он и говорит «в нашей деревне», знает все подробности деревенского быта. Временами он столь сбли­жается со своей героиней, что, кажется, смотрит ее глазами, говорит ее словами, ощущает ее дыхание.

В рассказе много других персонажей: откровенные бабы, кото­рые, не стесняясь и не боясь опечалить Тоньку, говорили ей о раннем конце; Тонькин дядька Астах, лохматый, черный и беззаботный му­жик, который ругается на баб за их откровенность; девки, подружки Тоньки, которые, чтобы угодить ей, весь лес облазили в поисках ма­линки; вдова Марья, муж которой Федор Сибиряк получил свое про­звище от затеи переселиться в Сибирь, где молочные реки да кисель­ные берега; маленький и ленивый брат Егор; бедовая баба - разжениха Домна, которая уговорила Тоньку ехать в Москву, Тонькин жених Оська, жадный до приданного, укативший в Москву; никто не ведает, дрова ли, Оська ли уложили ее в болезнь. Последняя сцена-похороны Тоньки.

Чтение текста - с. 148.

Так заканчивается этот печальный поэтичный, написанный с любовью и сочувствием, рассказ о смоленской деревне, ее людях, овеянный запахом медового сена, которое хранит память о жизни и смерти. Уходит красавица Тонька в теплую землю, чтобы стать ее цветами т травой, ее новой жизнью, потому что жизнь вечна.

«Камчатка». Рассказ о том, как смоленские мужики на Кам­чатку собрались ехать. Слух такой прошел о чудесной земле Камчат­ке. В деревне слух бежит неуследимо, как ветер в лесу, чуть шелох­нет-уж говорит лес от края до края. Много слухов: на станции сказал проезжий человек: «Быть, братцы, войне». Затужила, загоревала де­ревня на долгие дни, побежало, понеслось: «Война! Война!» В неко­ей деревне мужик сел на пенек, - глядь, - стоит перед ним страшен­ный косматый человек, вроде как сам лесовой. Мужик, бросив топоренок, через пень-колоду прибежал в деревню, как заяц-русак с гону. А через неделю рассказывали: видел, мол, качановский пастух Прокоп в лесу покойного старого барина; ходит барин, пни считает - проверяет лесок, а глаза как шилья. В Кукуевской волости, как гово­рили, поймал мужик на огороде невесть что - ни человек, ни зверь, голос бабий, шерсть овечья, глаза свиные. Посадил мужик «невесть что» в сундук и показывает, кому охота, за самогона бутылку, многие своими глазами видели...

Автор с доброй усмешкой рассказывает нам, как рос и ширил­ся слух о Камчатке, который принес кузнец Максим, ездивший в го­род за железом: «Вот, братцы мои, видел я на станции человека, очень человечек верный, говорил он мне, что приехали на станцию люди, скликают народ на Камчатку. Дают на рыло по пятьдесят червонцев, дорога туды и сюды, а ехать через всю Сибирь на два года. Ситного - сколько хочешь! А нужны мужики на Камчатку копать золото. Дело простое». Мы видим, как загорелись мужики, от извечной ли тоски русской души по путям и далям, или просто заела лихая скука, или надежда на сытую жизнь и заработки поманили (эту зиму мужики до мозолей отсидели себе зады), а тут харч казенный - ешь, сколько вле­зет, и дело самое плевое - копать золото. Не зевай, айда, ребята!

С такой же усмешкой рассказывает на охоте «кум и приятель» повествователя Васька о том, как сходили мужики и он сам «на Кам­чатку», хлебнули лаптем щей, прогулялись, поцеловали подворотню. Как искали контору, где на Камчатку записывают, переполошили милицию, которая подумала, что банда явилась, как арестовывали мужиков, заперли в сарай, ночь проморили, а утром к допросу Тут все и выясншщсь, что слух был ложный. Идите, говорят, не дурите, невежество такое при революции недопустимо. А мечта о вольной сытной земле осталась. «Мне вдруг самому начинает казаться, что все возможно, что где-то есть, существует сказочная счастливая зем­ля Камчатка», - заключает свой рассказ автор.

«Цыган». В деревне объявились конокрады. У лысого Гаврика двух коней увели со двора. А через неделю мужики в лесу повстреча­ли двух цыган. Один по дороге удрал - не догнать мужику цыгана в поле! А другого привели в деревню на суд и расправу. Повествование в рассказе ведется от лица автора, но при этом повествователь смот­рит глазами крестьянина Васьки Артюшонка, который раз вышел за ворота, глядь, бежит вдоль улицы Князьков Кузьма, нараспашку рот, и зовет всех конокрада бить. За Князьковым - Евменов Гришка, за Гришкой - сам Чугунок. Васька, как был, шубейку на одно плечо — туда. А уж там варится каша. Народ трудом. А из народа слышно: гак да гак! - будто колют дрова. Цыгана били, грозились убить, допыты­вались, где кони. Он молчал, как каменный. Привели Лексу - он был «свой цыган», лет двадцать как на деревне угнездился, знал в округе всех конокрадов. Но Лекса не помог - наоборот, сказал, что цыган своего брата не должен выдавать, хоть шкуру сдирай, хоть пятки жги, и ушел прочь. Конокрада били до вечера: лежал тот цыган на полу, мордой вниз, на бороде красные пузыри, из ушей руда. Наконец, со­знался, где кони. Только в одно уперся - сообщников никого не на­звал. Мужики коней привели: не ели кони три дня - кожа да кости. Опять стали цыгана бить. Так бы и убили до смерти. Но цыган, заго­ворив, попросил: «Пустите, братцы, я вам на гармонье сыграю». Ему принесли гармонь. И случилось чудо. Цыган кровь на морде ладо­нью протер, гармонь на коленку и по ладам - как серебром.

Чтение текста с. 162.

Так ушел цыган, а помнили долго: эх, за такую игру и двух коней позабыть не жаль!

«Глушаки». На речку Невестницу приходит весна-хмельная, в зипунке нараспашку, прошлась по лугам, опростала из снегов кочки, отворила ручьи, синею водою налила овражки, валом повалила над речкой Невестницей водяная и лесная перелетная птица. И в эти дни впервые собрались кочановские охотники Хотей, Тит и ветродуй Вась­ка в лес на глухариный ток. Вместе с охотниками идем мы под вечер огородами, чтобы не дразнить деревенских собак; через поле, где теп­лым дыханием дышала земля и обдавало теплом, как из раскрыв­шейся пазухи, вступаем в дымившийся лес, который накрыл охотни­ков просто и невидно, как свою родню; долго бредем мерзлой лесовой дорогой иной раз по колено в ледяной воде; узкой стежкой в болоте, погоревшем прошлое лето, где лес лежал повалом, приходим в ред­кий, приземистый, тугорослый сосонник на Гряде, откуда разбегался кругами звериный обледенелый след, везде под деревьями червячка­ми валялся на снегу свежий и перезимовавший глухариный помет. Охотники разошлись «на послух» - слушали голоса птиц, звуки леса, пока стемнело, потом ломали для костра сушь, разводили костер, си­дели вокруг огня, сушили мокрые онучи, разговаривали, рассказыва­ли разные истории, утром охотились и возвращались домой.

Весенняя природа, наполненная деятельной жизнью птиц и животных, становится одним из главных действующих лиц рассказа. Автор-рассказчик, наблюдательный и взволнованный, смотрит на лес глазами крестьян-охотников. Ветродуй Васька, что жил на краю де­ревни у брода. Весной залило Ваську, зашла вода в Васькину печку. Самый молодой, здоровый и беззаботный, веселый и шальной, как ветер, он все делал быстро, споро, не слишком задумываясь. По пути беззлобно ругался с вороной: «Разоралась, стерва, - и деловито за­мечал. - Высоко ворона сидит - обязательно к тихой погоде». Разжи­гал костер, лежа на снегу брюхом. «Славное дело! - сказал он, жму­рясь, смеясь и отшатываясь от жарко взявшегося огня. Когда охотники сушили онучи, беззаботный Васька как был в лаптях, завалился на еловые вешки, оскалил на огонь белые свои зубы. «Гляди, копыта отвалятся», - сказал ему Тит. «Мы привычные! - с хохотом отозвался ему Васька, постукивая лапоть о лапоть. - Мои сам чер;г не сгрызет!» Васька, зевая, рассказывал про таинственного алдотика, дразнил вол­ков, приложив руки ковшиком, и весело, словно радуясь, говорил: «Тут их до черта». Потом, скорчившись и накрывшись шубенкой, лег у костра, как зарезанный, захрапел. «Храпит, словно пеньку продал, душенька беззаботная!» - усмехался Тит.

Строгий старик Хотей вспоминает прежние времена: «Раньше зверя-птицы не в пример было. По восьми глушаков за утро брали. Бывало, к одному бежишь, а пять обочь играют. Тогда, брат, охота была. Свалятся на землю драться, треск по лесу пойдет. На них гля­девши, животики надорвешь». Хотей сидел у костра неподвижно, по­добрав ноги, и черными косившими лесовыми глазками неотрывно смотрел на огонь. Вместе с Титом он не спал, переживая торжествен­ный полуночный час, когда ломается над землей ночь, на свой поло­женный час затихает и молчит все, что живет, дышит и растет в лесу «В самую ночь-полночь никакая не поет птица и не метусится в лесу зверь», - строго сказал Хотей. Перед рассветом, когда охотники задре­мали, он проснулся первым, быстро и молодо вскочил на тонкие ноги, подкинул в потухавший костер остатки суши, разбудил своих. «Зоряет, тихо сказал Хотей, когда вышли на поляну и остановились.

Тит - большой, неладный, с широким скуластым лицом, в лох­матой овчинной шапке, закрывавшей его маленькие, блестевшие под овчинными кудлами глазки. Ему уделено наибольшее внимание. Это он, окруженный лесом - свой в своем, - долго слушал наступившую тишину. Это от него мы слышим рассказы об охоте на глушаков: «Боль­шая уменья надо. Не всякого, брат, возьмешь. Кто по лесу, как корова, ходит, тому век не взять. Играет - хучь с пушки пали, а замолчит - ни брясь, стой! Хитрая птица...» Первый рассказ, как охотился он еще с барином, и какая удивительная птица глухарь: заметить ее трудно (ба­рин, даже стоя под деревом, где сидел глухарь, не мог его увидеть), подобраться, когда молчит, невозможно, когда же поет, ничего не слы­шит и смерть ей не страшна. Второй рассказ Тита, как охотился он один, долго подстерегал глухаря и, задремывая у костра, все видел неведомо­го человека с сивой бородой, который стоял над ним и говорил: «Куды подевал облячья? Отдавай облячья!» А потом Тит преследовал ранено­го глухаря (глухарь был большущий, и крылья по суку распустил, бро­ви у него красные, глаз такой едкий, упал после выстрела, как копна, как забьет по снегу крылами...), попал в яму возле хлудовской сторож­ки, глухарь ушел, а собравшиеся зайцы, не боясь подмокшего ружья, бегали вокруг охотника, потешаясь над ним.

Вместе с Титом, когда охотники разделились, мы переживаем момент охоты, любуемся играющим глухарем, ощущаем торжество удачной охоты.

Рассказ называется «Глушаки», потому что главная его тема - человек и весенняя природа, олицетворением которой является эта удивительная и таинственная птица, которая, когда поет, и смерти не боится.

Вопросы к классу.

1. Рассказ назван «Глушаки», но речь в нем идет о множестве птиц и зверей в весеннюю пору. Назовите их. Как они описаны?

- Грачи объявляют весну; на полях их встречают галки, похожие на бедовых бабенок в серых платочках; на выгоне под ногами охотников пробежал старый, с отмороженным гребнем и слежавшимся на сторону хвостом, ошалелый от весны петух; освещенная закатным солнцем носастая ворона, сидя на голой березе на огородах и глядя вниз на черный навоз, хрипела, качаясь на ветке и давясь: «Калач! Калач! Калач!» Сорвавшись с межи, над ними запел, задрожал жаворонок и уже не отставал до самого леса. Высоко над лесом в небе легкой паутинкой прокликали журавли. Быстро догоняя друг дружку, пронеслась над дорожкой пара витютюней, и жалобно­горько заныл над канавою чибис. Вечер в лесу подходил тихо: пискнула, промелькнув от пенька на пенек, пропала под кореньями мышь; чуфистнул два раза, сорвался и забормотал далеко тетерев-полевик, протянул вальдшнеп. Ночью у костра было слышно, как далеко за болотом тоненько пробрехала лисица, а на лядях жалобно гукнул заяц, и, как всегда в глухом лесу в весеннюю ночь, затрубил таинственный алдотик, о котором ветродуй Васька сказал: «Очень даже удивительно. Летось я полное утро за ней бегал: подбегу, подбегу, вот она, вот; стану глядеть - ан нету, опять за три десятины дудит. Все утро зря прогонял. Никто этого алдотика не могет видеть». Далеко на лугах завыл, заплакал и замолчал волк. Когда неугомонный Васька, приложив руки ковшиком, ответил ему по-волчьи, откликнулись за Невестницей, в болоте, на Старом Бездонье волчьи тоскливые голоса. Растревоженные волки гудели долго. Иногда казалось, что они приближаются, чудился в темноте их звериный шаг.

2. Что объединяет все рассказы, о которых шла речь на уроке?

- Общая тема: это рассказы о смоленской деревне, о крестьянах. Образ автора, который справедливо сказал о себе: (чтение эпиграфа). Мысль о красоте: теплой прекрасной земли, с которой прощается умирающая Тонька; мечты, которая поманила крестьян на далекую Камчатку; игры цыгана-гармониста, которая победила гнев людей; весеннего леса, где живет таинственный глухарь, которому за песню и жизни не жалко. Смоленский «выговор» писателя: А. Твардовский заметил, что о чем бы ни писал Соколов-Микитов, читатель узнает его «по выговору».

3. Найдите в рассказе «Глушаки» характерные «смоленские» слова, свойственные нашей местности.

- Облячья - молодые дубки и клены, что рубили в лесу мужики на полозья для саней (Смоленская область) — см. примечание, с. 154.

Алдотка - в словаре В. Даля «авдотька» - большой болотный кулик, красноногий, крикливый.

Глушаки - глухари;

макуши - макушки;

хучь - хоть;

слухает - слушает;

ни брясь - не шуми;

гукнул - позвал;

опростать - освобо­дить;

гомоздилась - усаживалась;

заспит - заснет;

массня - масса;

окромя - кроме;

чекочет - стрекочет;

кочережка тебе под самый хвост - ругательство;

разлапая - разлапистая;

коло - около;

хмызник - ме­лочь;

мене - меня;

сматюгнулся - выругался;

пожди - подожди;

метусится - мелькает;

под тую - под ту;

прихинулся - прислонился;

займается - занимается;

навроде - вроде;

подхватился - вскочил;

по- теперь - до сих пор;

округ мене - возле меня и др.

Задание классу. Мы начали наши уроки о Соколове-Микитове с письма к нему А. Твардовского. Теперь, познакомившись с расска­зами Соколова-Микитова и его повестью «Детство», мы сами можем написать ему письмо, в котором поделимся впечатлениями о прочи­танном, скажем, что понравилось, взволновало, запомнилось, каким представился нам этот писатель, этот человек.

Самостоятельная работа «Письмо И. С. Соколову-Микитову».

Итог урока. Домашнее задание. Познакомиться с материалами раздела YI хрестоматии «М.В. Исаковский». Уметь прочитать наи­зусть стихотворение поэта. Записать от родных или знакомых стар­шего поколения рассказ «Встреча с песнями М. В. Исаковского» (где пели, когда, какие воспоминания связаны с этой песней). Песни Иса­ковского «Катюша», «И кто его знает», «Одинокая гармонь», «Ого­нек», «Летят перелетные птицы», «Враги сожгли родную хату», «Ой, туманы мои, растуманы», «Под звездами балканскими», «Ой, цветет калина», «Дайте в руки мне гармонь...» и др.)

М.М. Пришвин «Охота за счастьем», рассказ о своей жизни. Тема добра в творчестве писателя.

Кто не знает замечательную сказку-быль М. Пришвина «Кладовая солнца»! Сразу вспоминаются ее герои: Настя - «Золотая курочка» и Митраша - «Мужичок в ме­шочке», их поход на Блудово болото за клюквой, мудрая собака Трав­ка, которой лесник Антипыч перешепнул, умирая, где Правда живет.


М. Пришвин - автор книг «В краю непуганых птиц», «Колобок», «Календарь природы», «Жень-шень», «Кащеева цепь», «Лисичкин хлеб», «Корабельная чаща» и др. - любим многими читателями. Тем интереснее нам узнать, что этот писатель некоторое время жил на Смоленщине, впечатления этого пребывания легли в основу повести «Мирская чаша», написанной в 1922 году.

Вопросы к классу:

1. Что известно о связях М. Пришвина со Смоленщиной?

- Хрестоматия, т. 2, с. 82-86. «М.М. Пришвин на Смоленщине».

2. М. Пришвин в своем творчестве часто обращается к жанру автобиографической прозы. Что это за жанр?

- Это рассказ писателя о себе, о своей жизни.

3. У кого из писателей мы встречаемся с подобными произведениями?

- Л. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»; С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»; М. Горький. «Детство», «В людях», «Мои университеты». Каждое из этих произведений интересно и своеобразно неповторимо, как интересен и неповторимо своеобразен каждый человек.

4. Автобиографический рассказ М. Пришвина о Смоленщине назван «Школьная робинзонада». Что означает слово «робинзонада»?

- Жизнь на необитаемом острове; жизнь среди природы, вдали от цивилизации, как жил Робинзон Крузо в романе Д. Дефо.

Работа над рассказом «Школьная робинзонада» - хрестоматия, т. 2, с. 86-96.

Вопросы к классу

1. В начале рассказа Пришвин говорит, как он оказался на Смоленщине. Как это произошло?

- В голодные двадцатые годы, во время гражданской войны, многие горожане переселялись в деревню, спасаясь от голода. Писатель с женой решили отправиться в ее родную деревню, чтобы заняться крестьянским хозяйством и приучить к этому детей. Они поселились в глухих местах в Дорогобужском уезде, в сорока верстах от железной дороги. Пришвин говорит, что из этой затеи ничего не вышло и сравнивает свое положение с’ Робинзоном, после кораблекрушения выкинутым в среду первобытных людей.

2. Что рассказывает автор о своих мытарствах среди «рахманых» (мягких) неграмотных смоляков и как к нему приходит решение сделаться шкрабом (так называли школьных работников), заняться профессией, которую он не любит?

- Пришвин пишет, что ему был объявлен бойкот, чтобы он не претендовал на надел обработанной земли. В этих лесных местах «мягкая» земля доставалась недешево - огромным трудом, корчевкой леса.

Он рассказывает о жизни в лесной пуне (сарае с сеном) у ручья, об охоте, походах жены к родственникам за съестным, записях местных слов и сказок, которым везде.мешала неправильная работа народных школ, а здесь, «к счастью», народ был неграмотным. Простодушные крестьяне, которых он называет «полудикими», прознав, что он знает много заговоров, стали зазывать к себе заговаривать бородавки у коров на вымени, «отчитывать» непоросных свиней, чтобы они поросились. Можно было отлично заработать этим промыслом, но стыдно поощрять суеверия, к тому же приближалась зима, становилось холодно. Перед каждой избой были сложены аппетитные поленицы лучин для освещения изб зимою.

3. Почему крестьяне сурово отнеслись к нему?

- Думается, он был здесь чужим, не хозяином, не работником; по мнению крестьян, хотел придти «на готовенькое»: снять дом (как дачу), а не выстроить его своими руками, снять огород, а не разработать участок. Пересидеть здесь голодное время, а затем устои» в город. Крестьянского груда он не знал, промышлял охотой - в глазах крестьянина - пустяшное дело, баловство. К самим крестьянам относился с достаточным презрением, видя в них полудиких людей. Даже словами и сказками он интересовался как чужой, пришлый, экскурсант. Ни одного крестьянина он не описал в отдельности. Для него крестьяне - «они». Вспомним совет мужика из писем А. Энгельгардта: «вы все делаете по-питерски, а надо по-нашему».

Пришвин становится учителем и одним из организаторов музея усадебного быта в селе Алексине Дорогобужского уезда, бывшем имении Барышниковых. Это богатое имение - одна из достопримечательностей Смоленщины. Посмотрим на него глазами писателя.

Сообщение ученика «Алексинская усадьба» по материалам «Школьной робинзонады» и очерку «Музей усадебного быта».

- Усадьба громадного имения с озером и парками занимает от пятидесяти до ста десятин. Дом - дворец, громадное каменное зда­ние в стиле александровского ампира стоит на берегу прекрасного озера, окруженного парками. В большом зале развешаны портреты от пет­ровской эпохи до наших дней. Колонная гостиная вся в миниатюрах, с акварелями, пастелями, офортами, есть драгоценный бювар (письмен­ный прибор) с колонками слоновой кости, старинные шифоньерки (шкафчики для хранения мелких вещей), книжный шкаф с писателями восемнадцатого века. Если нажать одну незаметную пуговку, выдвига­ется потайной ящик с письмами к девушке с белым цветком в руке, портрет которой приводит на память стихотворение «Как хороши, как свежи были розы». Об этом портрете служитель музея Алпатов расска­зывал посетителям разные романтические истории.

В охотничьем кабинете - старинное оружие, чучела местных зверей. Вся эта комната зеленая, с камином. В поместье жил удиви­тельный павлин. Есть комната со слепком пантикапейской вазы с изоб­ражением скифа. Баба, которая пришла в музей, потом сказала: «В раю была».

4. В «Школьной робинзонаде» М. Пришвин много говорит о школе. Мы получаем возможность увидеть школу в смоленской де­ревне начала двадцатых годов. Что могли бы рассказать алексинские ребята о своей школе: какие были учителя, как они жили, как к ним относились, какие интересные уроки запомнились?

Сообщение ученика «Алексинская школа». - Хрестоматия, с. 88-96.

Заключение учителя. Пришвин полюбил работу в школе, заин­тересовался ею, относился к ней творчески. Он понял, что живет в чрезвычайно интересном краю, где много ремесел, о которых можно и нужно рассказать. В обучении надо приблизить к себе предмет, понять практическую пользу знаний и показать ее ученикам. Такими выводами закончилась «Школьная робинзонада» М. Пришвина. Он постепенно утрачивал чувство Робинзона, человека, который живет среди дикарей, проникался уважением к знаниям и умениям жителей нашей местности.

Задание классу

Мы прочитали автобиографический рассказ Пришвина и те­перь можем сделать некоторые наблюдения над тем, чем отличается автобиографическая проза как жанр художественной литературы от простой автобиографии как документа. Сопоставьте статью «При­швин на Смоленщине», которая может служить материалом для ав­тобиографии как документа, с рассказом «Школьная робинзонада». В чем разница?

- Автобиография как документ содержит простое перечисле­ние фактов жизни в хронологическом порядке. В автобиографичес­кой прозе мы находим мысли, чувства человека, его переживания, отношение к окружающим и окружающих к нему, исторические под­робности, образы различных людей, описание быта. «В «Школьной робинзонаде» Пришвин пишет о быте смоленской деревни, описы­вает усадьбу в Алексине, размышляет о вопросах преподавания.

Подготовка к самостоятельной работе по рассказу «Охота за счастьем».

Работа по плану, записанному на доске.

Вопросы к классу.

1. В «Охоте за счастьем» Пришвин рассказывает, что предше­ствовало в его жизни появлению на Смоленщине. Рассказ назван «Охота за счастьем». Какие-действия и слова связаны в нашем созна­нии со словами «охота»?

- Ловить, подстерегать, находить следы, делать ловушку.

2. Как же происходила в жизни Пришвина эта охота за счасть­ем? Каково его первое воспоминание?

- Он вспоминает о детстве, когда без жалости, без устали охо­тился на маленьких птиц, убивая их из лука, рогатки, самострела. Он был маленьким дикарем, браконьером, которым руководила слепая страсть. Он жалел и выхаживал птиц, раненых другими, но сам уби­вал без пощады.

3. Откуда пошло выражение «Поехали в Азию, а попали в гим­назию» и что означают эти слова у Пришвина?

- Пришвин рассказывает об охоте к путешествиям, о побеге с товарищами в поисках таинственной сказочной, счастливой страны «Азии», о возвращении в «гимназию». Это слово становится симво­лом долгого и не всегда легкого учения, подчас скучной реальности, метаний, сомнений, недовольства собой за собственную необразо­ванность. Ученье мучительно и скучно, пока человек не найдет в нем свою «Азию», свою «охоту» к накоплению фактов и бережному от­ношению с ними.

4. Пришвин становится агрономом, ученым, обзаводится се­мьей, но ощущение, что он не вполне реализовал себя как человечес­кую личность, не проходит. Охота к труду писателя все сильнее овла­девает им. Она начинается со страсти прислушиваться к народной Речи, дивиться ее выразительной силе. Его первые повести отверга- югся редакциями. Пришвин мучительно ищет свой путь в литерату­ре. Как сохранить научную строгость этнографического описания, не утратив поэзии светлых лесных озер, карельских камней, славянских песен о соловьях, как соединить живописность описаний с реальнос­тью, веру в сказку, легенду с изображением действительности. Это была настоящая охота, которая требовала настойчивости, умения пережить неудачи, дойти до крайнего предела усталости и изнеможения, чтобы в один прекрасный миг настичь свое счастье, как птицу налету Одним метким выстрелом. Удачу своей книги Пришвин сравнивает с метким выстрелом охотника. И пусть он еще охотился с простой берданкой, но впереди время, когда он станет настоящим профессионалом в этой «охоте». Пришвин формулирует очень важную мысль о счастье. Как она звучит и как ее понять? - Хрестоматия, с. 98.

-«Несчастие - переходный момент, оно кончится или смер­тью, или роль его - мера жизни в глубину; этап в творчестве счас­тья». Этсниожно понять так: неудачи, даже самые большие, - еще не повод для того, чтобы ныть, опускать руки, отступать. Только смерть может прервать стремление человека к счастью, и оно неизменно приходит, если человек бьется за него, творит его сам.

5. Эта уверенность еще более окрепла у писателя пред лицом тяжелых испытаний революции и гражданской войны, когда он вре­менами начинал чувствовать, что вдет охота на самого человека: «все время мне казалось, что этот страшный охотник гоняет меня, как зай­ца». Какие испытания пришлось пережить автору в эти годы и чем они закончились?

- Дом его был отобран, ружье пришлось утопить, нашествие Мамонтова поставило его на край жизни и смерти. Он достиг преде­ла несчастий, но и научился больше ценить простые радости. Пово­ротом к свету и воле стало возвращение ружья. Он из гонимого снова превращается в охотника.

Чтение эпиграфа к уроку. Объяснение его смысла - слова «за­горелась моя детская Азия» означают возвращение энергии жизни, воли и желания жить не как загнанный заяц.

6. В. Даль дает в своем словаре разные значения слова «охота»

- это ловля диких животных,

- охота - это страсть, слепая любовь к занятию, забава;

- охота - это состояние человека, который что-либо хочет, хотенье, желанье, наклонность, стремление, своя воля.

М. При­швин в начале своего рассказа пишет, какие бывают охотники: про­мышленники, браконьеры, спортсмены, поэты в душе. А каким охот­ником был сам писатель? Как проходила его охота за счастьем на Смоленщине в условиях робинзонады? Рассказ заканчивается слова­ми Л. Толстого: «Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват...» В чем находил свое счастье Пришвин, живя на Смо­ленщине, и был ли он счастлив?

Был ли М. Пришвин охотником в прямом смысле этого слова?

Самостоятельная работа. Задание. Письменно сформулируйте вывод: «Место «смоленской темы» в «Охоте за счастьем» М. Пришвина».


Отражение смоленского периода жизни М.М. Пришвина в творчестве писателя. «Школьная Робинзонада».


Творческий путь А.Р. Беляева. Изображение красоты и чистоты человеческих чувств в романе «Человек-амфибия». Гимн богатству океана.


Рассматривая своеобразие личности и творчества знаме­нитого фантаста, увлечь учащихся, кроме всего прочего, краеведчес­ким поиском, который позволит заполнить «белые пятна» смоленс­кого периода жизни автора.

Оборудование. Издания произведений А. Беляева; иллюстра­ции учеников к произведениям Беляева; кроссворды «Жизнь и твор­чество Беляева».

Записи на доске. Тема. Эпиграф. Имена и названия произведений:

Айзек Азимов. «Конец вечности», «Я - робот»;

А.Р. Беляев. «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Звезда КЭЦ», «Последний человек из Атлантиды», «Ариэль» и др.

План урока

1. Научная фантастика в XX веке - вступительное слово учителя.

2. Судьба, личность, творчество А. Беляева, его связи со Смо­ленщиной - беседа, разгадывание кроссвордов и викторин.

3. Роман «Человек-амфибия»: сюжет, художественное своеобразие, идейный смысл. Анализ глав, помещенных в хрестоматии - т. 2, с. 17-43.

4. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

Класс убран как уголок морского дна. Учащимся-оформителям помогут описания А. Беляева из глав «День Ихтиандра», «В городе» («Лавка Бальтазара»), «Снова в море»: здесь рыбачья сеть, изображе­ния рыб, медуз, морских звезд, раковины, кораллы, морские камни, дельфины, изображения рыбачьих шхун и кораблей. Вверху - чайки, альбатросы.

Звучит музыка из кинофильма «Человек-амфибия».

Вступительное слово учителя. Наверное, нет человека, кото­рый не любил бы фантастику: смелый полет фантазии, загадочное, таинственное, непонятное, удивительное - вот чем она всегда при­влекала авторов и читателей. В XIX-XX вв. возникает жанр научной фантастики, которая основана на смелых научных гипотезах, пред­видениях, догадках о еще не познанном. Бурное развитие науки и техники в XX веке рождает смелые прогдозы писателей-фантастов, которые являются как бы разведчиками будущего, перенося реаль­ных Людей в ситуацию какого-либо открытия. Человечество еще толь­ко мечтало о создании подводных лодок, а во Франции Жюль Верн уже отправил в плаванье на удивительном «Наутилусе» своего зага­дочного капитана Немо. Еще далеко было до космических полетов, а в Англии Г ерберт Уэллс описал пришествие на Землю марсиан в ро­мане «Война миров», предвосхищая то, о чем мы еще и сейчас мо­жем только предполагать - контакт землян с внеземным разумом, внеземными цивилизациями.

Смоленщине повезло: наша земля стала родиной очень знаме­нитых фантастов. Один из них, Айзек Азимов, родился в старинном смоленском местечке Петровичи, ребенком был увезен в США и там приобрел мировую известность, стал автором более 400 книг, в том числе знаменитого цикла новелл о роботах. В Шумячском художественно-краеведческом музее хранится его письмо землякам: «Очень приятно было получить весточку из города, где я родился. Мои роди­тели были счастливы там. После того, как они приехали в США, они всегда с нежностью вспоминали родину. Сам я этого не помню, но я никогда не забывал, где родился...»

«Я родился на Смоленской земле, там же, где и первый космо­навт Юрий Гагарин, и чувствую потому, что я как бы нахожусь в обе­их наших странах - стране, где я родился, и стране, где живу и рабо­таю». (Из статьи Валентины Максимчук, сотрудницы Шумячского музея «Я никогда не забывал, где родился» - Край Смоленский. - 1992. №№ 7 _ 8. - С. 77).

Второй автор, ставший основоположником научной фантасти­ки в России - Александр Романович Беляев.

Проверка домашнего задания - разгадывание кроссвордов и викторины по биографии и творчеству А. Беляева.

1. Когда начал печататься А. Беляев?


2. Какие профессии он испробовал до того, как стал писателем?

3. В каких популярных московских журналах, рассказывающих о путешествиях и открытиях, он сотрудничал?

4. Какие произведения он написал?

5. Каким проблемам посвящены его произведения?

6. Как назывался его последний роман и когда он вышел?

7. Что известно о связях А. Беляева со Смоленщиной?

Кроссворд «Творчество А. Беляева»

По горизонтали. 1. Морской дьявол. 2. Его именем названа «Звезда КЭЦ». 3. Человек, который умел летать. 4. Кто сказал: «Если ты еще раз откажешь ему, он отберет товар, и больше со мной не будет иметь дела»? («Человек-амфибия») 5. Злодей и соперник Мор­ского Дьявола.

По вертикали. 6. Ее спас Ихтиандр. 7. Старый индеец, слуга в романе «Человек-амфибия». 8. Морской друг Ихтиандра. 9. Работ­ник пуговичной фабрики, друг Гуттиэре. 10. Талантливый профессор, который имел только одну умную голову. 11. Врач-эксперимен­татор, создавший Морского Дьявола. 12. Загадочная исчезнувшая стра­на, последнего человека которой описал А. Беляев.

Ответы. 1. Ихтиандр. 2. Циолковский. 3. Ариэль. 4. Бальтазар. 5. Зурита. 6. Гуттиэре. 7. Кристо. 8. Дельфин. 9. Ольсен. 10. Доуэль. 11. Сальватор. 12. Атландида.

Вопросы к классу.

1. Мы познакомились с фактами биографии А. Беляева и его произведениями. Каким представляется этот человек?

- Разносторонне образованным, увлекающимся, очень любоз­нательным, наделенным многими талантами, деятельным. И муже­ственным - в своей биографии он пишет: «С 1916 по 1922 год тяжело болел костным туберкулезом позвонков». А это значит: шесть лет в постели, три из них - в гипсе. Из этих лет и вынес он пронзительный трагизм профессора Доуэля. Отсюда и ощущения Ихтиандра чело­века, который не может жить среди людей как равный среди равных.

2. Что в биографии и творчестве А. Беляева особенно интере­сует исследователей-краеведов?

- Смоленский период жизни - на какой улице жил, с кем дру­жил, с кем общался, кто были его родители, как все это отразилось в его творчестве.

3. Смоленщина не упоминается в произведениях А. Беляева. Действие их происходит в местах, часто очень отдаленных от нее. Однако прочитайте описание города в фантастическом рассказе «Че­ловек, который не спит» (эпиграф к уроку). Что оно вам напоминает?

- Смоленск. Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске в семье священника на улице Б. Одигитриевская (сейчас улица Доку­чаева). Ни дом, где жила семья, ни церковь, где служил отец, не со­хранились. Но не отсюда ли открылся писателю вид на город, опи­санный в рассказе?

4. Представьте себе, что вы задумали написать рассказ «Беляев в Смоленске». Где вы станете искать материал для него?

-Конечно, в автобиографии автора, в воспоминаниях родных и Друзей - очень интересные воспоминания оставила дочь писателя, они помещены в собрании его сочинений. А вот краевед М. Левитин нашел материал в донесениях жандармов, которые следили за юно­шей, в архиве жандармского управления. Об этом он пишет в статье «Под кличкой «Живой» (Край Смоленский. - 1992. - № 1. - С. 41). Известно, что А. Беляев работал в редакции газеты «Смоленский ве­стник». Подшивки газеты хранятся в Смоленском архиве и ждут сво­его исследователя. По ним многое можно узнать о жизни Смоленска этого времени. Работа краеведа кропотлива, но очень увлекательна.

Теперь обратимся к самому знаменитому роману А. Беляева «Человек-амфибия».

Рассказ ученика о сюжете романа.

- Действие романа происходит в Южной Америке, в Буэнос- Айресе. Талантливый врач Сальватор пересадил жабры молодой аку­лы умиравшему от болезни легких индейскому мальчику, сказав род­ным, что тот умер. Ихтиандр (от греческого слова ихтио - рыба) стал амфибией: он мог жить в воде, как рыба, и на суше. Ихтиандр вырос, влюбился в красивую девушку Гуттиэре, приемный отец которой Бальтазар в сговоре с богачом Зуритой хочет поймать Морского Дья­вола, чтобы тот доставал со дна моря жемчуг. Ихтиандр заключен в тюрьму, где он теряет способность дышать легкими и обречен жить в море один: друг Гуттиэре рабочий Ольсен устраивает ему побег. А старый индеец Бальтазар узнает, что погубил собственного сына, ко­торого считал умершим.

Вопросы к классу

Работа с хрестоматией.

1. Бальтазар, желая поймать Морского Дьявола, дает поручение своему брату Кристо проникнуть в лабораторию Сальватора и сделаться слугою. Там Кристо знакомится с Ихтиандром. Как это произошло?

- Пересказ главы «Человек-амфибия».

2. Раскрывая нам мир человека-амфибии, А. Беляев рисует день Ихтиандра. Что делал и что видел в этот день Ихтиандр?

- Рассказ по главе «День Ихтиандра».

3. Океан для Ихтиандра не таинственная, неведомая стихия, несущая гибель и разрушение, а родной дом, где он чувствует себя гораздо лучше, чем в душном пыльном городе. Беляев говорит нам, как счастлив мог быть человек, обладающий даром свободного об­щения с океаном. Но был счастлив Ихтиандр? Послушаем разговор Ольсена и Гуттиэре в последней главе романа.

Инсценирование диалога Ольсена и Гуттиэре из главы «По­бег» -хрестоматия, с. 42.

Гуттиэре. Я хочу видеть Ихтиандра! Можно мне пойти с тобой?

Ольсен. Я думаю, что нет. И тебе лучше не видеть Ихтиандра.

Гуттиэре. Но почему?

Ольсен. Потому, что Ихтиандр болен. Он болен как человек, но здоров как рыба.

Гуттиэре. Я не понимаю.

Ольсен. Ихтиандр больше не может дышать воздухом. Что же будет, если он снова увидит тебя? Для него это будет очень ияжело, да, может быть, и для тебя. Ихтиандр захочет видеться с тобой, а жизнь на воздухе погубит его окончательно.

Гуттиэере (опустив голову, после раздумья). Да. Пожалуй, ты прав...

Ольсен. Между ним и всеми остальными людьми легла непре­одолимая преграда - океан. Ихтиандр - обреченный. Отныне вода становится его родной и единственной стихией.

Гуттиэре. Но как же он там будет жить? Один в безбрежном океане - человек среди рыб и морских чудовищ?

Ольсен. Он был счастлив в своем подводном мире, пока... те­перь, конечно, он не будет так счастлив, как раньше...

Гуттиэре. Перестань, Ольсен.

Ольсен. Но время излечивает все. Быть может, он даже обре­тет утраченный покой. Так он и будет жить - среди рыб и морских чудовищ. И если акула не съест его раньше времени, он доживет до старости, до седых волос... А смерть? Смерть везде одинакова... Однако мне пора.

Гуттиэре. Но я могу издали видеть его?

Ольсен. Конечно, если ты не выдашь своего присутствия.

Гуттиэре. Да, я обещаю это.

Вопрос к классу.

Был ли счастлив Ихтиандр? Что принес ему смелый экспери­мент доктора Сальватора - радость или беду? Каков идейный смысл романа?

- Ихтиандр был наделен прекрасным даром - чувствовать себя свободно в водной стихии. Но из-за корысти, жадности, жестокости людей он обречен на одиночество. Он найдет покой, но не сможет найти счастья. Одинокий не может быть счастливым. А. Беляев увле­кает нас удивительным рассказом об освоении богатств океана, о смелых научных экспериментах по пересадке органов, которые рас­ширяют возможности человека. Но он и предупреждает об ответствен­ности ученых и о том, что самые блестящие научные открытия и эксперименты могут принести зло и разочарование, если ими неразум­но воспользоваться.

Итог урока. Домашнее задание. Чтение материалов раздела III хрестоматии: «Михаил Афанасьевич Булгаков».

Индивидуальное сообщение: фантастический сюжет повести М. Булгакова «Роковые яйца»





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.047 с)...