Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Свободна ли человеческая воля?



Философы различают внутреннюю свободу воли (самоопре­деление, автономия воли) и внешнюю свободу действия (воле­изъявления, осуществления воли). Свобода слагается из взаи­модействия многих факторов, поэтому возникает вопрос о ее обусловленности, отношении к необходимости. Наиболее спорной является проблема свободы воли, особенно остро встающая в теистических учениях при осмыслении взаимоот­ношения Божественной и человеческой воль. Детерминисты, отстаивающие идеи о причинной обусловленности человече­ских намерений и поступков, понимают свободу как следова­ние некой внешней по отношению к человеческой воле необ­ходимости. Для объяснения того, как при этом можно что-ли­бо ставить в вину или заслугу человеку, некоторые философы (Т. Гоббс, П. Гольбах) отрицают свободу воли, но не свободу действия. Осознание того, что поступки делятся на хорошие и дурные, т. е. нормы, исполнение или неисполнение которых поощряется или осуждается, влияет на волю, склоняя ее в определенном направлении. Человек несет ответственность (моральную, юридическую и проч.) за свои действия по испол­нению воли. Крайнее проявление детерминизма — фатализм (Кальвин, Лаплас) — представление о жесткой, исключающей вероятность и случайность предопределенности (судьбой, Бо­жественной волей, цепью естественных причин) всех событий. Фатализм сводит на нет саму свободу, подрывая основания для признания человека самостоятельным деятелем, совершающим ценностный выбор и несущим ответственность за содеянное. Тем самым ставится под вопрос его способность быть нравст­венным и вообще творческим существом. Индетерминисты в вопросе о свободе выступают обычно как волюнтаристы, утверждая самодостаточность, безусловность воли. Согласно Н. Бердяеву, источник первичной иррациональной свобо­ды — произвольности и творческой духовной силы — коренит­ся не в Боге, а в бездне, «ничто», предшествующем и Богу, и миру. Но остается открытым вопрос о том, может ли сущест­вовать такая воля, не сообразованная ни с ценностями, ни с возможностями субъекта и внешними обстоятельствами, со­вершенно неопределенная, бессодержательная. Будет ли она вообще волей, а если будет, можно ли считать ее свободной, так как ее действие — чистый произвол? Полюса детерминизма (все неизбежно) и индетерминизма (все случайно) совпадают в том, что оба не оставляют места свободе. В видении боль­шинства философов пространство свободы располагается меж­ду этими полюсами. Признавая необходимость, они не отожде­ствляют ее с неизбежностью. Необходимость имеет вероятно­стный характер, поэтому человек может выбирать между возможностями, устанавливать, в соответствии со своими идеа­лами, а также знаниями о собственных границах и закономер­ностях внешней действительности, свой порядок жизни, встра­ивая его в порядок мира. И. Кант полагал, что воля человека автономна, поскольку он руководствуется внутренним нравст­венным законом — категорическим императивом и поэтому способен разомкнуть цепь внешней эмпирической детермина­ции, дать начало новому причинному ряду.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 190 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...