Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Происхождение нравственности, как и культуры идеального вообще, исследовано мало. Различаются три основных подхода к пониманию истоков человеческой духовности. 1. Подход, который можно назвать «абсолютистским»: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные и т. п. качества людей есть проявления некоего абсолютного начала — природы (например, в конфуцианстве), божественной личности (например, в христианской этике) или даже априорных структур души человека (Кант). 2. «Биологический» подход: так называемая «духовность» есть развитие форм жизнедеятельности, присущих высшим животным. Подобные взгляды особенно характерны для позитивистски ориентированных мыслителей. П. А. Кропоткин, в частности, полагает, что мораль вырастает из «альтруистического» поведения животных, форм их взаимопомощи, биологически закрепленных, так как они способствуют сохранению вида. 3. Социологический подход: в ходе возникновения социума устанавливаются новые, надбиологические, опосредуемые сознанием способы регуляции отношений между его членами, в том числе и нравственные. Такой позиции придерживаются многие марксисты. Ф. Энгельс считает, что формирование моральных норм вызывается первоначально необходимостью упорядочения родственных и трудовых отношений.
Современный отечественный философ А. А. Гусейнов выделяет в истории морали в ее связи с этикой несколько крупных этапов: тотемно-племенное сознание, «мораль закона», христианская нравственность, мораль «неотчуждаемых прав личности». Переход на каждый следующий этап существенно расширяет круг «своих» людей, на которых распространяется действие моральных норм, устанавливающих гуманные отношения.
Опираясь на идеи А. А. Гусейнова и дополняя их, отметим в истории несколько основных видов морали. 1. Родоплеменная мораль еще слита с обычаем, ее действие распространяется только на «своих» — соплеменников; абстрактной нормы нет, преобладает ориентация на наглядные образцы, данные в мифах, ритуалах, обрядах, реальных поступках; ответственность преимущественно коллективная и определяется местом в системе родства. На поздней стадии родового общества возникает обычай талиона («жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб»), устанавливающий в межобщинных отношениях принцип уравнивания ущерба при осуществлении кровной мести. 2. Национально-сословная мораль возникает в раннеклассовом обществе. Сфера действия нравственных отношений расширяется, «свои» теперь не только соплеменники, но и «соотечественники», входящие в определенное национальное или национально-государственное образование, сплоченное, как правило, в духовном отношении единой национальной религией. Разные сословия имеют свои «кодексы чести». Появляется абстрактная норма, золотое правило, расширяется область личной ответственности. В некоторых странах возникает этика (Индия, Китай, Греция) и начинает оказывать влияние на нравственную жизнь. 3. Для морали мировых религий «свой», «ближний» — это единоверец; племенные, национально-государственные и сословные различия между людьми становятся второстепенными. Развивается личная ответственность, поднимаются ценности любви к ближнему, сострадания — религиозного гуманизма. 4. Просветительская мораль естественных прав человека устраняет и религиозные границы в нравственных отношениях, для морали «свой» — человек вообще. Утверждается изначальное достоинство каждого индивида, определяемое естественным законом, тем, что люди от природы равны и свободны. Выдвигается требование политико-правового обеспечения прав человека. Раскрытие и совершенствование человеческой природы в индивиде начинает восприниматься как высшая ценность. Возрастает индивидуальная нравственная ответственность. Провозглашаются принципы самоопределения личности, ненасилия, невмешательства в частную жизнь и т. д. 5. В современных условиях (постмодерна) с развитием информационного общества появляются признаки новой морали, которую можно назвать плюралистически-коммуникативной. Эта мораль ориентирует на общение и сотрудничество между людьми с различными ценностными установками и моральными убеждениями на основе соблюдения универсальных принципов — справедливости и гуманности. Она культивирует добродетели толерантности (терпимости) и ненасилия. Общая направленность исторического развития морали состоит в том, что она становится все более универсальной: расширяется сфера действия морали, все более обобщенными становятся нравственные требования, растут возможности выбора и ответственность личности.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!