Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каким образом в философии определяется эстетическое?



Эстетическое — предмет эстетики, одной из отраслей фило­софии. Эстетическое — это такое измерение жизни, в котором определяющее значение имеет ценность прекрасного. В свете прекрасного может предстать любое явление: действительное или воображаемое, природное или культурное, принадлежащее внешнему миру или глубинам души. А. П. Чехов говорит, что в человеке все должно быть прекрасно, и в его идеале присутст­вует значительная эстетическая составная. Существует относи­тельно обособленная и специализированная сфера духовной жизни — художественная, искусство, где ведущая роль отведена эстетической деятельности. Но искусство вмещает в себя лишь малую часть этой деятельности, затрагивающей все аспекты су­ществования. Вот почему эстетическое правильнее называть не сферой, а измерением жизни. Определить эстетическое нам по­могут идеи отечественного философа А. Ф. Лосева (1893—1988), автора фундаментальных трудов по эстетике. Он видит сущ­ность эстетического в том, что оно есть «непосредственно дан­ная или внешне чувственная выразительность внутренней жиз­ни предмета», которая «воспринимается как самостоятельная, бескорыстно созерцаемая жизненная ценность», как «объект не­заинтересованного и самодовлеющего любования». Эстетика понимается Лосевым как «философская дисциплина, имеющая своим предметом область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе и художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность». Встречается и расширительная трактовка эстетики, когда в нее включают не только философское учение, но и не выраженную в концептуальной, теоретической форме совокуп­ность представлений о прекрасном, соответствующих идеалов, образов, вкусов, проявляющихся в восприятии человека и его творчестве. Такое толкование эстетики принимается, например, в книге В. В. Бычкова «Русская средневековая эстетика Х1-ХУП вв.» (М, 1992).

Наиболее общие черты эстетического представлены катего­риями: эстетическое, прекрасное — безобразное, возвышен­ное — низменное, трагическое — комическое, эстетический идеал, эстетический вкус. Об эстетическом, категории настоль­ко широкой, что ее называют метакатегорией, сказано выше. Возвышенное, трагическое, комическое, эстетический идеал, а также изящное, грациозное и т. д. суть модификации прекрас­ного.

Прекрасное — ключевая категория эстетики. Прекрас­ное — ценность выраженности, явленности совершенного. Встре­ча с совершенством, его воплощение вызывает особого рода ра­дость — эстетическую — бескорыстное, возвышенное чувство. Противоположность прекрасного, эстетическая антиценность — безобразное, в котором являет себя несовершенство, недостаток блага. Безобразное вторично, поскольку обнаруживается только в свете прекрасного. Платон считает, что объективно существует «прекрасное само по себе»: безусловная, вечная, божественная, образцовая идея; все остальное (вещи, люди, душевные состоя­ния) прекрасно лишь относительно: настолько, насколько причастно этой идее. Согласно Аристотелю, прекрасное есть свойство космоса, а именно — соразмерность, порядок, гармония, целесо­образность в действительности; прекрасное характеризуется в от­ношении к возможностям человека: он созерцает прекрасное в предмете, который обозрим как единство во многообразии (на­пример, нельзя назвать прекрасным слишком маленькое или слишком большое, потому что в первом неразличимы части, во втором не охватывается целое). Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идей, «божественное в его чувственном облачении». В Новое время распространяются, особенно в бри­танской философии, субъективистские трактовки прекрасного. Гоббс полагает, что прекрасное — это полезное в перспективе, то, в чем человек усматривает признак будущего блага. Согласно Юму, прекрасное — свойство не предмета, но духа, созерцающего предмет. По Канту, прекрасное — общезначимый целесообразный предмет незаинтересованного любования, основа чувства красо­ты — удовольствие, доставляемое созерцанием совершенной фор­мы; образец прекрасного как эстетический идеал возвышенного есть символ нравственно доброго, поэтому прекрасное способст­вует расширению свободы личности, а значит — совершенствова­нию человеческого рода. К этим положениям Канта восходит высказывание Шиллера: «Красота спасет мир». Многие филосо­фы утверждают, что прекрасное в возможности заключено в объ­екте, но действительным оно становится только в результате ак­тивности субъекта. Так, Н. Г. Чернышевский (1828—1889), разви­вая идеи Фейербаха, пишет, что прекрасное есть жизнь, какой мы хотим ее видеть, и прекрасно то существо, в котором мы на­ходим такую жизнь. В марксистской эстетике развивается пред­ставление о том, что источник прекрасного — общественная при­рода человека, выражающаяся в его способности к освоению мира по универсальным меркам, к совершенствованию окружаю­щего вместе с самосовершенствованием («распредмечиванию» и «опредмечиванию»), при этом самостоятельную ценность при­обретает свободная игра творческих сил, дающая эстетическую радость.

Эстетический идеал — прекрасное в прообразах совершен­ства, выступающих как предел стремлений в воплощении пре­красного и как мерило, критерий эстетической оценки.

Возвышенное — это такой вид прекрасного, в котором со­четается величественное, превосходящее человека, и совершен­ное. По отношению к возвышенному человек испытывает чув­ство, схожее с тем, которое вызывает в нем священное,— бла­гоговение, упование, смешанное с тревогой. В этом чувстве соединяется стремление ввысь и ощущение своей ограничен­ности, опасности риска. В религиозном сознании предел возвышенного — божество. Обычные образы возвышенного в при­роде — горы, океан, небеса, вселенная. Кант, много сделавший для утверждения категории возвышенного в эстетике, считал, что в конечном счете возвышенное выражает красоту нравст­венного долга. Возвышенному противостоит низменное.

Трагическое — вид прекрасного, близкий возвышенному. В трагическом соединяются радость совершенствования и го­речь потерь на этом пути. Трагическое есть красота мужества, героизма, испытания силы личного свободного духа смертель­ной опасностью. Трагическое просветляет, очищает душу от гнетущего страха, утверждая ценность возвышения, даже если оно несет страдания и смерть. Подвиг Христа, «смертию смерть поправшего», выражает суть трагического.

Комическое — прекрасное, раскрываемое через смех, когда он выражает удовольствие, которое человек испытывает, от­страняясь от несовершенства, разоблачаемого в его столкнове­нии с совершенным. Здесь смех возникает как радостный вздох избавления, освобождения от гнета, что происходит, ког­да ярко выявляется противоположность отрицательного и по­ложительного. Аристотель полагает, что такое воздействие вы­зывается контрастом безобразного и прекрасного, Кант — ни­чтожного и возвышенного, при котором происходит внезапное разряжение напряженного ожидания в ничто, Гегель считает, что источник смеха — контраст мнимо основательного (неис­тинного) и действительно основательного (истинного), Берг­сон — автоматического и живого. Комическое имеет много разновидностей — юмор, ирония, сарказм, сатира и т.д.

Эстетический вкус (аналог совести в морали) — это способ­ность и склонность человека воспринимать и оценивать явле­ния с точки зрения их совершенства, по меркам прекрасного, действовать, творить, руководствуясь этими оценками. Такой вкус включает умение разграничивать эстетическое и неэстети­ческое, различные оттенки и градации в эстетическом; наслаж­даться созерцанием и созданием прекрасного и испытывать неудовольствие, огорчение при созерцании и создании безоб­разного. Уровень развитости эстетического вкуса определяется тем, насколько человек способен воспринимать и воплощать прекрасное в его разнообразных проявлениях.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 186 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...