Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что такое искусство и в чем его назначение?



Искусство — относительно обособленная область духовной жизни, предназначенная для культивирования эстетического. Прекрасное — высшая ценность для искусства, делающая его особым видом совершенствования творческих сил человека, способом духовно-практического освоения действительности в формах художественных образов. Действительность (окружа­ющий человека мир и внутренняя жизнь его души) в искусстве представляется в формах человеческой чувственности, с точки зрения эстетического идеала. Так, в произведениях искусства художником создается своеобразная — художественная реаль­ность с собственными закономерностями, со своей, художест­венной правдой. Вл. Соловьев, который полагает, что мир раз­вивается в направлении к совершенному, идеально-прекрасно­му, Богочеловеческому состоянию, дает следующее «общее определение действительного искусства по существу: всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение»1.

Художественный образ — основная выразительная единица художественной реальности и языка искусства. При создании образа художник, руководствуясь своим эстетическим вкусом, творчески соединяет отражение внешней внехудожественой действительности и выражение своих личных идей, пережива­ний, чувств, стремлений. Создавая образы людей, душевных движений, обстоятельств, вещей, событий, природы, мира в целом, художник представляет в единичном, неповторимом, чувственно явленном виде общезначимое с точки зрения эсте­тического идеала. Как отмечает Гегель, в искусстве абстрактное воплощается в конкретном, содержание идеала получает кон­кретный образ действительности.

Назначение искусства многообразно. Не вызывает сомне­ний, что цель, общая для искусства и других форм духовой жизни, состоит в совершенствовании человека, обогащении его внутреннего мира, развития творческих возможностей. Споры среди философов вызывает вопрос о том, что является главным делом искусства. Каждая эпоха обнаруживает в нем новые грани. В античности преобладает представление о том, что искусство по сути своей есть подражание космическим формам, их рационально-гармоничным образцам. Аристотель видит в искусстве способ познания мира и очищения души. В христианском Средневековье искусство рассматривается прежде всего как средство символического выражения священ­ных смыслов, христианского образования и проповеди, оформления среды, в которой протекает религиозная жизнь. Мысль Возрождения открывает в искусстве способ творческого само­осуществления выдающейся личности, продолжающей дело Божественного творения. Появляется идея о том, что худож­ник сам создает формы, образцы прекрасного, которые вопло­щает. В Новое время в эстетике классицизма на первый план выдвигается рационально-познавательная и воспитательная роль искусства. Просветители особенно ценят в искусстве воз­можности для пропаганды нравственных и политических идеа­лов свободы, равенства, всестороннего развития каждого чело­века. В эстетике романтизма вырастает значение искусства как средства самовыражения личности, исповеди души, раскрыва­ющей ее бесконечную глубину. Сторонники реализма считают, что искусство есть в первую очередь школа жизни, представля­ющая перипетии личного существования в его социальной обусловленности. Приверженцы «чистого искусства» («искусст­ва для искусства») настаивают на его самодостаточности. Они утверждают, что выполнение специфической для искусства цели — нести эстетическое наслаждение — не зависит от нрав­ственных, социальных, политических, научных, педагогических и т. п. задач. Символисты находят в искусстве единственно возможный способ символического выражения мистических оснований внешнего и внутреннего мира. Л. Н. Толстой в поздний период творчества развивает идеи о том, что в ис­кусстве главное — общение, передача чувств, высший смысл которой — усиление радости жизни, братской любви, ведущей к единению всего живого. Согласно Фрейду, искусство — вид «сублимации», форма выражения чувственных устремлений че­ловека, позволяющая изживать невроз, превращая осуждаемые обществом эротические влечения в маскирующие их образы, которые доставляют эстетическое наслаждение.

В современной отечественной эстетике в перечень основ­ных функций искусства обычно включаются следующие.

1. Собственно эстетическая (искусство дает радость твор­чества и восприятия созданных людьми образов мира в свете ценности прекрасного, развлекает игрой творческих сил, укра­шает действительность, эстетически восполняет недостатки от­ чужденного существования и утешает).

2. Культурно-историческая (приобщает отдельного челове­ка к достижениям культуры, обогащает, служит средством культурной преемственности).

3. Коммуникативная (делает возможным свободное духовное общение, существенно расширяя его пространственно-вре­менное и социальное поле).

4. Познавательная в широком смысле (является школой жизни, представляет идеалы, ценности, опыт существования в многообразных обстоятельствах, дает возможность виртуаль­ного испытания различных жизненных проектов).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 636 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...