Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюция прозы Платонова в середине 30х гг



Необходимо было воспевать присоединение окраин к России.

"Пустынные повести".

Повесть "Джан" (1935). Ещё пишет "Такыр", "Караёс".

"Джан" (перевод - людт, ищущие счастья) - это философская притча. Это уход от социальности. Повесть ображена к действительным возможностям построение общества. Проблема развития мира, путей построения общества. Повествование о коренном порядке мира, о законах его возникновенияч и существования. Роль личности в историческом бытии, возможности и границы человеческой свободы.

Джан - это народ, который затерялся в пустыни. Молодому учёному Назару Чагатаеву велено найти этот народ. Человек должен вернуть племя к истинной жизни. НЧ не несёт готовую истину, она вырабатывается народом в течение жизни. НЧ обращается к природе, наблюдает жизнь природы. В повесть входит натурфилософия Андрея Платонова. Платонов считает, что природа наделена сознанием. Она не может себя обеспечить и ждёт от человека помощи. Очень много животных действует. Природа и человек помогают друг другу выжить. НЧ кормит верблюда, тот его греет.

В природе ведётся разумное существование, всему предоставлена своя ниша для деятельности. НЧ наблюдает свою самостоятельную непостижимю жизнь природы. Важное значение имеет историко-культурное прошло. Миф об Ормузде (бог земледелия, защитник людей, чистый бог счастья) и Аримане (умирает от злости, ненависти, неосуществлене собственых желаний). Миф учит, что не нужно отнимать богатства, нужно, чтобы сды выросли в пустыне. Первый этап спасения народа - необходимость его накормить. Спасение оказывается природным. Платонов выдвигает идея - спасение всегда возможно и оно находится рядом, в природ НЧ по совету Суфьяна ищет овец, чтобы пригнать их к народу. НЧ засыпает и просыпается, а вокруг него овцы. 40 голов. 10 овец они едят. то и духовный акт - трапеза как приобщение к жизни. Природный путь спасение недостаточен, человек выступает не только силой, улавливающей подарки природы, но человек должен быть демиургом. НЧ приносит себя в жертву чтобы накормить народ. НЧ - это культурный герой, потому что в его образе присутствуют мифологические аспекты. НЧ жертвует своим телом, чтобы накормить народ. Его начинают клевать орлы. Он их стреляет и приносит их как пищу. НЧ выводит народ из пустыни. Может сравниваться с Данко, с Моисеем. Наевшись, народ начинает латать одежду, строить жилища, он приобщет людей к труду. Но есть и второй этап, когда НЧ просыпается, он обнаруживает, что народа нет и он остался один в пустыни. В концепции Платонова, народ не должен довольствоваться обычной судьбой. Все заложенные в человек потенции должны быть развиты. Проблема поиска индивидуального счастья Человек не выбирает историю. Найти личное счастье должен суметь каждый человек, в этом преодолени трагизма истории. ЧЕловек тогла сможет отдавать другим. В концепции повести счастье доступно немедленно. Счастье - это преодоление эгоизма. Несчастье - когда себя жалеют. Только от человека зависит, насколько он счастлив. В самом начале повести НЧ знаомится с Верой. НЧ выдвигает идею, что в самом человеке находятся силы быть счастливым. Есть люди, которые любят быть несчастными. Человеку посильно всегда быть счастливым. Есть третий этап, который проходит народ Джан. Возвращение к людям. Каждый человек по Платонову обеспечивает счастье всех. Счастливый человек добрее по отношению к другим. Люд питаются не только хлебом, но и душой друг друга. Путь поиска счастья проходит и сам НЧ. Вера умирает - это наказание за отказ от счастья. Назар усыновляет дочь Веры Ксению. Остаётся свободен. Единство народа и местных условий в выработке рзвития жизни. Во 2й половине 30х гг. Платонов обращается к этико-философской проблематике. Главным жанром становитсч рассказ. Проблема в сществовании человека в столкновении с роковым силами истории и природы. Ответ Платонова - спасение только среди людей. Только среди других, но и в природе. Рассказ "Машинист Мальцев (в прекрасном и яростном мире)", "Фро". Фро - радость, счастье.

"В прекрасном и яростном мире". Сюжет - столкновение человека с роковыми силами природы. Ему скучно с другими, потому что они не достгают его мастерства. Он ведёт паровоз и на секунду слепнет, только благодаря помощнику Кости не случается аварии, но его арестовывают. Его вины нет, это была молния. Мальцев слепнет, потому что наказан за гордыню, жил одиноко в чувстве своего превосходства, он сорушёш яростными силами природы за талант. Спасение его осуществляется только благодаря Кости, который выясняет его невиновность. Настойчивость, упорность достижения цели. Теперь он реально слепой. Костя доверяет ему слепому вести паровоз, в результате он прозревает (физическое и духовное прозрение). Автор-повествователь рассказывает не о себе, а о другом, где чужой (другой) важен как и я сам. Удары сердца и есть спасение. Интуиция - это память народа.

"Фро". Этическая проблематика выявляется в центр. Проблема обретения счастья в ситуации противоречивых социальных отношений. Отец Фро - машинист, носитель идеи машины и труда. Муж Фёдор - живт дальними целями, уехал строить электростанцию. Фро - естественный человек, она любит своего мужаи не хочет ничего, кроме счастья с ним. Фёдор, её отец и Фро живут каждый в своём мире. С Фро связана проблема обретения души. Выход из страдания нахоит в соседском мальчике, который играет на гармошке. Музыка - важный фактор. Ребёнок - символ открытости миру, неодносторонности.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛЕОНИДА ЛЕОНОВА (1899-1994)

1920-ые - крупные романы “Барсуки», «Вор»

1930-ые - романы «Соть», «Скутаревский», «Дорога на океан»

1940-1950-ые - роман «Русский лес»

1960-1970-ые - «Yevgenia Ivanovna” - повесть

1980-1990-ые - роман «Пирамида», вырастающий из фрагмента «Мироздание по Дымк о ву»

Еще он автор многочисленных пьес, которые шли и за рубежом.

«Метель и волк», «Нашествие», «Золотая карета».

Особенности художественного мира Леонова:

1)Проблема судьбы человека и человечества на рубеже веков. Эволюция оборачивается инволюцией: человечество движется к краху.

2)Мировоззрение и концепция человека. История - дело человеческих рук. Это деяния человека и его творчество. Горьковская концепция. Шествие человечества к звездам. Дорога на океан.

Но дорога эта сопровождается непрерывными срывами, заблуждениями, ошибками и движением вспять. Говорит о противоречивой природе человека, о глубинах зла в нем, о несовершенстве его природы, отчего невозможно это шествие к звездам. Онтология человека = онтология зла.

3)Эстетика Леонова. Он создает интеллектуальный роман и драму. Интеллектуальный = связанный со структурой романа, с принципами отражения реальности. Его роман включает в себя 3 момента: а)особый принцип построения сюжета (не пластическое изображение действительности; сюжет подчинен авторской мысли, жестко смоделирован); б)принцип изображения персонажа (герой - портрет ист. характера, психологически разработанный; герои многослойны: в них видны тенденции ист. эпохи, герои представлены в контексте культурных ассоциаций Гамлет, роковая женщина, Моцарт и Сальери; герои предстают как воплощение добра и зла); в)в творчестве есть особая авторская позиция: интеллектуальная ирония, которая все подвергает сомнению и иронической подаче, тут не столько изображение мира, сколько его истолкование.

4)Проблематика творчества. Основная проблема - это национальная жизнь и социальные преобразования.

Три основных аспекта:

1)природа и цивилизация (Бурыга);

2)проблема культуры и соц. преобразования («Конец мелкого человека»);

3)национальный характер и возможность его развития («Петушихинский пролом»).

Стихия национальной жизни и проблема социальных преобразований в романе «Барсуки» (1924г.)

Ставится проблема места революции в национальной судьбе. Взгляд на ист. события уходит вдаль. В романе есть соц. проблема: столкновение революции разума и деревни; есть проблема взаимодействия человека и природы; есть философская проблема: можно ли одолеть, превзойти бытие сознанием.

Леонов выстраивает особого порядка сюжет: исследование города и деревни. Начало - в деревне - это исконная стихия национальной жизни. Патриархальное бытие, природный мир. Кается, что это первозданное бытие. Но двое детей отправляются в город на заработки к купцу: деревня не способна их прокормить. Действие перемещается в город: окраина Москвы.

Это противоположный мир. Это хищнический мир. Много железа. Здесь заправляют Быхалов и Секретов: они богаты, они выходцы из деревни, которые нажились ложью и обманом, ненавидят друг друга. Это мир волчьих законов: судьба Павла Рафельева. Это мир девальвации нравственных ценностей в отношении любых людей: Настя и ее подруга. Но город манит и развивает самосознание личности: Семен (читает книги). Город разводит главных героев - и это два пути развития нац. жизни 20-го века: городская и крестьянская культура.

В основе романа - проблема судьбы связей двух этих стихий и культур. Главное событие - бунт деревни против города после революции. Леонов подробно прописывает в отдельных главах причины бунта: 1)истоки ненависти находятся в 1905 году: мужики помнят, как их приезжали «усмирять»; 2)история Зинкина луга (2 деревни из единого села «Архангел»: Воры (богатые земли), Гусаки (бедные земли) - 2 века шла тяжба за Зинкин луг - советская власть тут же решила отдать луг беднякам - и все обиделись); 3)продразверстку осуществляют самые бедные и безнравственные (Половинкин, Дрохотов) крестьяне из Гусаков - и все это представляется мужикам незаконным и несправедливым.

Смысл бунта - протест и крестьянская обида, а также попытка нар. самосознания устроить свою справедливую власть (христианское братство). Все оборачивается тем, что крестьяне неспособны к самоорганизации, иллюзии развеиваются.

Несколько ключевых сцен: начало бунта, его кульминация, развязка, трагические последствия. Мужики - темная стихия: бьют женщин, пьют, дерутся. Духовный сон. Само восстание имеет нелепые причины.

Егор Брыкин - вернулся домой и узнал, что жена ему изменяла, ищет обидчика, случайно убивает не того.

Восстание нач-ся нелепым поведением народа: несправедливо убивают сына помещика, пугаются и начинают безумно пить, пишут списки, кого казнить, поджигают ревком и со страха убегают.

В поэтике романа мотивы: красного цвета, жара, лексика с неопределенным значением: что-то кто-то где-то как-то.

Кульминация восстания - сцена гибели сумасшедшей Марфушки. Она искала жениха, но все над ней смеялись. День кровопролития и восстания стал днем ее свадьбы и смерти. Леонов моделирует ситуацию: крестьяне уехали из деревни со страху и видят Марфушку, которая вырыла себе из земли труп Дрохотова, нарядила его цветами. Это пик нелепой затеи, которая здесь творится. Восстание имеет последствия: превращение крестьянской стихии в Барсуков под предводительством Семена Барсука.

Восстание свидетельствует о зверином начале народа: барсук - мелкий хищник, который живет под землей. Не к звездам, а к норам.

Восстание связано с преступностью. Приезжает Настя.

Связь города и деревни не столько социальна, но и философична: связь двух стихий. В роман включены легенды и притчи, которые рассказывают мужики у костра.

Возникают отношения Семена и Насти: люди из разных стихий, которые тянутся друг к другу. Их любовь - это любовь-ненависть, система притяжений и отталкиваний. Выражается мелкость города по отношению к деревне. С Настей в деревню приходит жестокость. Ей не жалко. Поэтому Семен глубже, чем Настя. Настя его предает и уходит к другому.

Три притчи: что сильнее: разум или природное начало. 1 - “Про руку в окне», 2 - “Про немочь тугую», 3 - “Про неистового Калафата». Это действительно сказка про царя, который решил жить по-новому, изучил геометрию и задумал пронумеровать все в природе, поставить клейма. «До всего доберусь». Решил построить башню до солнца. Но подняться не смог: башня осела под его шагами. Смысл в том, что нельзя допустить насилие разума над природой: это обрекает и природу, и носителей мысли. Леонов считал, что человек обречен искать новые дороги и пути. И в то же время все эти пути обречены. Попытки чреваты духовными потерями человечества.

Ставя проблему связи города и деревни, Леонов порождает идею строительства процесса природы. Но в этом процессе необходимо учитывать нац. опыт во всей его ист. длине.

Павел забыл предков (предал Родину). Пытается каблуком загнать траву в землю, не выходит. Чует гриб, но это поганка. Показано преимущество Семена: он есть воплощение загадки тайны русской души.

Эпиграф романа: «Жили-были 2 брата родные…» Семену досталось богатство, а Павлу - нищета.

Финал Леонова всегда открытый. Герой выводится на простор. Философское завершение.

Роман «Вор»

Имеет две редакции (27г., 59г.), лучше первая.

Это лучший роман Леонова. В нем исследуется нац. бытие после всех соц. преобразований. Леонова волнует идея шествия человечества к звездам: течет чел. масса по столбовой дороге истории.

Но это роман нравственно-философский. В центре - взаимоотношения людей. Это исследование о человеке. Там много героев, много судеб персонажей. И внимание уделено не ист. событиям, а людям. Это антропология Леонова. И этот роман остается романом интеллектуальным: те же принципы, что в «Барсуках». Два топоса в романе: Кудёма (деревня), Москва (Благуша - окраина Москвы). Причем Кудёва вводится ретроспективно, а роман начинается с Благуши: все уже ушли из деревни и живут тут. Но это мир преступности, воровской мир, притон. Значим топос коммунальной квартиры. Герои ищут своего маленького блага путем паразитического существования. Это свидетельство деградации общества, т.к. оно отказалось от нравственных заповедей. Люмпенизация социальной системы. Последствия социального эксперимента – результат.

Благуша - место конкретное и мифологическое, символическое пространство. Временное место жительства. Система персонажей в романе – варианты низового сознания. Вчерашний красный командир Д. Векшин, торгаш Николай Заварихин, Агей Столяров. Все персонажи - это варианты незрелого сознания. Общество думает, что оно строит будущий счастливый мир, а на самом деле оно находится в тупике. Это выражено в притче Пухова (единственный, кто выступает творцом – столяр, работает с деревом): об Адаме и Еве, которым дорогу в рай подсказал змей. Человечеству не дано понять, куда оно движется. Народный характер и возможности его развития надо искать именно в том человеке, которого имеем. Другого не будет. Проблема самосознания - в центре. Леонов связывает урбанизацию общества с духовной сущностью человека. Духовный характер и возможности его развития. Именно поэтому Леонов выбирает эстетическую стратегию метаромана. «Вор» как метароман («сверх», «больше»). Это очень важная формально-содержательная структура. В основе романа лежит роман о написании романа («Мы», «Мастер и Маргарита»). Сюжетная линия Векшина моделируется так, что герой изображен в 3-х ракурсах: 1)в ситуации экзистенциального краха; 2)в контексте прошлого; 3)через систему двойников.

28.10.09г.

Векшин изображается в ситуации кризиса. Его фамилия стала Королёв.

Детство, где обозначается противоречивая сущность национального характера. Он унижен бедностью. Он устремлён в дальние цели. Ситуация революции выдвинула его в центр истории, революция ещё дала ему право на убийство. В глазах погибшего офицера видит блестинку в глазу. Культура подразумевает нравственный багаж человечества, иначе человек станет зверем. Сохранение веры в будущее.

Векшин – устроитель человеческого блага.

Тема нетерпения, революционного сознания, которое не хочет видеть сложность и многозначность реальности. «Вперёд и выше!» - проблема духовного нетерпения.

Проблема необходимости учитывать жизнь обыкновенных людей.

Леонов ставит вопрос о праве человека на решение судеб мира.

ДВ – вор ещё и потому, что воровство стало его мироощущением, ментальностью. Он обкрадывает самых близких ему людей. Он ворует счастье, любовь – любимую девушку, сестру, друга, став причиной гибели его девушки Ксении. Не имеет жалости к людям.

Тема распавшегося человечества связана с Таней и Дмитрием, а также с Заварихиным. Возникают мифы. Неизвестно, кто настоящий сын барина Манюкина. Возможные родственные связи надо крепить.

Таня – деликатная, талантливая, умная полюбила торгаша Заварихина.

Проблема власти личности над окружением, право волюнтаристского отношения к другим.

Главные двойники: Заварихин, Агей Столяров, Чегилёв.

Для Заварихина воровство – сущность.

Векшин паразитирует у Зины. Он обкрадывает ребёнка в ласке.

Агей Столяров – прямой соперник.

Чегилёв – одна из самых странных фигур для Леонова – холофаторное начало. Хочет всех уравнять, уравнительная философия, где повторяются слова из «Барсуков»: «Кабы догадалась природа всех одинаково произвести». Все герои представляются либо ворами, либо их жертвами. В то же время, ДВ остаётся пылающим человеком, ищущим: «Как вы смеете спать, когда я…». Сюжет героя – попытка изменения собственной судьбы. В этом он противостоит расчеловечиванию. Отказывается участвовать в убийстве. Он идёт к Маше (дарит простое колечко), заступается за барина Малюгина.

Герой ищет истину (три прихода к Пчхову).

Он видит сны: убитый офицер, его мать. Память не дает ему покоя. Судьба героя не завершена: уезжает на стройку, припадает к земле (хотя возвращение в деревню не вышло). Уезжает в Сибирь - это модный ход того времени.

С Векшиным в роман входят главные философские проблемы: проблемы новой ист. сит-ции: 1)проблема границ свободы, права на насилие; 2)проблема страдания (спасать человека страданием или нет); 3)проблема счастья (ранний рассказ Фирсова о матросе и фее; Манька Вьюга и Векшин). Вопрос о ценностях или какая философия даст успокоение человеку в 20-м веке? Христианство или марксизм (новая классовая правда разрешает убийство)?

Этот вопрос поставлен самим Векшиным, когда он в 3-й раз у Пчхова почти повторяет монолог Раскольникова. Ответа он не знает: и христианство связано с убийством (Средние века: Варфоломеевская ночь), и марксизм. Выдвигается идея, что чужая воля хромит. Это значит. что и христ-во, и марксизм - это и есть чужая воля. Фанатизм христианский и марксистский делают человека поступающим бессмысленно (это доказывает Пчхов: «Истина одна, но имен и лиц у нее много, и в каждом веке - свои»; притча о том, как он стал хромым). Человек должен сам решать, как ему поступать.

В концепции Леонова и христианство, и марксизм - это искушение человечества в разные исторические эпохи. Когда-то было искушение христианством (мотив инквизиции часто возникает), но и марксизм не совершенен: фотограф через аллюзии представлен как змей-искуситель: от него остался только след на дереве. Это змей-искуситель, который заманивает. Но в том же время человечеству не дано понять смысла происходящего до конца: он открывается потом. Человечество никогда не понимает, куда оно идет.

По Леонову человечеству не дано познать смысла происходящего до конца.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 557 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...