Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Quot;Чевенгур" и "Котлован" как дилогия



Они исследуют два этапа истории: революция, гражданская война и коллективыизация. Их связывает общий подход к действительности. Новый социальный идеал и возможность его реализации. Как испытание идеи.

Произведения связаны типом главного героя - частный мыслитель (ищет смысл отдельного и частного существования). Один тип правдоискателя.

"Чевенгур" - 3 части, которые, с точки зрения жанра, являют варианты его.

1ч. "Происхождение мастера".

2ч. "Строители социализма".

3ч. "Чевенгурская коммуна. легенда о Рае".

Первая часть - становление героя.

Вторая - НЭП.

Третья - действие в будущее. Хроника о строительстве и гибели города-солнца.

Структурно роман имеет два плана:

1. Жизнь героя.

2. Метафорический - в роман отражены искания народа счастья.

АП выдвигает идею необходимости революции в национальной судьбе.

Революция - не случайность, она подготовлена исканием народной мысли.

Природное существование России (1я часть).

Герои без высшего смысла (природное существование) - рыбак (уходит в смерть (в воду) - символ искания народом смыслов), Бобыль (боится навредить природе, ничего не делает, жутко умирает - природа его губит), горбун (воплощение насилия по отношению к миру).

Преодоление природной жизни осуществляется в труде. Захар Павлович. Он усыновляет Сашу Дванова.

"3 осьмушки под резьбу". Захар Павлович испытывает человеческую привязанность к сыну.

Два-нов - новый Адам.

Получает образование и пытается осмыслить его. Метафора "порожнее сердце" - готовность познать мир. Хочет услышать мир. Саша участвует в историческом бытии. Вступает в партию. Он должен ответить на запросы своего отца.

Во-вторых, мир, русская дервня изображена как вымирающая от голода. Человек не обеспечен.

Дети столяра не знают, чем себя занять.

Революция - шанс изменить гибельную судьбу.

Вторая часть романа ставит проблему мифолгизированного народного сознания и возможность волзникновения моментального социализма.

НЭП - период истории, когда распространялись идеи уравнительного социализма.

Развивается бандитизм и преступность, начинается тиф, голод.

Шумилин - главный человек губернии. Посылает Сашу смотреть как строят социализм. Идея социализма как спасения от гибели. Идея социализма идёт из центра (Москвы).

Изображаются модели социализма в крестьянской жизни.

В творчестве Платонова персонажи - не характеры. Это тенденция исторической эпохи. Одновременно это архетипы национального сознания и архетипы культуры.

3 типа: Саша (мыслительное сознание, интеллект), Копёнкин (неистовый ревнитель революции) - вариант рыцаря мировой революции. С др. ст., он Дон Кихот, который служит своей даме - Розе Люксембург. С 3й стороны - он сказочный, былинный герой.

Революця - блуждание в потёмках, мифологическое сознание. Копёнкин живёт в сказке. Сознание живёт мифами, не знает, что творит.

Орнаментальная проза, чтолбы выявить народное сознание.

3 модели социализма:

1. Модель переименование (дер. кот. дв-ки).

Фёдор Достоевский, х. Колумб, Ф. Меринг (по-уличному Мерин) - лидер СДП Германии.

2. Создание социализма как организации социального равенства.

Появляется мужик Недоделанный (подразумевает здравый народный смысл).

АП ставит проблему сомнительности западной по присхождению идеи с точки зрения соответствия уровню национальной жизни. Ставит проблему новой социальной идеи и её искажения в сознании тех, кто её осуществляет и в народном сознании. Строители не способны понять, что это такое.

3. Коммуна дружбы бедняка. Только занимается государственной деятельностью. Каждый день собрания: 2 пункта - текущий момент и текущие дела.

4. Заповедник Пашенцева.

Революция - свобода от власти, охрана идеи.

Персонажам противопоставлен лесничий - народное сознание, в котором есть здравый смысл (Аксаков). Проблема опасности гонки истории. Проблема разрыва реальной жизни и сознания обнаруживает себя в 3й части.

Чевенгур - это стихийно возникший коммунзм. Самодельный.

3я часть - антиутопия. Антиутопия имеет определённую структуру (ту же, что утопия, но с обратным знаком).

Это модель общества как целое.

1. Политическая организация общества.

2. Экономическая структура.

3. Этика, мораль, нравственность.

4. Культура.

К антиутопии восходит название "чевен" - могила и "гур" - лапоть: могила лаптей.

Использование Платоновым антиутопических мотивов - уничтожение ценностей и понятий.

В "Чевенгуре" отменено государство, это мир без государства. Государство - признак неравенства, насилия, власти. Отменяется власть, насилие.

Остаётся 11 человек - самодельных большевиков. Установили абсолютное равенство, отменили частную собственность. 11 человек живут в нищете и братстве. В городе отсутствует живность. Не прикасались к имуществу, т.к. оно создаёт неравенство.

Новые формы науки (третья идея утопии).

Отменяют труд, отдыхают от веков рабства. Живут в ситуации абсолютной свободы.

Чевенгур - суррогат общества. Это смутно сознают сами чевенгурски большевики, чувствуют обман.

Платонов, создавая гротескный образ Чевенгура, высказывает мысль о невозможности построения общества вне культурной исторической традиции.

Люди перетаскивают сады и дома с места на место. Сады глубоко укоренились - это свидетельство невозможности нарушения традиции. Нарушена флора и фауна - Чевенгур зарастает травой. В конце добывают огонь из камня.

Идея воспроизводства жизни - ищут чужих людей (прочие) на дорогах и в канавах. Эти люди не имеют национальности, не знают своих матерей и отцов. Они лишены навыков социального существования. По Платонову мать - носитльница души, душевное состояние. Отец - дух, сознание.

Всё, что отменяли, всё возвращается, существует, только по-другому. Существует неравенство (Прошка Дванов с Клавдюшей) - любовь и частная собственность остались. Возникает и власть: отодвигая Чепурного, появляется административное лицо из Москвы (Сербинов) - внедрение бюрократической системы в Чевенгур.

Происходит трансформция системы персонажей: романтики ркволюции и власть (Сербинов).

Налетают бандиты (мифические всадники). Оставляют только Сашку и Прошку.

Платонов ставит проблему деформации идеи. 3 части романа - разные состояния идеи.

В 1й части - рождение идеи.

Во 2й - проблема одержимости, упоения новой идеей.

В 3й - неумалимая логика, с одной стороны, кризиса идеи, с другой стороны - как идея влечёт разрыв материи и сознания. Отрыв мысли от реальности.

Вторая и третья части романа во многом дублируют друг друга по мотивам, по ситуациям (пример: социализм понимается как управление). В последней части вновь голод, болеет ребёнок, смерть ребёнка.

Нет коммунизма, не построили ничего.

Платонов говорит, что идея влечёт всё больший абсурд.

Вопрос об эволюции героев и их ложном выборе.

Главным героям дана возможность задуматься о состоянии бытия и выбрать между реальностью и утопией.

Женские образы: Копёнин видит сон, в котором видит мать и Розу Люксембург. Мать её не принимет, считая её плохой женщиной.

Патернализм - идея поиска отцов.

Саша знакомится с Соней. "София" - зыбкость в мире. Она надеется, что он на ней женится. Саша уезжает от Сони, отказываясь от настоящей жизни. Он отдаёт Соню Сербинову - безжалостному чиновнику из столицы. У Сербинова умирает мать, он кощунствует, принимая Соню.

В Чевегуре живёт 11 апостолов новой веры, 1 Иуда (по его доносу Чевенгур гибнет).

Роман "Чевенгур" - один из главных в аспекте связей с идеями Фёдорова. В творчестве Платонова есть общие мотивы, связанные с идеями Фёдорова. Мотив смерти и воскрешения, мотив сиротства. Смерть в творчестве Платонова - естественный процесс. Есть метафизика смерти - загадочна, непостижима, неразрывна связана с воскрешением. Мотив воскрешения - взыскания погибших. Герои думают о воскрешении, чувство физиологической потребности. Герои хотят раскопать, потребность физиологической связи. Все герои осознают себя сиротами. Мотив сиротства имеет отношение и к птицам и ко всем вещам. Мотив сиротства активен в сюжетной линии Саши Дванова Он, имея трёх отцов, всё равно испытывает сиротство.

Финал романа "Чевенгур" следует рассматривать следующим образом: Саша Два-нов должен бы стать новым, он раздваивается, живёт в ситуации сна. Возвращается в озеро Мутево к отцу.

Озеро Мутево -"муть", ил, почва, основа, земля - первородная основа жизни. Возвращение к материи. Саша - проводник идеи, заложник, жертва. Немецкое "muter" - мать. Он возвращается к праху предков, к семье, к родным. Это вода, семантика воды подразумевает и гибель и возрождение. Мотив происхождения мира из воды.

Повесть "Котлован" (1930)

Отражает иной вариант поиска спасения - спасение 5го плана. Изображена ситуация конца 20х гг., где жизнь достаточна и оптимальна, нет трагедийной ситуации существования. В отличие от коммунизма Чевенгура, идея 5го плана - идея, которая возникает в государственом сознании. Социалистический миф - это соц-я утопия. Она внедряется насильно (Вощев увольняется - отлучён от размышления о смысле жизни).

Повесть "Котлован" - проза 30х гг., следует рассматривать в ряду производственных мифологий 30х гг. - центральное место занимает индустриальный миф.

Индустриальный роман.

В. Катаев "Время, вперёд", Мариетта Шашнян "Гидроцентраль", А. Малышкин "Люди из захолустья", Л. Леонов "Саш", И. Оренбург "День второй".

Появляются драмы: Н. Погодин "Темп", "Поэма о топоре" (аллюзии к Гастеву).

Индустриальная мифология развивается параллельно мифологии 20х гг. Это даёт основане понимать рубеж 30х гг. - как второй день революции.

Индустриальная мифология имеет определённые черты. Есть канон, который можно реконструировать из совокупности текстов. Пример: И. Оренбург "День второй". Изображение ситуации новостройки, стройки, социалистического строительства. Стройка выступает моделью общества и подразумевает штурм на рпиродные, человеческие отношения.

Новый герой - человек в действии, преобразователь, который через приобщение к делу изменяется.

Идея понимания труда. Одержимость великой целью заставляет переполнять план. Труд - не насилие, это великое благо. Труд энтузиастов.Коллективные ценности, поэтому всякое одинокое рефлексирующее сознание ущербно, оно выбрасывается. Володя Сафагов такой герой. Раскрывается через письма, любовь, но из-за него гибнет человек.

Историческая эпоха противоречива. День второй (в Библии) - это день отделения тверди от воды. Метафора актуальна и у Пастернака "Второе рождение" (31).

Повесть «Котлован» внешне похожа на производственный роман. В ней отражены те же события. Но сущностно это полемика с индустриальным мифом 30х гг. Это тоже модель мира. Но главный смысл у Платонова- философский. Строительство связано с рытьем котлована. Это яма - мы строим будущее, но на самом деле роем себе яму. Идея насилия - обесценение человеческой жизни: «Вощев» - «воск (тема использования ч-ка как материала, человек не личность, а средство достижения цели); можно противопоставить овощ, вещь». «Вотще» - бессмысленность происходящего. Все двойственно, семантика сложна. Мотив вавилонской башни, которая входит в изображение дома будущего.

Строительство котлована осуществляется путем собирания случайных людей. Люди без цели, им некуда деться. Грушевский - интеллигент. Общепролетарский дом - проект ограниченного ч-ского сознания. Башня строится путем освобождения от вещественности, быта. Башня - храм. Миф о вавилонской башни вводит тему обреченности ч-ских притязаний.

Сюжет - изображение трагических последствий соц. утопий. Среди них основные:

1. процесс строительства - процесс отлучения от труда. Тупо работающие усталые люди. Спящие люди, отлученные от смысла своей жизни. Строительство котлована - животное бытие, у человека нет возможности для развития самосознания. Труд - это способ выхода из собственной природности. Труд - способ спасения от горя и страдания. Только в одухотворенном труде рождается одухотворенный народ.

2. процесс преобразования общества - это разрушение нравственных основ общества здесь. # служитель церкви. Церковь закрывают, но народ туда ходит. Служителю надо выжить, он становится фискалом - доносчиком. Пример идеологизация сознания: население должно научиться писать. Женщин в избе обучают грамоте, диктуя слова - идеологемы нового времени (слова на «б»: бессменный председатель).

3. отражен процесс изменения ментальности народа, дегуманизации. Он очевиден в изображении Насти.

Язык отличен от «Ч». Новояз конца 20х гг. Герои включают идеологические штампы как норму своей жизни, хотя традиционная лексика сохраняется.

Ставит проблему частного человека и ценностного масштаба. Рассказ «Усомнившийся Макар». Судьба личности и общее. Герой хочет понять, что происходит в мире. Его везде изгоняют. Он видит сон.

Строительство котлована – первая сюжетная линия.

Вторая сюжетная линия - идея коллективизации. Это необратимые последствия преобразований. Коллективизация изображается как геноцид и уничтожение национальных форм жизни. Платонов открывает то, что сам народ становится и исполнителем и жертвой всего происходящего.

Новая система персонажей. Интеллигенция, массовый человек, чиновники.

Изображая народный мир, для Платонова важно единство судьбы. Строят план (плот) – жертвоприношение кулаков – его строят все. Трагедия в том, что нет выбора, все вместе, выхода нет.

17.10.09г.

Композиция повести "Котлован" фрагментарна.

Центральное место занимает мотив смерти. Почти в самом начале повести появляется тема искания гробов. Ищут утерянное. Необходимость традиционной обеспеченности жизни. Вторая сцена связана с объявлением двора. Связана с поведением крестьян. Расторжение жизни животных и крестьян. Отторжение коней подразумевает отторжение смысла жизникак такового. Как для них абсурдно отторжение коней. Они начинают помещать их в себя. Одновременно вырубают сады, ниву жизни. Поэтика абсурда, они сами ложатся в гробы. У них отнят смысл их существования. Гротескная сцена, где лошади действуют как люди. Кульминация повести - пляска народа после уничтожения кулаков.

С одной стороны, эта пляска - обязанность, с другой стороны, эта пляска есть праздник жертвоприношения. Уничтожение кулаков и есть жертвоприношение. Наиболее активно входит тема апокалипсиса (название откровения Иоанна Богослова - страшный суд, конец прежнего мира и начало нового). ПРизнаки апокалипсиса: появление космических светил, множество сметртей, появление антихриста (зверя). Апокалипсис есть в "Чевенгуре". Здесь же апокалипсис связан с тем, что наступает тьма (покрыла весь деревенский масштаб) - символика гибели. Появляются зооморфные персонажи (медведь) - озверение, обращение к животному миру. Медведь - мощный мифологический символ, в язычестве - это первопредок человека, хозяин нижнего мира. В библейском понимании - апоколиптический мотив. Он чужой в этот крестьянском мире, мотив охоты. Называется идол шерстяной, домовой, дьявол. Связан с новой пролетарской культурой, с железом, он сильно бил молотов. С этой т.зр. символизирует, с од.ст., утрата человееских качеств, зооморфизм как перспектива нового мира. С др.ст., он очеловечивается, Настя даёт ему имя (Мишка Медведев). Антихрист, который осуществляет насилие. 3я черта апокалипсиса - нарушение природно-космического цикла. Нарушение связано с тем, что лето превращается в осень, а осень в зиму. Начиналось истощение природы. Жертвами становятся сами носители - активист, Настя (фактический символ социализма, символ будущего). Экзистенциально умирает Настя, она хочет к маме. Настя напрямую говорит, где 4 времени года? Десткое сознание требует естественного развития жизни. Повесть завершается самосознанием жизни. Сафронов не находит того, что ищет. И Вощев ососзнаёт тоску и неудовлетворённость. Все крестьяне сеимаются с земель и идут на котлован, нет больше деревни, все роют котлован. В финале появляетс важная метафора. Когда Настю хоронят, "и они не во что не верили в это утро второго дня". Они рыли землю, как будто хотели спастись навеки в пропасти (окказиональные формы Платонова) котлована. Идея гибельности сочетается с идей воскресения (Настя - "воскресшая"). Могила может пониматься и как смерть и как возрождение.

У Платонова не было иллюзии реальности, проза Платонова не жизнеподобна, знаки. Не было идеологической однозначности. Повесть "Котлован" - это онтологическая мифология Платонова. В то же время, Платонов остаётся носителем утопического сознания. Одновременно с ""Котлован", он пишет статьи, говорит, что его не поняли: "О первой социалистической трагедии", "В поискеах будущего", "О постройке нового человека". Первая соц-я трагедия в осознании собственной негодности, трагендия наших ошибок, провалов.

В начале 30х гг. происходит перелом в прозе Платонова.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 688 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...