Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция творчества Михаила Булгакова



Культура связана с понятием «культ» - наличие веры в абсолютные ценности.

Развитие культуры – её секуляризация (отпадение от этих ценностей). Мастер существует вне утилитарных ценностей, он равнодушен к ним.

Эстетика Мастера: как романтический художник, реалистическая эстетика, компоненты модернистской стратегии.

Мастер (ещё одно значение) – знаток евангельских сюжетов.

М æ å Маргарита (читает сожженную рукоп ись)

Понтий Пилат

W1 ä ã сон Ивана Бездомного (казнь)2

Значимо понятие «безумия».

Мастер – это и символический образ художника, который тоже недоматериализован.

Мастер и Маргарита в древнем пророчестве – сады.

Мастер, Wоланд и Маргарита начинаются с одной буквы – художник связан и с Богом и с дьяволом.

Мастер и Маргарита единосущны и соприродны.

Мастер появляется в 13й главе «Явление героя».

Мастеру в награду дана Маргарита (воплощение любви). МБ мифологизирует женский образ и использует ту семантику, которая есть – Ева, Наварская, земная и внеземная сущность. Она универсальна.

Глава 32 «Прощение и вечный приют».

4.12.09г.

Роман мастера - роман о Христе. Роман мастна - это апокриф, свободное переложение библейского сюжета. Придерживается исторической концепции Христа. Для Булгакова Бог есть. Иешуа - это светский вариант имени.

МБ несколько проблем:

а) проблема человеческой природы

б) история возможностей человека

МБ трансформирует притчу. Фигуру Понтия Пилата выдвигает в центр. Три персонаа, вопложающие грехи. Противопоставлен Иешуа, воплощающий добродетели.

Пол МБ гл. порок - малодушие (ПП), Иуда - предательство, Каифа - власть, которая заставляет подчиниться ПП. Им протистоит Иешуа - он высшая духовная ипостась личности. Связан с идеей мужества и бесстрашия. Он может спасти свою жизнь, может отказаться от истины. Но Иешуа не отказывается. Он остаётся верным своим принципам. Противостоит душовной несвободе, ангажировнности. Истина, он открывает истину. ПП и И как главные противники спорят о человеческой природе. Зол человек или добр. По ММБ человек дуален - зол и добр одновременно, идеи идеи выражаютя через аллюзии Фауста, спор дьявола. Добро и зло сосуществуют. Поступок Иешуа не бессмыслен, меняется сознание хоть одного человека - ПП даёт приказ убить Иуду. От человека зависит, что победит. Все герои связаны с этим, от людей завсит, что в мире возобладает - добро ии зло. Человек по природе слаб и уступчив злу. МБ чит., что любой грех м.б. искуплен при жизни или после смерти. Гиенна в человеке - внутренние муки. ПП ключевой персонаж, который менякетмся. В земных главах меняется Иван Бездомный. Библейский пласт тесно связан с московскими главами - они параллельны. Фигура Фриды - вариант искупления вины Осевые герои 2х пластов - Иешуа и Мастер. Соотнесённость 2х пластов подчёркивается аллюзиями, отсылками. Общечеловеческие законы развития истории, мир развивается черенз трагедию Судьба - художника - страдаие и смерть, есть пьеса о Мольере, о Пушкине. Сумасшедший дом - многозначный символ. Индивидуальная драма современного человека.

Косимческая символики - палящее солнце, гроза.

Временная организация: страстная неделя (страдания Господни). Эти 2 пласта имет общее и отличное. Воланд появляется в среду вечером. В пятницу происходит казнь Христа, тогда и бал. В Московских главах события завершаются в субботу, умирает мастер. В Иершалаим приходит в четверг Иешуа, все события в субботу. Пытается спасти его Левий Матвей. Проблема воскресения МБ не интересует. Иешуа - "помазанник божий". Мастер имеет прошлое - бросает работу, забывает имя жены, забыл всё это. Герои меют принципиальных духовных противников: Иешуа-ПП, Мастер-Берлиоз. Пилос - копьё, несущий свет. Есть придатели у героев - Иуда и Алоизий Макарович. Иуда умирает с помощью низа. Герои имеют учеников. Они внимают своим учителям в безумии. Оба они не дотягивают. ИБ обрёл имя - Понырёв, профессором истории и богословия. Есть евангелие от Матфея и от Иоанна (апокалипсис).

Человечество живёт в лунном мире. Образ луны, мотив свободы. Лунная символика романа.

Меньшее светило, отсутствие полноты знания,

Тёмные силы,

Символ Христа - обретает полноту, потом исчезает.

Лунной смволикой и завершается роман.

В концепции МБ метатекстовая структура. Слово - утверждение истины. Слово остаётся, рукописи не горят. Т.о. культура - ось истории, космическая сила. Мастер исчезает, освобождается ПП. Мастер встречается со своими героями.

Идёт непрерывное накопление духовной оболочки земли (идея Флоренского). Идея ноосферы Вернадского. Художник - главная фигура в развитии концепции бытия.

Это литература трагедийного мироощущения.

Неоромантический мир М.И. Цветаевой (1892-1941)

Социокультурный генезис. М. Цветаева родилась в Москве, дочь професора фольклористики.

В серебрянов веке занимала частную позицию: сторонилась "соборного труда" (символизм) и "цеховой солидарности" (акмеизм); утверждала приоритет человеческиз связей, а не литературных влияний, равновеликость творца и творения.

Ц утверждала, что творчество - рвущаяся вперёд одухотворённость, т.е. не признавала периодизацию.

Периодизация творчества.

1 этап: юношеский 1910-1916 ("Вечерний альбом", "Волшебный фонарь").

2 этап: зрелая Цветаева 1917-сер.1930х г. ("Версты I", "Версты II", "Ремесло"; "Тетрадка первая", "Тетрадка вторая" - это сборники вне России). Она делила на "в России" и "не в России".

Разножанровость наследия при лирическом мироощущении в основе.

МЦ писала драмы, поэмы, прозу. Всё это имеет лирическую основу. Лиричекое мироощущение имеет лирическую основу.

Рубеж 20х гг. поэмы Царь-девица, На красном коне, Молодец, Переулочки, драма "Конец Казановы".

2 пол. 1920х гг. - поэмы Крысолов, Поэма воздуха.

Середина 30х гг. - поэма Попытка комнаты, драмы Тезей (Ариадна, Федра); проза "Мой Пушкин".





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...