Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Здесь принимаются во внимание побудительные причины, их взаимное сравнение



XXIX. 1. При рассмотрении виновности принимаются во внимание побудительная причина деяния, причина сдерживающая, а также склонность лица в ту и другую сторону81. Сомнительно, чтобы кто-либо творил зло бескорыстно; если же кто-либо наслаждается злодейством ради него самого, то тот поступает вопреки человеческой природе. Большинство побуждается к преступлению аффектами [побуждениями]: "Возбуждение же зачавши, рождает грех" (посл. ап. Иакова, Г, 15).

Под словом "возбуждение" я понимаю также и порыв избегнуть зла, весьма естественный и потому достойнейший среди аффектов. Оттого-то преступления, совершенные во избежание смерти, темницы, страдания или крайней нужды, невидимому, заслуживают наибольшего снисхождения.

2. Сюда относится следующее изречение Демосфена: "Справедливо гневаться более на тех, кто творит зло, будучи богат, нежели на тех, кого побуждает нужда: ибо у судей, склонных к человеколюбию, нужда способствует некоторой снисходительности, тогда как преступные посреди изобилия вещей не имеют никакого достойного внимания оправдания". Так. Полибин (кн. IV) извиняет акарнанян, которые ввиду угрожающей опасности не соблюли статей договора, заключенного с греками против этолиян. Аристотель пишет: "Невоздержность имеет более произвольный характер, нежели малодушие, ибо та возбуждается страстью, последнее же - страданием. Страдание как бы выводит человека из себя, предупреждая естественную гибель82, страсть же не вызывает ничего подобного, оттого-то она в большей мере произвольна"83. В таком же смысле гласит отличное место у Порфирия в книге третьей "О воздержании от мяса животных"84.

3. Прочие стремления влекут к какому-нибудь благу, как истинному, так и мнимому. Истинные блага, кроме добродетелей и их действия, не ведущего к прегрешению ("согласны между собой все добродетели"), суть или наслаждения, или причины наслаждений, называемые пользой, как избыток обладания. Воображаемые же блага не суть истинные блага: они сводятся к превосходству над прочими, к уклонению от добродетели и пользы, к мстительности, чем более они уклоняются от природы, тем они хуже85.

Троякого рода стремления апостол Иоанн выражает следующими словами "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (поел. I ап. Иоанна, II, 16). Первый ведь член охватывает стремление страстей, второй - жажду стяжания, третий - ложное честолюбие и гнев. Филон в изъяснении десяти заповедей говорит, что "всякое зло происходит от страсти к стяжанию вещей или от честолюбия, или от стремления к наслаждениям". Лактанций в книге шестой пишет- "Добродетель состоит в преодолении гнева, укрощении страстей, обуздании похотей. Ибо почти все преступления и нечестия происходят из этих побуждений". Это он повторяет и в другом месте.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 233 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...