Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мера наказания может соразмеряться с большим вредом, нежели причинен преступником, по какой причине



XXXII. 1. Необходимо иметь в виду, что учение пифагорейцев о справедливости как о воздаянии "равным страданием за страдание"93, то есть равным страданием от наказания за страдание от преступления, нельзя понимать таким образом, что если кто-нибудь повредит другому преднамеренно, то должен испытать точно такой же вред и не больший. Что это не так, показывает закон, служащий совершеннейшим образцом всех законов, когда предпочитает воздать за кражу вчетверо или впятеро. И по аттическому закону вор, пойманный спустя несколько дней после совершения преступления, присуждается к уплате свыше двойной стоимости похищенного, как сообщает Демосфен в речи "Против Тимократа"94. "Законы, - учит Амвросий ("Об обязанностях", кн. III, гл. 3), - повелевают с лихвой возмещать то, что у кого-либо было похищено с причинением насилия личности или повреждением самой вещи, чем устрашают вора, удерживая его от похищения наказанием пли наложением пени". Аристид во второй речи "О Левктрах" говорит: "Тем, кто преследует судом за причинение им обиды, законы дозволяют требовать в виде возмездия больше того вреда. который им причинен". Сенека о суде за пределами здешней жизни пишет:

Проступки измеряются

Превыше нашей мерою.

2. У индусов, по замечанию Страбона (кн. XV), если кто-нибудь искалечит другого, то у него сверх уплаты возмещения отсекается рука95. А в "Большой этике" (кн. I, гл. XXXIV), приписываемой Аристотелю, мы читаем: "Если кто-нибудь выколет другому глаз, то - справедливо, чтобы подвергся не только тому же, но еще большему злу". Ведь несправедливо, чтобы невинный и виновный подвергались одинаковой опасности, как верно показывает Филон в том месте, где он толкует о наказании за убийство96.

Отсюда можно также судить и о том, когда некоторые преступления, не доведенные до конца и поэтому менее тяжкие, чем доведенные до конца, все же влекут наказание такое же, как и задуманное преступление97, что в еврейском законе (Второзаконие, XIX, 19) предусмотрено о ложном свидетеле98, а в законе римском - о том, кто разгуливал с копьем в целях убийства человека. Очевидно, что законченным преступлениям соответствует большее наказание, но так как нет ничего тяжелее смерти и повторять ее невозможно, как замечает Филон в указанном месте, то в силу необходимости устанавливается ее применение с добавлением, однако же, иногда мучений, соразмерных вине преступника.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 182 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...