Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Богатырь и смельчак Этана был четвертым лугалем, правившим в Кише после потопа. Всем владел этот царь, что только может смертный испросить у богов, кроме одного: год за годом он оставался бездетным.
Правитель испробовал всевозможные средства, чтобы помочь своей беде – тщетно! Наконец в отчаянии Этана принес великую жертву Уту‑Шамашу, заколов в честь солнечного бога шестьдесят отборных быков. (Шумеры и аккадцы имели шестидесятиричную систему счета, следовательно, число шестьдесят было у них круглым. Весьма удобно при жертвоприношениях! Для сравнения – эллинам, пользовавшимся десятиричной системой, приходилось в сверхважных случаях приносить богам гекатомбу, закалывая сразу по сто животных.)
Щедрая взятка возымела действие: в ту же ночь Шамаш явился Этане во сне и научил, как излечиться от бесплодия:
– На самом верхнем небе растет чудодейственная трава. Если ты раздобудешь ее, тебе недолго останется ждать появления сына!
– Но как мне добраться до верхнего неба? – удивился Этана. – Разве есть у меня крылья, как у птицы?
– Спустись в глубокое ущелье, там ты найдешь искалеченного орла. Вылечи его – и он поднимет тебя на небо! – ответил бог и исчез прежде, чем царь успел спросить, в какое именно ущелье ему надлежит спуститься.
То ли божественное наитие, то ли горячее желание наконец‑то заиметь наследника помогли царю найти нужную расщелину и сползти в нее, не переломав рук и ног. Шамаш не обманул: на дне пропасти Этана нашел ощипанного орла со сломанными крыльями, обессилевшего от голода и жажды.
– Бедняга! Как же с тобой такое приключилось? – воскликнул царь.
– Я сам виноват в постигшей меня беде, – горестно прохрипел орел. – Под корнями дерева, на котором я свил гнездо, обитала змея. Мы с ней были добрыми приятелями и пообещали друг другу вечно хранить мир. Но однажды, несколько дней подряд ничего не добыв на охоте, я решил накормить своих орлят маленькими змеенышами. Напрасно отговаривал меня от вероломного злодейства самый мудрый из моих птенцов! Дождавшись, пока змея покинет нору, я слетел вниз и растерзал ее детей. Змея вернулась, увидела опустевшую нору, догадалась, что произошло, и взмолилась к Шамашу, прося покарать убийцу.
И Шамаш откликнулся на зов: он повелел змее отыскать тушу павшего буйвола и спрятаться в его утробе. Почуяв запах гниющего мяса, я прилетел, уселся на тушу, стал пировать… Вот тут змея и схватила меня, обломала крылья, выщипала перья и бросила в ущелье умирать медленной смертью от голода и жажды.
– Видно, срок твоего наказания кончился, раз Шамаш привел меня к тебе! – заметил Этана. – Не горюй, приятель, самое страшное уже позади!
Царь вытащил орла из ущелья, перевязал его крылья, напоил и накормил. Вскоре раны орла затянулись, и тогда Этана попросил птицу отнести его на верхнее небо, к престолу Ану, где растет трава, дарующая потомство.
– Ты помог мне, а я помогу тебе, – согласился орел. – Садись, прижмись к моей спине да покрепче ухватись за крылья!
Этана сел на орла, и могучая птица взмыла в небо.
Долго мчался орел, поднимаясь все выше и выше, вот уже земля внизу стала не больше холма, а обширное море превратилось в маленькую лужу. Но до конца путешествия было еще далеко!
Когда Этана снова осмелился взглянуть вниз, земля уподобилась жернову, а море поблескивало крошечным серебряным зеркальцем.
Когда же царь в третий раз бросил взгляд на землю, он едва смог ее разглядеть, а моря и вовсе не стало видно. Зато небо теперь было совсем уже близко…
И наконец усталый орел опустил Этану к престолу небесного бога.
Старый Ану удивленно воззрился на смертного, поднявшегося на небеса.[78]
– Что тебе понадобилось в моих владениях, человек? – громовым голосом вопросил бог, и орел от страха спрятал голову под крыло.
– Шамаш открыл мне, что здесь, на верхнем небе, растет трава, дарующая потомство! – смело ответил Этана. – Я, царь Киша, много лет мечтаю о сыне. Прошу, владыка, разреши мне нарвать волшебной травы!
– Да, эта травка растет здесь в изобилии, – улыбнулся многодетный Ану. – Мы, боги, называем ее виагра. Что ж, сорви пару‑другую травинок, человек, только не слишком увлекайся, иначе твоим потомкам станет тесно внизу!
Этана воспользовался любезным разрешением бога – и через девять месяцев после его возвращения царица Киша подарила мужу долгожданного наследника.
Когда царевич Балих подрос и начал спрашивать родителей, откуда он взялся: нашли ли его в капусте на огороде или его принес аист? – отец гордо отвечал, что нет, не аист, а царственный орел; а мать с мечтательной улыбкой говорила:
– Тебя нашли на седьмом небе, сынок! На седьмом небе…
Этана был не единственным смертным, поднявшимся на небеса. Еще одному человеку довелось однажды там побывать; правда, в отличие от царя Киша, он явился к престолу Ану не добровольно, а по судебной повестке.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 335 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!