Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Восточносемитские племена аккадцев издавна соседствовали с шумерами, населяя север Междуречья. Постепенно аккадцы продвигались все дальше на юг и к концу III тысячелетия до н. э. заселили уже всю Южную Месопотамию. Судя по всему, это не было завоевательным походом, а скорее, медленным проникновением. Будучи сперва просто кочевниками‑пастухами, аккадцы быстро переняли высокую культуру шумеров и начали поклоняться шумерским богам, дав им семитские имена: Бога Солнца Уту они называли Шамашем, богиню любви и войны Инанну – Иштар, бога бури Адада – Ишкуром, лунного бога Нанну – Сином, бога‑демиурга Энки – Эйей.
Похоже, разноплеменные обитатели Месопотамии неплохо ладили друг с другом. Все они именовали себя «черноголовыми», каждый на своем языке: аккадцы – «цальмат‑каккади», шумеры – «санг‑нгига».
Некоторое время в Междуречье бок о бок сосуществовали два языка, но мало‑помалу аккадский вытеснил шумерский, и к началу II тысячелетия до н. э. речь Энмеркары и Гильгамеша сохранилась лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата. Перестав быть разговорным, шумерский язык еще долго оставался универсальным средством общения образованных людей, языком дипломатии, религии и литературы – наподобие латыни в средневековой Европе. На нем вели переписку цари, сочиняли молитвы и гимны, и в э‑дуббе, «доме табличек», знаменитой шумерской школе, обязательно учили читать и писать как по‑аккадски, так и по‑шумерски. До наших дней дошли экзаменационные тексты, включавшие перевод с одного языка на другой и обратно; не только образованные, но и простые люди свободно владели обоими языками.
Начиная со II тысячелетия до н. э. шумерскую и аккадскую культуру можно оторвать друг от друга только с мясом и кровью. Аккадцы переработали и продолжили шумерскую мифологию, так же, как впоследствии поступили их наследники – вавилоняне.
Заимствуя сюжеты шумерских мифов, семитские авторы значительно усилили в них элемент «action» – их произведения более сжаты и динамичны, а аккадские герои не так статичны, как их шумерские прототипы. Впрочем, о некоторых из этих прототипов можно теперь лишь гадать: кое‑какие мифы сохранились только в аккадском варианте. К их числу относится и сказание о шумерском царе Этане, совершившем беспримерный полет на орле по маршруту «земля – небо – земля».
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!