Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Шудра не мог быть судьей, так как не знал Вед и соответственно не знал дхармы. Шудра не мог совершать жертвоприношения, которые вменялись в обязанность дваждырожденным. Не мог он делать подарки брахману, приближаться к нему на меньшее, чем определено, расстояние и говорить с ним. Занятие шудры — ригта с1пагта, т.е. все виды деятельности, не отнесенные к занятиям трех варн дваждырожденных. Шудру наказывали в уголовном порядке строже, чем остальных. Из варны шудр, в конце концов, вышло много низших каст. Хотя, впрочем, и высшие варны очень рано в древности сведены были на положение шудр.
Уагпаваткага
Обычно считается, что варны были настолько жесткими образованиями, что не допускали смешанных браков. Действительно, смешанные браки запрещались Ведами и другими источниками права Древней Индии. Смешение варн (уагпазашкага) рассматривалось как нарушение дхармы и, соответственно, ашрама варны.
Брак и брачно-семейные отношения в Индии были подчинены началам строгого агнатского родства. Экзогамия с элементами инцеста выражалась в Индии термином зартйа, который мы упоминали выше. Согласно этому принципу муж и жена дожны были принадлежать к разным готрам (родам), у них должен был быть разный мужской предок (1гоз ероштоз — «герой, дающий имя»), тогда линия когнатического родства практически не учитывалась, браки между родственниками по женской линии разрешались, например: У1гис1с1пазатЬас1па — женитьба на дочери золовки или на золовке дяди по отцу. При вступлении в брак женщина, как правило, переходила в готру мужа, хотя были известны случаи удвоенных готр — с1у1§ог.га. Соответственно, такая экзогамия внутри варны должна была очень скоро исчерпать свои возможности
Поэтому достаточно рано были разрешены браки между варнами, и отсюда развилось их смешение. Чтобы хоть как-то упорядочить эти отношения, индоарии перешли к следующему способу регулирования таких перекрестных браков. Поскольку принцип агнатского родства считался главным, то браки, заключенные между представителями разных варн, при которых муж принадлежал к варне высшей, чем варна его жены, стали называться апи1ота.
Такие браки считались естественными и разрешенными. А браки, в которых варна жены была выше варны мужа, получили название ргаШота, они не считались естественными и запрещались. Во всяком случае, большинство низших каст произошло именно от браков ргаШота (Ману. III. 40-53).
Пратиломой в самом широком смысле именовалось исполнение представителями одной варны обязанностей другой, когда, например, кшатрий исполнял обязанности брахмана. Поэтому негативность в данном случае объясняется не исполнением, а нарушением дхармы.
Оазауагпа
Проблема пятой варны до сих пор волнует индологов. Вопрос заключается в возможности или невозможности считать в юридическом смысле особой варной представителей потомков неарийцев (млечхгов, даса и пр.), так называемых неприкасаемых. Часто их совершенно неосновательно отожествляют то с шудрами, то с рабами.
Так, литература смрити утверждает, что существует только четыре варны, а пятой нет [Капе, 1938, у. 2, р. 169]. Однако в верности такого суждения можно усомниться. Противопоставление арийца неарийцам, как мы выяснили выше, восходит еще ко временам Ригведы. Законы Ману (X. 45) знают уже более широкое обозначение неприкасаемости применительно даже к арийцам.
Поэтому неприкасаемыми становились:
—по рождению в традиционно низших кастах;
—совершив преступление, например убийство брахмана (Ману.Х. 235-239);
—вступив в религиозную секту, т.е. отказавшись от соблюдения и почитания Вед;
—при выполнении некоторых видов занятий (не профессий) наступала временная (обрядовая) неприкасаемость: собирание сомы, выполнение брахманом особых обрядов и др.;
—варвары и обычно все иностранцы; неприкасаемыми могли быть объявлены даже целые страны.
Неприкасаемые обязаны были выполнять самую грязную (с обрядовой точки зрения) работу. Вообще неприкасаемость следует рассматривать именно с обрядовой стороны, а не буквально. В основе касты неприкасаемых лежит по-
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 409 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!