Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Законы Ману гласят: «Обучение, изучение Вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов» {Ману. I. 88).
Далее, брахману приписываются самые лучшие качества, он — самый лучший между людьми (Ману. I. 96). Но понятие лучшего качества брахмана, тем не менее, подано через гностическую оболочку:
«Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отожествления с Брахмой. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ» (Ману. I. 98-99).
На самом деле право и дееспобность брахмана не ограничиваются перечисленными выше его свойствами и родами деятельности. Это идеал для брахмана. В случае, если у него нет возможности (это обязательное условие!) соответствовать ему, брахману доступны все виды деятельности всех варн за исключением неприкасаемых (йазуауагпа) — «пятой варны» по классификации некоторых ученых.
Исключительная привилегия брахманства (ЬгаЬтап) на изучение Вед была поколеблена уже в ведическую эпоху.
Законы Ману, например, содержат подробные постановления относительно порядка изучения Вед разными варнами. Брахман начинал изучение Вед с восьмилетнего возраста (Ману. II. 36), однако закон разрешал приступать к учебе и в пятилетнем возрасте (Ману. II. 37). К 16 годам он должен был пройти первоначальный курс.
Поскольку храмовое священство стало известно индо-ариям очень поздно, брахманы в основном представляли собой варну странствующих и семейных (деревенских) жрецов. Это означало, что помимо милостыни они могут кормиться и другими занятиями. При этом брахману запрещалось богатеть. Махабхарата, например, предписывает брахману смертную казнь, если его имущество превышает то, какое понадобилось бы ему на три года жизни. Это понятно, ибо чрезмерная забота о хлебе насущном отвлекала его от основного своего предназначения — изучения и толкования Вед.
Брахману запрещалось касаться оружия, даже для того, чтобы осмотреть его, но в случае нужды он мог заниматься военным делом, кроме того, он мог брать в руки оружие, чтобы защититься. Так, при восстании дасьев, млечхгов и вторжении противника все варны обязаны были браться за оружие. Денежными операциями он мог заниматься только через посредников. В случае нужды он мог заниматься торговлей, но и при этом он не мог торговать определенными товарами. Так, Гаутама. VII. 8-14 запрещала ему покупать благовония, жидкости, готовую пищу, сезам, кожи, одежду, молоко и продукты из него, коренья, цветы, фрукты, лекарственные растения, мед, мясо, сено, наркотики, животных на убой, людей в качестве рабов и др. Брахману запрещалось продавать землю, рис, овец, лошадей, быков.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 282 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!