Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государственная власть






да, Ману добавляет сюда Вайю и Варуну. Нарада особо подчеркивает, что царь как Индра обеспечивает развитие мира. Эта теория божественного происхождения власти царя была популярной в Индии, но — парадокс — священ­нических прав у царя не породила, все его полномочия исчерпывались только политической, судебной и военной сферами. Так, Нирукта (II. 3) говорит, что слово «га]ап» произошло от корня «га]», что означает «светить». Ману в этой связи подчеркивает, что царь своим «блеском пре­восходит все живые существа. Как солнце он жжет глаза и сердца, и никто на земле не может смотреть на него» (Ману. VII. 6).

Уже в древности царь и его положение подвергались подробным описаниям. Свамин — это только общее обоз­начение суверена. Однако история Индии знала довольно широкий спектр форм монархических государств от по­лумонархических с широкими правами аристократии (§апага]уа) до империй, правителями которых был екага1 или ас!Ыга]а — аватары Вишны и символ мирового влады­чества. Промежуточной формой при этом был тапага]а, (синоним зуага]а или затга^а) — суверен нескольких полу­независимых царств, объединенных в федеративное монар­хическое образование. Махабхарата, например, изобилует упоминаниями о царе и его вассалах — таких же царях, как и он сам, но подчиняющихся его власти.

Иногда таких царей обозначали как ппгта — союзники или друзья в узком значении этого слова, но в более об­щем — это его вассалы. Ранние комментаторы определяют таких махараджей, как сакгауатлп, т.е. «тот, кто господству­ет над родом царей» или «тот, кто подчиняет своему слову несколько царств» [Капе, 1940, V. 3, р. 66]. Артхашастра зна­ет еще такое монархическое объединение, как ки1а-зап§Ьа, когда власть в государстве принадлежит всему роду. Ка-утилья считал такое государство особенно крепким, ибо «его трудно победить» врагам. По сути это разновидность олигархии с крепкими родственными связями, все совер­шеннолетние мужчины — члены рода являются в данном случае коллективным монархом.

Политическая история Индии знает определенное развитие способов наследования престола. Традиционно единонаследие приветствуется и считается соответству­ющей дхарме. Однако при этом принцип первородства, хоть и знаком, но не имеет первостепенного значения.



Во-первых, Индии известны случаи диархии — с!уа1га]уа. Каутилья, например (Артхашастра. VIII. 2), не пори­цает ее, а наоборот, находит в диархии положительные стороны. Во-вторых, решающим для занятия трона явля­ется не факт первородства, а достоинство кандидатуры соответствующего царевича на царский венец. Здесь мы снова можем сослаться на вездесущего Каутилью (Арт­хашастра. I. 17).

В обязанности царя входило:

—покорение врагов, защита подданных от них, коман­дование армией;

—сбор налогов и управление финансами;

—отправление правосудия и наказание виновных, здесь особо подчеркивается действие одного правила: «[В случае] освобождения от [наказания] грех [вора] переходит на ос­вобождающего [его] царя» (Апастамбашастра. I. 25. 5);

—правотворчество, когда оно было более чем скромным, царь издавал указы (зазапа), они издавались в письменном виде, обязательно обнародовались и не могли противоречить всему ведическому ряду источников от Вед до смрити;

—отправление культа, хотя религиозная роль царя так­же была более чем скромной, все виды жертв, которые ему полагалось совершать, он делал под руководством и настав­лением ригоЫСа — домашнего жреца.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...