Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 5. Право и общество Древней Индии. ние о четырех господствующих типах характера, свойствен­ных человеку



ние о четырех господствующих типах характера, свойствен­ных человеку. В чем-то они совпадают с известными психи­атрам типами характеров, как то: холерик, сангвиник и пр. Однако Веды учили, что каждой варне присущ особый тип характера. Для брахмана он определялся как спокойствие в речах и манере поведения. Это тип философа, созерцате­ля действительности. Для кшатрия необходим энергичный стиль поведения. Для вайшьи необходимо стремиться к на­слаждениям, но не быть их рабом. Для шудр Веды затруд­нялись определить психологический портрет. Но во всяком случае считалось, что шудра — это тот, кто всецело нахо­дится во власти момента, он не может даже стремиться к наслаждениям, так как вряд ли понимает, что это такое. Он — это очень важно — как ребенок (!), его ум находится на детском уровне развития, а тело достигло зрелости. Бу­дучи взрослым ребенком, он нуждается в пастыре.

Уагпавгата

Термин «уагпазгата» является многозначным еще и по­тому, что он сложносоставной: «уагпа» и «азгат». Первое есть обозначение качества человека, влияющего на его по­ложение в обществе; второе переводится как «место уче­ния», «стадия жизни». Вместе они обозначают «система варн». Принадлежность человека к той или иной варне имела для него экономическое, политическое, религиоз­ное, и в большей степени, юридическое значение. Но сами варны юридическими образованиями не являлись. Поэто­му сравнивать их, например, с сословиями или юридичес­кими лицами (корпорациями) не имеет смысла.

Исторически варнашрама состояла из четырех главных варн (саСигуагпуа). В ранних мандалах Ригведы, однако, упоминаются только две из них: брахманы и кшатрии, кото­рые ученые, в свою очередь, не считают за настоящие варны, но в поздние мандалы включены уже и две остальные: вай­шьи и шудры. Интересно свидетельство Атхарваведы (IX. 7.9), очевидно, очень раннее, буквально уравнивающее вар­ны брахманов и кшатриев. Они названы «двумя бедрами». Кроме того, памятник содержит термин «ЪгаЬтага^уапа» — «брахманство-кшатрийство» в смысле единого и одинако­вого значения целого. Другое свидетельство Атхарваведы о постепенности складывания варн в Индии звучит следу­ющим образом:


1


 




Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 180 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...