Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга без изъянов 31 страница



УТРЕННИЙ САЛЯТ (ФАДЖР)

В Коране слово намаз выражается словом “салят”. Слово “салят”, имеющее одним из значений понятие “связь”, означает “связь между рабом и его Создателем”, то есть означает салят. Слово “салят” в сочетании со словом “икамат” употребляется шиитами также в значении “совершать салят“. “Салят-и фаджр” то есть “утренний намаз” упоминается в 58-м аяте Суры Нур. “Фаджр” означает зарю, первые лучи солнца, проявляющиеся в ночной тьме. Этот временной промежуток длится до восхода Солнца. Например, временные границы этого намаза четко устанавливаются в 114-м аяте Суры Худ.

Выстаивайте молитву в обоих концах дня и в ранние часы прихода и ухода ночи. Ведь, истинно, дела благие приносят избавление от дел дурных;

11- Сура Худ 114

В арабском языке слово “нахар” означает “день”, “лейл” означает “ночь”. Выражение “тарафейин-нахари” означает два конца дня. Слово “тараф” означает “конец, внешний конец, присоединяемый к чему-либо”. Оно употребляется и в других аятах Корана в том же значении. Если принять за один конец, или вернее за начало дня восход солнца, а завершением дня считать заход солнца, то это означает, что салят должен совершатся два раза в день, утром перед восходом солнца и вечером, после его захода. Для более точного понимания этих слов в Коране употреблено также выражение “зуляфан миналь-лейл” подчеркивающее время ночи, близкое ко дню, то есть к восходу.

Таким образом утренний намаз упоминается с этим названием в 58-м аяте Суны Нур. Это название – утренний салят определяет также и время его совершения. Кроме того, в 114-м аяте Суры Худ определяется и время совершения утреннего намаза. Кораническое название утреннего салята “салят-уль-фаджр”, как следует их самого названия, начинается с первыми лучами дня, рассекающими ночь и заканчивается с началом дня, то есть с восходом Солнца.

ВЕЧЕРНИЙ САЛЯТ (ИША)

Название вечернего салята “иша” упоминает в 58-м аяте Суры Нур. Если посмотреть в словаре значение арабского слова “иша”, то мы увидим определение “время от захода солнца до наступления темноты”, словом именно то значение, что мы определяем словом “вечер”. В 76-м аяте Суры Йусуф и 46-м аяте Суры Вырывающие также встречается это слово “иша”. В двух других аятах, где также упоминается слово “иша”, означающее “вечер” те же самые переводчики смысла Корана вдруг переводят его уже не как «вечерний - иша», а как “йатсы салят – то есть как салят, совершаемый ночью, перед сном”. Подобное искажение смысла, по всей видимости, является следствием влияния мазхабов. Потому что это искажение слова Корана “иша”, означающего “вечер” и превращение его в “йатсы салят”, то есть “ночной” формирует о у всех представление, что “ночной” салят также является фардом, тогда как в Коране нет ни слова о ночном саляте. Может быть единственное объяснение, оправдывающее переводчиков Корана и избавляющее их от обвинения в искажении Божественного текста, это объяснение что слово “йатсы”, происходящее от тюркского корня “ложиться спать” приводится в переводах смыслов Корана для выражения “вечернего салята”, определяя его как последний обязательный салят перед сном. Это пояснение можно считать допустимым. Поскольку в аяте есть указание на допустимость подобного толкования:

О вы, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре (фаджр), когда вы снимаете одежду около полудня, и после молитвы иша (вечерней) - три наготы у вас. 24- Сура Нур 58

Если рассуждать логически, то человек, который сходил в мечеть для совершения вечернего салята, возвращается домой и поскольку ему более нет нужды выходить из дома и идти на салят, он переодевается в домашние одежды. Таким образом, если следовать этой логике, то, действительно, вечерний салят и есть тот салят, который совершается последним в течении дня. И если кто-то утверждает, что слово “иша”, означающее “вечер” в сочетании со словом намаз означает не вечерний салят, а салят ночной, то есть тот, который, якобы, следует совершать перед сном, то налицо явное заблуждение и искажение смысла слова. В этом аяте содержится ясное указание на обязательность вечернего салята. Каждый, кто посмотрит в арабском словаре смысловые значения слова “иша” увидит, что оно имеет только одно значение “временной промежуток от захода Солнца до наступления темноты”. (Следующим после этого аята, в котором содержится наставления, рекомендующее воспитывать у детей понимание, что им не следует входить без разрешения в покои родителей в те моменты, когда они могут быть без одежды, идет аят, в котором Бог повелевает, что когда дети достигнуть совершеннолетия, они должны понимать и проявлять уважение личному пространству родителей и могут входить в покои родителей только получив их разрешение.)

114-й аят Суры Худ, в котором содержится повествование о времени вечернего салята, сообщает также и об утреннем саляте. Два салята, совершаемые в двух конца дня - это утренний салят (сразу перед началом дня) и симметрично ему вечерний салят (сразу после завершения дня). Время вечернего салята также лучше выбирать ближе к концу дня, то есть совершать его сразу после захода солнца. Кроме этого аята есть еще один аят, уточняющий время совершения Салята:

Совершай молитву когда солнце клонится к мраку ночи, а на заре (фаджр) читай также Коран. Чтение Коран на заре, поистине, свидетелей имеет.

17- Сура Ночной перенос 78

Наступление темноты означает окончание вечера. С исчезновением проблесков солнечного света и наступлением полной темноты время для совершения вечернего салята заканчивается. В таком случае выражение “когда солнце клонится к мраку ночи” означает полный заход солнца. Следовательно, время от начала захода солнца до его полного исчезновения за горизонтом и определяется временем совершения вечернего салята. Примечательно, что в продолжении этого аята, упоминающего о вечернем саляте, подчеркивается и время утреннего салята. Но в данном аяте подчеркивается не утренний салят, а обязательность чтения Корана утром. Следовательно, утром, кроме салята, следует читать еще и Коран, Бог уделяет особое внимание чтению Корана наряду с совершением утреннего намаа. Из приведенного анализа ясно видно, что в Коране упоминаются только два обязательных салята – утренний и вечерний. Кроме того, сами названия этих намазов в Коране четко определяют временные границы для свершения этих намазов. Кроме того, есть и дополнительные пояснения о времени утреннего и вечернего намаза. А также в 58-м аяте Суры Нур есть указание, что утренний намаз является первым намазом дня, а вечерний намаз является последним намазом дня.

УСТА (СРЕДНИЙ, САМЫЙ ЛУЧШИЙ) САЛЯТ

В качестве доказательства обязательности уста салята, как правило, приводят 238-й аят Суры Корова.

Будьте внимательны к совершению салята, и [особенно] средней молитвы. 2- Сура Корова 238

В Коране более нет ни одного аята, из которого мы могли бы вывести время, предписанное для совершения салята, кроме приведенных ранее аятов об утреннем и вечернем саляте и того аята, что мы привели чуть выше. Значит, предписанное Богом время совершения салятов мы должны искать в этих приведенных аятах. Салят в начале дня – это утренний салят, салят в конце дня – это вечерний салят, следовательно, время среднего салята должно быть между ними двумя. Если принять во внимание, что в культурах всех народов день начинается с восходом солнца, а заканчивается с закатом и что ночь сотворена для нашего отдохновения, а 79-й аят Суры Ночной перенос ниспослан и обращен только лишь к Пророку Мухаммаду, то мы можем заключить, что срединный салят должен совершаться между утренним и вечерним, то есть в какой-то промежуток дня. Можно принять во внимание мнение тех, кто считает, что арабское значение слова “уста”, означающее “средний” указывает ровно на середину дня, то есть полдень, как на время совершения салята, однако мы вправе отметить, что слово «уста» не имеет какого-либо ограничения и может означать просто любое время, находящееся между утренним и вечерним салятом, то есть временем срединного салята может быть любое время между этими двумя пограничными точками дня. А выражение аята о вуста (среднем) намазе может быть как названием салята, так и словом, определяющим его временной период.

Кроме того, слово “уста” имеет и еще одно значение “самый лучший” и тогда смысл аята получается совсем иной. Получается, что это слово относится не к саляту, а к повелению наилучшим образом соблюдать саляты и совершат их также самым лучшим образом. Небольшое расследование о слове “вуста” даст нам четкую ясность. 143-й аят Суры Корова, 89-й аят Суры Трапеза, 28-й аят Суры Калям, 5-й аят Суры Мчащиеся также содержат это слово - вуста. Рассмотрим эти аяты, чтобы яснее понять смысл слова “уста” в Коране.

Ранее мы уже заключили, что в Коране нет ни одного аята, указывающего на обязанность мусульманина совершать пятикратный салят. В Коране нет также и слова о длительности салята, о количестве поясных (руку) и земных (саджда) поклонов, как нет ничего и том, что следует говорить и в какой очередности во время салята. По сути, в хадисах нет упоминаний и о том, должен ли быть салят долгим или коротким и что следует говорить во время поясного, земного поклона и стояния в саляте. Задумайтесь, современную сложившуюся традицию и ритуал совершения намаза нельзя объяснить даже хадисами, полными всевозможными вымыслами и ересями. Даже в хадисах нет ничего о ритуале совершения салята. Большая часть положений о намазе является плодом личных пожеланий основателей мазхабов. Существует много хадисов о том, что Пророк Мухаммад, совершал и короткие, и длинные саляты, совершал долгие поясные и земные поклоны. Но имамы мазхабов порешили, что во время поясного поклона следует непременно произносить три раза “Субхана Рабби-ль Азым”, а во время земного поклона три раза произносить “Субхана Рабби-ль Аля”, и никак иначе, и последователи мазхабов обязаны были строго следовать этой парадигме, тем самым имамы мазхабов лишили людей права предоставленного им Аллахом права: совершать салят свободно, так, как того требовала бы их душа, и втиснули ее в строгие рамки придуманных ими же правил. По сути, каждый человек, внимательно читающий Послание Бога – Коран, путь даже считающий необходимым следовать хадисам увидит, что ни в Коране, ни в хадисах нет требования читать те или иные слова и выражения, суры или аяты, а протяженность салята оставляется на решение самого человека, совершающего салят. Тогда как имамы мазхабов просто присвоили себе право вершить свою волю в сфере, которую Бог оставил свободной для каждого верующего.

К примеру, даже в хадисах нет единства о том, сколько салятов следует совершать. Есть хадисы, которые говорят о необходимости совершения пятикратного салята, есть хадисы, которые говорят, что Пророк Мухаммад совершал только три салята в день. Об этом особенно любят напоминать шииты, когда совершают три салята. Мы полагаем, что шииты, которые совершают три салята, но говорят, что, вообще-то, они объединяют оставшиеся саляты с этими тремя и тем самым формально совершают пять салятов, просто пытаются найти «золотую» середину между двумя школами хадисов. Потому что в Коране нигде нет ни слова о возможности объединения (джем) салятов. Коран говорит об обязательности (фард) совершения салята в назначенное Богом время, именно назначенное Богом время является главным. И потому если вы совершаете три салята, но за эти три салята совершаете количество поклонов равное пяти салятам или двадцати салятам, то все равно фактически вы совершаете только три салята.

Если человек говорит, что во время ночного салята он совершил количество поклонов равное пяти салятам, скопившимся за день, то все равно фактически он совершил только один салят. Потому что совершенным в Коране считается тот салят, который совершен в назначенное Богом время. Для Аллаха важно время совершения салята, а не количество поклонов, которые вы совершили за один салят. Суннитские мазхабы – шафииты, маликиты, ханбалиты и ханафиты – также продемонстрировали толерантность в вопросе объединения салятов, поддержав тем самым шиитов. Одни мазхабы утверждали, что можно объединять саляты без какой-либо причины, другие утверждали, что, к примеру, во время сильных дождей можно объединять саляты. То есть суннитские мазхабы, говоря, что Пророк Мухаммад иногда объединял пять салятов в три и совершал только три салята, формально признают, что число салятов не может быть больше трех. Минимум салятов, которые должен совершить верующий в течении дня, равно числу обязательных салятов, предписанных Кораном. Совершение же большего числа намазов – благое и праведное дело. Но провозглашение пятикратного совершения салята обязательным – вымысел суннитских мазхабов. Если бы Бог повелел нам пять намазов, в Коран было бы четкое упоминание о названиях этих салятов и времени, которые Бог предписал бы этим салятам. Если в Коране сообщено даже о времени салята, предписанного только для Пророка Мухаммада, сас, (17-Сура Ночной перенос 79), то неужели бы Бог не сообщил о времени намаза, которое Он сделал обязательным для всех мусульман? Мы уже говорили о том, что в Коране есть четко обозначенные саляты. И если они есть, то почему мы должны думать, что никак не упоминаемые Кораном обеденный салят (зухр) или послеполуденный (аср) или ночной салят (иша) также являются обязательными (фардами)?

В Коране есть несколько аятов, повелевающих словесное поминание Бога (зикр) и прославление, благодарение Бога (тасбих), которые, как мы полагаем, определенные имамы мазхабов посчитали необходимым приравнять к салятам и сделать их обязательными, возможно, что и с благими целями сделать умму более дисциплинированной. Возможно, что трансформация поминания Бога (зикр) и благодарение Его (тасбих), повелеваемое Кораном, в салят – было правильным и достойным деянием. Однако провозглашать фардом то, что не провозгласил фардом Бог – недопустимо, ибо это можно расценивать только как вмешательство в волю Бога и как попытку изменения Его воли. Исполнение излишнего количества добрых дел – пусть и благое дело, но принудительное навязывание благих дел другим выходит за пределы категории блага, ибо несет гораздо более вреда, нежели пользу.

17- Славьте (тасбих) Бога, когда настает вечер для вас и когда настает утро.

18- Ему — хвала на небесах и от вас на земле, и в конце дня, и в полдень.

30- Сура Румы 17,18

ЕСТЬ ЛИ В КОРАНЕ КАЗА (ПРОПУЩЕННЫЙ) САЛЯТ?

Мы еще раз хотим подчеркнуть, что только Коран свидетельствует нам о том, какой из салятов является фардом. Саляты-фард предписаны нам Богом для совершения в назначенный Им временной период. Коран говорит нам в 13-м аяте Суры Женщины, что салят и время его совершения являются фардами, в 23-м аяте Суры Ступени Бог повелевает нам, что эти фарды – салят и его время– следует усердно и праведно соблюдать на протяжении всей жизни. В Коране нет понятия пропущенного (каза) салята. Мусульманин, который не совершил салят, пропустил его по какой-то причине, обращается к Богу с раскаянием и намерением более не допускать подобного и после этого старается быть более внимательным, аккуратным в совершении салята, не пропускать время салята. Бог говорит в Коране, что если мы не смогли выдержать или пропустили какие-то дни поста, к примеру, то мы можем держать пост в другое время, чтобы восполнить пропущенное число дней. Бог открыл нам эти врата. Если бы была на то воля Бога, то Он бы сделал, повелел подобное восполнение и в отношении салята. Поэтому пусть никто не -смеет говорить ложь и внушать тем, кто только начинает совершать саляты и вступает на путь поклонения, неправильные мысли о том, что они должны совершить столько-то пропущенных салятов… за все годы пропущенные и прожитые без салятов (!). Наша цель в данной главе – отделить саляты-фарды от салятов, которые фардами не являются. Всякий салят, совершенный ради поминания Бога и благодарения – считается принятым. Предписанные Кораном саляты-фарды и их время устанавливают нам нижнюю границу, то, что мы обязательно должны совершить. Все же, что свыше этих салятов, совершенно свободно, и по зову души мусульманин может совершить в любое время дня столько салятов, сколько просит его душа. Мы полагаем, что имамы мазхабов, видевшие, как сахабы, к примеру, совершали больше салятов, чем предписано в Коране, совершали, к примеру, обеденный салят, послеполуденный и ночной посчитали нужным возввести эти действия сахабов в степень уаджиба, настоятельно рекомендуемого, со временем трансформировавшегося в фард, обязательное. Но если, вместо того, чтобы понимать фарды салятов из Корана, мы станем понимать как фарды действия других людей, то можно придумать и совершать еще много видов салята, салят между утром и полуднем, салят солнечного затмения, сумеречный салят и прочие. Словом, как и в любом другом вопросе, в отношении салята действует тот же принцип – действительно только то, что предписано Кораном. Бог ниспослал нам Свою книгу совершенной и завершенной, в ней нет ни одной не договоренной детали.

К примеру, во время хаджа паломникам предписывается совершать только три намаза. В Коране хаджу посвящено очень много аятов, которые в деталях описывают процедуру хаджа (вплоть до таких деталей как, что должен делать человек, который вынужден был подстричь волосы из-за болячек на голове), но почему тогда в Коране нигде не упоминается, что во время хаджа надо сократить количество салятов? Ведь если число салятов фард действительно равно пяти, то на основании чего во время хаджа паломники совершают меньше салятов, на каком основании они допускают такую вольность, не кажется ли Вам это странным?

НА ЧЕМ ОСНОВАНО УТВЕРЖДЕНИЕ О ПЯТИКРАТНОМ САЛЯТЕ

Тот факт, что в Коране не существует пятикратного салята и что полуденный и ночной салят не являются фардами для мусульман – далеко не новое утверждение. В первые века распространения Ислама хариджиты и мутазилиты, два крупнейших направления в каляме, сыгравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Багдадского халифата, именно так и проповедовали. Собственно и вопроса о пятикратном саляте в первые годы существования Ислама не стояло. Попытки же доказать, что салятов должно быть именно пять, а не два, как предписывается в Коране, вынудили традиционалистов выдумать огромное множество хадисов. Мы уже говорили ранее о таких чудовищных по своей клеветнической сути хадисах, приписываемых Пророку Мухаммаду, как Пророк Мухаммад, якобы, во время ночного вознесения (мирадж) был вознесен к Богу и Бог повелел ему совершение пятидесяти обязательных салятов в день. Возвращаясь Пророк Мухаммад встретил на пути Пророка Мусу, который сказал ему, что пятьдесят салятов это очень много и что его община не выдержит этого, не сможет совершать столько салятов, посоветовав Пророку Мухаммаду потребовать (!) от Бога снижения числа обязательных салятов. Тогда Пророк Мухаммад, якобы вновь обратился к Богу и стал просить снижения числа салятов, Бог согласился и немного сократил число салятов. На обратном пути Пророк Мухаммад вновь повстречал Пророка Мусу и тот вновь сказал ему, что такое число салятов опять-таки очень велико и надо торговаться еще (!), и Пророк Мухаммад вновь отправился к Богу и так продолжалось еще девять раз, пока после длительных торгов Бог не снизил число салятов до пяти. Пророк Мусса опять сказал, что и пять салятов это много, но Пророк Мухаммал возразил ему, что ему уже стыдно (!) идти и просить еще одного снижения, засим и осталось у мусульман пять обязательных салятов. Из повествования этого хадиса следует, что Бог вообще лишен понимания реальности (да простит нас Всевышний за эти слова) и неспособен понять, что человек не сможет совершать по пятьдесят салятов в день, а Пророк вообще несведущий ни о чем, неадекватный человек, к тому же бесстыдный в такой степени, что имеет наглость ходить к Богу и торговаться с Ним о времени салятов (да простит нас Всевышний за эти слова). Пророк Муса же выступает в роли наставника или умудренного опытом учителя для Пророка Мухаммада и редактора повелений Бога, к тому же в роли нашего «спасителя», благодаря которому мы, якобы, были избавлены от необходимости существовать только с целью совершения пятьдесяти салятов в день. Так вот необходимость пятикратного совершения салята основывается исключительно на этом абсурдном и недопустимом даже для пересказывания хадисе. В Коране нет ни единого упоминания необходимости совершать пятикратный салят, так что это положение основано не на Коране, а на подобных хадисах. К тому же существование общепризнанных хадисов о том, что до мираджа (ночного вознесения Пророка Мухаммада) он совершал лишь два салята – утром и вечером - лишь укрепляют нас в утверждении, что пятикратный салят стал творением богатой фантазии «изобретателей» омерзительнейшего хадиса о торге, который якобы имел место между Пророком Мухаммадом и Богом. (см. Бухари 1/93 Перевод таджрида / 2/233, хадис N. 228).

Если до «изобретения» этого хадиса Пророк совершал два салята, то почему Коран не упоминает еще о трех салятах, якобы добавленных после ночи мирадж? Единственный аят, который позволяет нам предположить, что срединный салят был добавлен позднее в число обязательных, это 238-й аят Суры Корова. Но из какого бы аята нам вывести тезис об обязательности 4-го и 5-го салятов, то есть послеполуденного и ночного, почему же эти аяты нигде в Коране не упоминаются? (тезис об обязательности срединного салята – уста-салята мы рассмотрели в предыдущем разделе). Мы уверены, что всякий мусульманин, обращающийся к Корану в стремлении познать Бога и свою веру, никогда не станет прибегать к этим омерзительным, клеветническим хадисам, возводящим ложь на Всевышнего и Пророка Мухаммада. Лицемерам недостаточно Корана и они стараются построить свою, удобную и нужную им религиозную систему, придумывая и подгоняя под догматы придуманной религиозной системы свои хадисы, полные абсурда, лжи, клеветы и откровенного невежества.

ЧТО ОБЪЕМЛЕТ САЛЯТ

Намаз – это поклонение, целью которого является поминание Бога (20-Сура Таха 14). Однако в отличие от обычного упоминания Бога, которое может совершаться в любое время, салят имеет определенные правила. Бог предписал совершать салят в определенное время дня, салят может совершаться только после омовения, в состоянии ритуальной чистоты и должен состоять из определенного церемониала, ритуала. Салят – это такое поклонение, которое обязательно для исполнения даже в условиях войны. В 102-м аяте Суры Женщины мы видим упоминание, как одна группа мусульман совершала салят во время войны, а другая была в карауле, охраняя молившихся. После того, как первая группа мусульман совершила салят, они поменялись местами с караулившими. Коран показывает, что Бог не снимает с человека обязательность салята даже в условиях военной опасности, мусульманин должен совершать земной поклон (саджда) даже на поле боя (учитывая, что земной поклон – это самая незащищенная позиция человека), но все равно Бог показывает, что салят нужно совершать и во время войны, не оставляя оружия и не давая противнику воспользоваться незащищенностью в момент салята, оставляя одних братьев охранять молитву других. И если Бог так много значения и внимания уделяет своевременному совершению салята во время войны, то мы не можем не понимать, сколь важен салят, поясные и земные поклоны во время салята для любого верующего человека в условиях мира и спокойствия.

В 14-й Суре Корана – Ибрахим – в 4-м аяте мы узнаем, что салят существовал и был обязательным для уверовавших со времен Пророка Ибрахима. Даже мекканские язычники, завладевшие Каабой, Домом Бога, построенным Пророком Ибрахимом, будучи идолопоклонниками, все равно, пусть и в искаженной, неверное форме, но совершали салят. (8-Сура Добыча, 35). Коран также упоминает, что народы древности также совершали ранее салят, но забыли и отошли от поклонения Бога по причине того, что нафс, низменные страсти овладели ими и отдалили их от поминания Бога (19-Сура Марйам, 59). Иными словами во времена Пророка Мухаммада, еще до начала его призыва, люди знали, что значит салят, и как его следует совершать. Точно также как и сейчас, даже люди далекие от Ислама знают, что значит салят, и представляют себе, какие действия совершает человек во время салята, понимают, что во время салята человек обращается с молитвами и склоняется перед Богом. В Коране упоминается три положения в процессе совершения салята. Это – стояние “кыйама”, поясной поклон “руку” и земной поклон “саджда». В Коране Бог упоминает о повелении, обращенном к Пророку Ибрахиму выбрать себе место для совершения салятов и содержать его в чистоте (2-Сура Корова 125). В 26-м аяте Суры Хадж Бог говорит, обращаясь к тем, кто совершает ритуальное стояние, поясные и земные поклоны содержать в чистоте места молитв и также указывает на три состояния, которые мусульманину предписаны во время салята.

Самая главная часть и цель салята – поминание Бога (зикр). Так, в 14-м аяте Суры Таха Всевышний говорит, что главной целью совершения салята является поминание Его, Бога. В Коране ни в одном аяте нет ни слова о том, что во время салята следует читать Коран, какую-либо конкретную Суру Корана. Но когда алимы и имамы говорят нам о Коране, они называют его – Коран - “зикром”, то есть поминанием Бога. Таким образом, совершая салят, взывая к Богу, вознося молитвы, мы ясно понимаем, что Коран является нашим наставлением и Писанием, указующим путь. К примеру, мы узнаем о беспредельном милосердии, сострадании, милости, могуществе в сотворении мироздания, узнаем о Рае и Аде, о вечности нашего бытия только лишь из Корана. Во время салята мы помним о том, что стоим перед бесконечно милостивым и милосердным Богом, и так поминаем Его (зикр) и обращаемся к нему этими словами. То есть во время салята мы вовсе не обязаны читать Коран на арабском, Бог нигде, ни одним словом не говорит этого и не вменяет нам это в обязанность. Если в Коране вообще нет и слова о том, что во время намаза следует читать Коран, то кто и когда сказал, что во время салята надо читать Коран и непременно на арабском языке? Но, с другой стороны, поминая Бога (зикр) по время салята мы поминаем Его, основываясь на том знании, что Он открыл нам в Коране. Так, например, Бог вовсе не просит от нас непременно читать во время намаза арабское ”Куль хуа ллаху ахад”. Вместо этого мы совершенно свободно, никак не нарушая воли Бога, произнести перевод этого аята на родной язык “Скажи, что Бог Един”. Или не говорить “Скажи”, а произнести лишь “Бог Един”. Или если в процессе молитвы мы произнесем с искренним сердцем на родном языке “О Бог мой, воистину, Ты един...” то мы ничуть не отступим от повеления Корана поминать Бога, ибо этим вспомним и помянем одно из имен Всевышнего.

В Послании, которое несет нам Коран, говорится о том, что мы должны поминать Бога Его именами, и при соблюдении этого повеления во время салята мы исполним тот салят, который и предписывает нам Коран. Мы полагаем, что салят, совершенный таким образом, будет много лучше и осмысленнее, нежели если мусульманин будет повторять зазубренные арабские слова и суры, смысл которых он понимает очень смутно и постоянно делает ошибки в произношении и порядке слов. Отметим также еще и психологический момент: при частом повторении зазубренных непонятных слов на неродном ему языке человек утрачивает духовную составляющую, повторяя слова как некий зазубренный текст, и естественным образом не может вкладывать в произносимые слова всю свою трепетность, чистоту и благоговение. Закодированные, зазубренные слова автоматически сходят с уст и, как правило, большая часть таких людей уже не думает о том, что говорит, просто автоматически произносят нужные слова. А уж если человек вообще не владеет этим языком и повторяет набор слов, которые он зазубрил в результате долгих тренировок, то духовная составляющая в этой ситуации вообще очень слаба. Проведите эксперимент. Спросите у молящихся, не знающих арабского языка, но в каждой позиции салята читающих зазубренные молитвы на арабском, как много они понимают из того, что говорят, и помнят ли они вообще, о чем идет речь в произносимых ими сурах. Из их ответов вы поймете, насколько опасен этот путь совершения салята. Человек повторяет зазубренные парадигмы и фразы, давно перестав задумываться и размышлять о них. Долгие годы каждый день повторяемые одни и те же наборы слов на неродном языке далеко уже не поминание (зикр) Бога, а бессознательное, бездумное повторение установленного ритуального набора фраз. Что греха таить, спросите у любого, и если этот человек искренен, он признается вам, как часто во время совершения салята и чтения зазубренных аятов Корана в голове его роились мысли, очень далекие от поминания Бога, зикр их лишь на устах, но не в сердцах и не в умах. Потому что человек не властен над своими мыслями, и, произнося заученные фразы, ему в голову лезут совсем отвлеченные мысли. Мозг, автоматически доставая из памяти зазубренные фразы, не требует работы мысли, осознания их, и потому мысли наши тотчас же заполняются иными мыслями и заботами. Вспомните, Бог запретил совершать салят в состоянии опьянения, но тут же дает нам уточнение: “Не приближайте к саляту до тех пор, пока вы не будете понимать то, что говорите вы” (4-Сура Женщины 43).





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...