Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга без изъянов 4 страница



К слову, основатель самого многочисленного ныне мазхаба Абу Ханифа часто подергался критике со стороны других имамов за то, что был весьма слабым знатоком хадисов и часто вовсе отказывался от хадисов, выдвигая не передний план собственное мнение, а не хадисы, а Бухари и вовсе объявил Абу Ханифу недостойным доверия человеком.

Цепи передачи хадисов

Объявляя сахабов Пророка непогрешимыми и дословными передатчиками хадисов, тем самым подразумевается, что все они были абсолютно достоверными передатчиками хадисов с идеальной памятью. Однако ко времени составления первого собрания хадисов в живых не осталось ни одного сахаба, ни одного из тех, кто видел сахабов при жизни (табийун). После смерти Пророка Мухаммада до составления первого собрания хадисов прошло 6-7 поколений и каждый хадис, который вошел в это первое собрание, должен был быть переданным через 6-7 поколений. (Бухари начал записывать хадисы, часто не записывая вовсе от кого он передан, ибо до него не существовало системы запоминания от кого передан хадис, так что рассказчик, передававший хадис Бухари, часто просто не знал, от кого он пришел). Если Бухари начал свою работу по сбору хадисов на 200-м году хиджры, то представьте, через сколько уст прошли хадисы, дошедшие до него).

Один из известнейших исламских просветителей Турции Касым Ахмед, который также весьма критично анализирует достоверность цепочек передачи хадисов, приводит в своей книге «Хадис и Ислам» два примера возможных последовательных передатчиков хадисов:

1 - Пророк Мухаммад

2 - Омар ибн Хаттаб

3 - Ибн Ваккас

4 - Ибн Ибрахим ат-Таими

5 - Яхья ибн Саид аль-Ансари

6 - Суфьян

7 - Абдулла ибн Зубайр

8 - Бухари

1 - Пророк Мухаммад

2 - Айша

3 - Урван ибн Зубайр

4 - Ибн Шийаб

5 - Укайр

6 - Аль Баит

7 - Яья ибн Бухейр

8 - Бухари

В то время, когда Бухари начал собирать и записывать хадисы, умерли даже те, которые жили после тех, которые видели последних, видевших сахабов Пророка при жизни. То есть к моменту записи хадисов давно уже умерли все те, кто мог бы так или иначе проконтролировать, насколько правильно были переданы и записаны смыслы хадисов. Потому даже если мы и признаем абсолютную достоверность слов сахабов и совершенно точную передачу ими хадисов Пророка, что само по себе нелогично, мы должны будем признать, что к моменту записывания хадисов умерли все, кто мог видеть и слышать сахабов, а потому проверить, правду ли говорит тот или иной передатчик, или сам придумывает хадис, уже никто не мог.

Так что все старания собирателей хадисов по установления достоверности хадисов на основании восстановления цепи передатчиков, в силу того, что они не могут спросить об этом и умерших сахабов, и следующие за ними поколения, лишены всякого смысла, ибо просто они не смогут докопаться до истины.

Так же как невозможно утверждать, что слова тех, которые жили во времена Бухари, были абсолютно верны. Поскольку в годы собирания и записывания хадисов мусульмане были уже расселены на широком географическом пространстве, и собирателю хадисов невозможно было ездить по этому пространству на верблюде, чтобы лично проверить каждого передатчика и предыдущих передатчиков, оставшихся в живых. Даже если и добирался он до них, как можно было проверить, правду говорят эти передатчики, или придумывают что-то от себя. Как вы можете понять за недолгую беседу, правдив ли ваш собеседник или не совсем? Вера в высшей степени конкретна и основана на четко прописанных заповедях вероустава, так как же можно привносить в нее положения и утверждения, основанные на столь субъективных критериях?

В традиционалистском мировоззрении образ собирателя хадисов выглядит как некий суперчеловек, который наизусть помнит сотни тысяч хадисов и дословно помнит все цепи передатчиков хадисов, который способен тотчас же найти хадис на любую ситуацию. И пускай в этой цепи передатчиков есть те, которых этот собиратель никогда не видел, и которые умерли еще задолго до его рождения, это не важно, этот собиратель хадисов все равно в глазах традиционалистов самый знающий, самый мудрый и самый правдивый. Будь у него даже вертолет, он и тогда бы не смог навестить и проверить всех передатчиков хадисов, но все равно традиционалисты свято верят, что он и на верблюде смог навестить каждого из хранителей хадисов, к тому же, лично проверить их правдивость. Вот таковы отличительные особенности суперлюдей, которые впоследствии стали собирателями и составителями сборников хадисов.

Конечно же, широко бытуют еще и предания об их духовных чудесах, но вы лучше меня о них не спрашивайте, да и я не возьму не себя миссию рассказывать вам подобные легенды…

КАКОМУ ХАДИСУ ПОСЛЕ КОРАНА ВЕРУЮТ ОНИ? ПРИДУМАННАЯ РЕЛИГИЯ. ГЛАВА 4 (ОКОНЧАНИЕ)

Мы не первые, кто говорит об этом

Представим себе, как действовали собиратели хадисов: приходит к ним некто и рассказывает хадис и говорит, что я слышал его от такого-то, а тот от такого-то, а тот, в свою очередь, еще от такого-то и собиратель хадиса принимает этот хадис как достоверный, даже не проверяя его содержания. Такие хадисы принято называть хадис-ахад (одиночный). Признанные как самые достоверные и авторитетные собрания хадисов Бухари и Муслима, а также знаменитое Кутуби Ситта (Шестикнижие хадисов) целиком и полностью состоят из хадисов-ахад. Традиционалисты от Ислама в стремлении навязать всем и вся якобы абсолютную правильность своего видения Ислама, прибегают к угрозам отлучения и проклятия, утверждая, что кто-либо, отрицающий хотя бы один хадис Бухари или Муслима, является кяфиром, вероотступником. Вспомним, однако, что Бухари и Муслим, например, очень даже рьяно отрицали хадисы друг друга. Но опять же, срабатывает традиционалистская логика: они де, алимы, если и спорят, то в их спорах рождается барака, а вот мы, простые верующие, если посмеем усомниться в их хадисах, тотчас станем кяфирами.

Шииты, например, не признают ни один сборник хадисов Эхли-Сунна. Или вот еще несколько примеров: мутазилиты и хариджиты резко возражали против записывания хадисов и провозглашения сборников хадисов источниками знаний об Исламе. Имам Шафи вел яростные дискуссии в Басре с оппонентами, которые обвиняли его в том, что он отходит от Корана и слишком много прибегает с непроверенным хадисам. Или же движение мурджиитов, которые активно боролись за включение хадисов в основы Ислама. Это лишь несколько примеров того, сколь неоднозначно было отношение к хадисам среди алимов, и так много было противников того, чтобы собиратели хадисов продолжали свою работу по сбору и записи хадисов. Эти краткие упоминания об исторических прецедентах мы приводим для того, чтобы сразу же ответить на упреки любого, что скажет: «Если вы защищаете коранический Ислам и говорите, что хадисы не являются заповедями и основами Ислама, так что ж вы самые умные, и никто до вас до этого не додумался?»

Напомним еще раз, с первого прецедента, когда начались первые записи хадисов, собиратели хадисов имели мощную армию противников среди мусульман, прежде всего, среди алимов, которые настойчиво возражали против того, что хадисы приравниваются к Корану. Начиная с аль-Бухари, первого собирателя хадисов, среди мусульман всегда были люди, которые активно боролись против запрещенного Пророком сбора хадисов. Однако влияние государственной власти и давление на противников воле правителя в результате, полностью заставили их умолкнуть.

И, конечно же, мы не первые, кто говорит об этом, ибо идеи эти далеко не новы. Ислам без хадисов, Ислам, основывающийся только на Коране, и есть истинный, чистый Ислам. Тогда как хадисы были записаны, и, скорее всего, придуманы и домыслены много позже Корана и жизни Пророка.

Мы с печалью наблюдаем современную картину, когда в слабо информированной исламской умме Муслим или Бухари считаются чуть ли не самыми великими алимами всех времен и народов, которые априори стопроцентно правы и признаны всеми алимами, которые якобы записывали хадисы чуть ли не из уст Пророка, тогда как никто из наших современников не знает, что деятельность их резко осуждалась и запрещалась многими алимами, возникали целые течения в Исламе, которые требовали полностью запретить хадисы, что хадисы эти противоречат друг другу и, что самое главное, Корану.

Но не менее печально и то, что есть люди, прекрасно знающие об этом, но, даже зная, в угоду интересов своих мазхабов и фанатизма, делают вид, что не знают и предпочитают умалчивать, чтобы эти сведения не стали достоянием знания других, которых они держат под своим контролем и давят своим авторитетом. Хвала Богу, Который ниспослал нам Коран и сохранил его для нас неизменным, избавленным от всех противоречий, лжи и двусмысленных повелений, достаточный для понимания Господнего вероустава во всех отношениях.

Хадисы асбаб-и нузуль

Хадисы, разъясняющие причины ниспослания того или иного аята Корана, именуют хадисами асбаб-и нузуль. Как мы уже говорили в 3-й главе книги, Коран предельно ясен и совершенно достаточен для понимания сути Господнего вероустава, содержит ясные, детальные положения, охватывающие все аспекты жизненного пути мусульманина. Коран не нуждается ни в каких хадисах, и даже если мы будем именовать хадисы хадисами асбаб-и нузуль, это все равно не изменит данного факта. Коран достаточен для разъяснения самого себя. И если мы хотим узнать что-либо по тому или иному вопросу, нам нужно лишь взять все аяты Корана, освещающие эту тему, и ясно прочитать Господнее установление. И, наоборот, попытки оценить Коран исходя из десятков тысяч хадисов, большая часть из которых откровенно придумана, затуманивают ясное слово Бога, затмевают чистоту и мудрость Его измышлениями людей, усложнить то, что так просто и ясно.

Для того чтобы слышать чистый голос Корана, следует заглушить голоса, идущие со всех остальных частот, и обратить слух только лишь к Слову Бога.

И на каждый пример, что они приводят тебе, Мы дадим тебе истину и самое прекрасное толкование. (Коран, 25:33)

Сам Бог говорит нам, что дает самое лучшее толкование. Слово, которое в Коране мы переводим как «толкование», в кораническом арабском языке и есть слово «тафсир». Хадисы, разъясняющие причины ниспослания того или иного аята Корана, сегодня составляют главный материал для так называемых толкований Корана. Но ведь Бог говорит нам, что Его книги достаточно для понимания и Он дал нам самый лучший тафсир (ахсана тафсир). Вероустав Бога совершенен и предельно ясен и без томов толкований, составленных людьми.

Кроме того, среди хадисов асбаби нузуль откровенно ложных и сомнительных хадисов значительно больше, чем среди обыкновенных хадисов. Книги же толкований наполнены недостоверными, сомнительными хадисами, более того, древнеиудейскими притчами, которые призваны толковать Коран. И вот получается, что в одном толковании ты читаешь, что этот аят был ниспослан по такой-то причине, в другом толковании указывается уже совсем другая историческая причина, а третий толкователь приводит и вовсе противоречащий первым двум толкованиям исторический прецедент. Измышления и человеческие придумки в этой сфере столь откровенно видны, что даже сами собиратели хадисов, например, составитель Мустана Ибн Ханбаль, основатель ханбалитского мазхаба, писал: «Среди хадисов асбаби нузуль нет ни одного достоверного хадиса».

Одной из главный проблем нам видится структурирование умов верующих по идеологическим задачам мазхабов. Если вспомнить все абсурдные и бредовые пояснения, существующие во всех мазхабах, масштабы этой опасной проблемы станут нам яснее. Толкователи Корана толковали его каждый по-своему, исходя из положений своего мазхаба, пытаясь в толкованиях Корана придать нужный им смысл, часто давая совершенно не связанные с Кораном толкования. Хадисы асбаби нузуль, которые в разных мазхабах по разному толкуют причину ниспослания того или иного аята, попытки толковать Коран в упрощении и адаптации его к положениями своего мазхаба, или вовсе адаптируя его к своему мировоззрению – это широко распространенное явление в Исламе. Собственно большая часть хадисов асбаби нузуль была придумана в период собирания и составления сборников хадисов тем или иным шейхом для того, чтобы адаптировать Коран к своим личным или же мазхабовским положениям и идеям.

Вот, например, во вступительной части тафсира Хамди Йазыра Эльмалылы, одного из авторитетнейших алимов Турции, автор приводит текст своих обязательств перед читателями. В 5-й статье этих обязательств он дает обещание, что данный тафсир составлен согласно положениям Эхли Сунны и ханафитского мазхаба. Профессор богословия д-р Мехмет Айдын констатирует что идеологическая окраска тафсира Эльмалылы, то есть мазхабоцентричность тафсира, видна с первых страниц.

Как бы пространны и обширны не были знания того или иного алима, кто дает им право делать людей заложниками положений мазхаба, делать то, что категорически не дозволено Богом? Попытки провозгласить хадисы источниками положений Ислама, попытки толковать Коран вымышленными толкованиями, не приведут ни к чему хорошему, только лишь к тому, что их толкования Корана станут совершенно далекими от сути самого Корана. И не важно, кто измысливает эти хадисы и толкования, основатели ли мазхабов, шейхи или имамы…

Сатанинские аяты Салмана Рушди на самом деле были сатанинскими хадисами

Возникновения хадисов асбаби нузуль и попытки толкования ими Корана привело исламский мир к тяжелым последствиям; враги Ислама использовали эти вымышленные хадисы как догматы веры и начали агрессивные идеологические нападки на Ислам. Вспомним Салмана Рушди, его книга основана как раз на хадисах этого типа. Согласно этим вымышленным хадисам, Пророк Мухаммад однажды читал Коран и в это время сатана проник в тело Пророка и из уст Пророка якобы сорвались слова, восхваляющие идолов Лат, Манат и Уззу и о его надежде на их заступничество (этот случай, известный как предание о Гараник (журавлях) приводит в своей книге Тавилу Муфтелифи Хадис Ибн Кутайба).

Согласно хадисам, Пророк Мухаммад позднее пояснил, что это были не его слова, но что это сатана говорил его устами. Все мы были свидетелями того, как миллионы мусульман во все мире проклинали Салмана Рушди, имам Хомейни издал фетву, призывающую убить Рушди и это обстоятельство породило серьезные дипломатический кризис между странами. Однако никто не встал тогда и не осудил тех, кто записал и собрал и издает в своих сборниках хадисов эти самые хадисы, то есть главные виновники, давшие в руки Рушди мощное идеологическое оружие против Ислама, не были названы. Конечно, ведь в традиционалистском Исламе никто не посмеет сказать что-либо неуважительно в адрес алима или имама, иначе станет кяфиром! А все, кто защищает хадисы, они ведь и есть алимы. То есть, если вы будете защищать хадисы и отстаивать их право считаться основами вероисповедания в Исламе, все будут носить вас на руках и вас станут называть алимом, ну а если вы, как Салман Рушди, используете те же самые хадисы, что защищают алимы, против Ислама, то уж тогда…

Как же мы не понимаем, что пока мы сами не выкинем эти измышленные хадисы из упоминания в Исламе, что толку гневаться и издавать фетвы против Ильханов Арселей, Туранов Дурсунов, Салманов Рушди, Серверов Танилли, которые эти наши хадисы используют против нас? И могут ли те, кто построил эту богопротивную систему, основанную на вымышленных хадисах, считать себя безгрешными и невиновными в умножении врагов Ислама и использовании хадисов как оружия изобличения ересей в Исламе?

Тафсиры Корана, продающиеся повсеместно

Мы прекрасно видим, что большая часть книг, продаваемых как толкование Корана, составлены из пресловутых вымышленных хадисов асбаби нузуль. Но вымышленные хадисы не имеют ничего общего с вероуставом Корана. С другой стороны хадисы эти создают еще и впечатление, что аяты Корана ниспосланы по особым случаям в истории Аравии и таким образом обращены к ограниченному географическому ареалу и временному периоду. То есть тем самым это впечатление накладывает тень на вселенскую и всевременную обращенность Корана. Нельзя рассматривать Коран как наставление лишь к определенному временному периоду. Поскольку это категорически противоречит Корану.

Коран ясно сообщает, что он обращен ко все мирам (Коран, 81:27) и ниспослан как напоминание и наставление истинного пути для всех людей (Коран, 2:81). И когда Господь видел нужным разъяснить причину ниспослания аятов, Он опять таки в Коране толковал нам эту причину. Вот, например, аяты, которые начинаются словами «И когда спросят они тебя» ясно, что эти аяты ниспосланы по какой-то конкретной ситуации. И если Бог не счел нужным толковать нам то или иное явление в Коране, то ясно, что эти вопросы не нужны для нас, а все, что нужно нам есть в Коране.

Как жаль, что некоторые люди сочли Божественное слово Корана недостаточным и им понадобилось прибегнуть к домыслам, и они стали причиной того, что чистый голос Корана стал заглушаться дурными частотами. Коран, ниспосланный 1400 лет тому назад, самым лучшим образом разъясняет все вопросы мироздания, от Большого взрыва до шароообразности Земли, движения Солнца и Земли по свои орбитам и формирования плода в утробе матери, не смешения морей и многих, многих научных феноменов, которые были открыты и стали доступны человеческому пониманию лишь в наше время. И те, кто выступает с лозунгами толкования Корана посредством хадисов ставят себя в такое же откровенное глупое положении как Ибн Кесир. Его толкование относительно 29-го аята Суры «Бакара» и 1-го аята Суры «Калам» мы приводим далее:

«Когда Бог пожелал сотворить то, что Он хотел сотворить, он извел из воды пар. Пар возвысился над водой и то, что возвысилось над водой он навал небом, что означало возвысившееся. Потом Он сделал твердой воду и создал из нее целую землю, а потом разделил эту землю на кусочки и за два дня – воскресенье и понедельник - он сделал семь слоев Земли. Землю он возложил на рыбу, ту рыбу, что Бог упоминает в Суре «Калам»: Клянусь Нуном и каламом, так вот этот Нун и есть та рыба. Рыба эта в воде. А вода находится над скалами, а скалы находятся над огромным камнем, что не родит ни травы, ни зелени. Камень же покоится на спине у ангела, а ангел тот над скалой, а скала та – ветер. Так вот когда Пророк Лукман упоминал «Не было еще ни неба, ни земли, рыба поплыла и зашевелилась, сотряслась земля и остановлена она была тем, что поставили на ней горы. Для этого горы были посажены на поверхность земли» (Ибн Кесир, Толкование Корана).

И пока мы не отбросим все измышленные источники, кроме Корана, мы не избавимся от тех бредовых толкований, что утверждают, что земля покоится на спине огромной рыбы. Мехмед Акиф Эрсой, турецкий поэт и богослов, также был серьезно обеспокоен таким положением в умме, и так выразил свои переживания:

Помнишь, есть такие, которые показывают себя проповедниками и

Вот один из таких, стуча кулаком по столу, изрекает:

Слушайте, знаете ли вы, на чем стоит земля наша!

Под землей есть бык, а под ним рыба,

А под ней есть еще море и скалы

И тут спросит один из курдов: Правду ль говоришь, о устад?

Что значит, правду ли я говорю» Ах ты невежда!

Слова мои не из печатных книг, но из тех, что писали руками

И кто не верит мне, тот знает пусть, что станет кяфиром красным

В другом стихотворении Мехмет Акиф с горькой насмешкой пишет:

Не ты ль придумал за Пророка тысячи словес,

И так разрушил веру, что от Творца, и создал новую веру.

Но и он, описывая образ мулл начала 20-века, заканчивает свои слова на оптимистической ноте:

И только лишь наполняясь вдохновением Корана

Постигнем мы суть ниспосланного Ислама.

Какому рассказу (хадису) после Корана веруют они?

В название этой главы мы выбрали 185-й аят Суры «Преграды» (7). Слово хадис, встречающееся в этом аяте, иногда переводят и просто как «слово». Оба перевода верны, так как арабское «хадис» на русский язык переводится как «слово». Упоминание в этом аяте, как и во многих других аятах Корана, хадисов что измышляются людьми и выдаются за суть Ислама, еще одно чудо, феномен Корана. Ведь получается, что за несколько веков до возникновения описываемых нами сборников хадисов, Бог предупреждал Пророка и умму о том, какая опасность возникнет для Ислама и уммы, когда вместо единственного источника Господнего Слов люди начнут измышлять и приписывать Пророку сотни, тысячи хадисов. Это действительно чудо Корана, ибо собиратели хадисов, что возводят ложь на Пророка, могли быть упомянуты в Коране другими словами, например не хадисов, а «агваль» - «слов», или «ахбер» - «вестей», «хикем» - «мудростей». Но удивительно, что по всему тексту Корана при упоминании этой ситуации используется лишь слово хадис, как Божественный знак, как одно из многочисленных чудес Корана, которое указывает на возникновение этой опасности в будущем мусульманской уммы:

Это (Коран) – не вымышленный хадис (слово), а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всего сущего, руководство к прямому пути и милость для уверовавших. (Коран, 12:111)

В этом аяте Бог подчеркивает, что Коран это не вымышленный хадис, но ясное руководство для уверовавших. Чего никак не могут уяснить для себя исламские традиционалисты. Они же все говорят, что Коран де недостаточно подробен и не содержит многих деталей, а потому и пытаются впихнуть в Ислам все свои придуманные хадисы, невежественные обычаи, традиции и малограмотные личностные пожелания. И хадисы для них играют первостепенную роль. Но ведь для человека, обладающего разумом и желанием слышать волю Бога, достаточно того чуда Корана, что мы привели выше, и он не будет искать себе человеческих измышлений, а обратится только лишь к слову Бога:

Ты можешь погубить себя от скорби, что они отворачиваются от истины, если они не уверуют в этот хадис (слова)? (Коран, 18:6)

И здесь мы видим из аята, что Пророк очень печалился из-за того, что люди не веруют в слова Корана. Пророк ведь не призывал ни к какому хадису кроме Корана. Как не призывал записывать свои слова. Если бы слова и изречения Пророка были источниками сути Ислама, Пророк Мухаммад непременно повелел бы записывать их, и если бы люди не верили в них, то он печалился бы и о том, что люди не веруют и в его слова. Но единственный хадис (слово), ради которого Пророк Мухаммад боролся и которое нес людям – было слово Корана. И единственное слово (хадис), которому Бог повелевает нам следовать в жизни, это слово Корана. Никаких указаний на другие слова (хадисы), которые мумин должен соблюдать в земной жизни, в Коране нет. Если бы изречения и слова Пророка Мухаммада также были бы непременными условиями соблюдения Господней веры, то не сомневайтесь, Бог указал бы нам это в Коране предельно ясно во многих аятах. Но то, что в Коране нет ни единого аята, указывающего на это обстоятельство, означает, что понятие хадис в его современном значении, было придумано много позже Корана и жизни самого Пророка Мухаммада.

Вот это - знамения Бога, и Мы читаем их тебе по Истине, - Тогда в какие же хадисы (слова) уверуют они после того, как им явилась слова Бога и Его знамений? (Коран, 45:6)

Бог вопрошает к нам в этом аяте. И защитники традиционалистского Ислама, будь то суннитские, будь то шиитские блюстители мазхабов, отвечают на этот вопрос Бога: мы веруем в Бухари, Муслима, хадисы двенадцати имамов и прочих жрецов.

Чье слово (хадис) речь правдивее слова Бога? (Коран, 4:87)

Пусть приведут слово, подобное ему (Корану), если они говорят правду. (Коран, 52:34)

Но вопреки этому разъяснению Корана в известном сборнике хадисов Абу Дауда открытым текстом пишется, что Пророку Мухаммаду были даны и другие слова (хадисы), подобные Корану. Однако эти слова как-то слабо согласуются с аятами Корана. Ведь, если посмотреть на тома хадисов, получается, что Пророку были даны слова (хадисы) много больше, чем текст самого Корана. Кроме того, эта традиционалистская логика открытым образом опровергает Господний аят, который мы привели выше, о том, что нет, и не может быть никакого слова (хадиса), подобного Корану.

Среди людей есть такие, которые покупают праздные слова (хадисы), чтобы сбивать других с пути Бога безо всякого знания, и высмеивает этот путь. Вот таковым уготованы унизительные мучения. (Коран, 31:6)

В 7-ям аяте той же Суры «Лукман» упоминается, что когда таким людям читаются аяты Корана, они отворачиваются от них. Но как было бы здорово, если эти люди, которые бахвалятся своими знаниями Корана, читали бы его не просто как песню, а читали его еще и понимая и вдумываясь в каждое его слово, и если бы их фанатичность, присущая всем мазхабам, немного уступила место открытому разуму и они попытались бы понять, что повелевает Коран. (Еще один пример, который мы будем рассматривать в 26-й главе - вопрос раджма (побивания камнями) – который вопреки повелению Корана применяется в мусульманских странах на основании только лишь хадисов).

В Коране только 2 раза в нижеприведенных аятах слово хадис употребляется в отношении Пророка Мухаммада:

О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу. А когда поедите, то расходитесь и не пускайтесь в слова (хадисы). Этим вы причиняете неудобство Пророку. (Коран, 33:53)

Вот Пророк сказал одной из своих жен тайное слово (хадис). Когда же она рассказала ее, и Бог открыл это ему, он сказал ей об этом частично, но не все, ибо утаил другое. (Коран, 66:3)

Как видно слово хадис в отношении Пророка Мухаммада упоминается в Коране только 2 раза. Но эти 2 упоминания не имеют никакого отношения к идеологии суннитских и шиитских мазхабов. Оба аята, вернее упоминание в них слова хадис в отношении Пророка, важны для наших споров с традиционалистами. Бог, ведающий обо всем предстоящем, употребляет слово хадис не в смысле некоего религиозного учения, в котором употребляют его суннитские и шиитские традиционалисты, а только лишь для описания бытовых разговоров Пророка, избавленных от какой-либо религиозной, доктринальной окраски. Кроме того, в обоих случаях слово хадис в отношении Пророка упоминается в негативной связи. Да и слово Сунна употребляется в Коране только в выражении «единственная действующая сунна – это Сунна Бога (путь Бога) (мы будем разбирать этот аят в 16-й главе книги).

Слово иджма и его производные, которое также представляется как еще один из источников религиозного знания об Исламе, также проходит в Коране только в отрицательно форме, что указывает на еще один феномен Корана, ведь слово иджма, также, как хадис и сунна в религиозном значении приобрели современный смысл много позже ниспослания Корана. (Касательно слова иджма и его производных см. Сура «Та-Ха» 20:60, Сура «Ступени» 7-:18, Сура «Клеветник» 104:2, Сура «Али Имран» 3:173, Сура «Али Имран» 3:157, Сура «Йунус» 10:58, Сура «Украшения» 43:32, Сура «Поэты» 26:38, Сура «Йусуф» 12:19, Суоа «Йунус» 10:71, Сура «Та Ха» 20:64, Сура «Ночной перенос» 17:88, Сура «Хадж» 22:73, Сура «Луна» 54:45, Сура «Повествование» 28:78, Сура «Поэты» 26:39, Сура «Поэты» 26:56, Сура «Луна» 54:44)

Что делать с достоверными хадисами?

Ответ на этот вопрос ясно вытекает из всего вышесказанного. Совершенно ясно, что среди хадисов есть десятки тысяч откровенно придуманных. Хадисы, которые противоречат Корану, привносят дополнительные положения, отсутствующие в Коране, противоречат логике и очевидным фактам и знаниям, совершенно точно являются вымышленными. Так же как ложью являются и хадисы, привносящие в Ислам дополнительные религиозные установления, отсутствующие в Коране, или те, что вносят дополнения в повествования Корана, которые ясны, совершенны и абсолютно понятны без каких-либо толкований и пояснений. Все остальные хадисы могут считаться достоверными только в случае их 100%-ного соответствия положениям Корана. Опять таки, обратите внимание, мы говорим, что они могут считаться достоверными, но не говорим, что они 100%-но достоверны. А на вопрос, что же делать с достоверными хадисами, ответим: «Мы не можем знать, какой из хадисов достоверен». То есть мы можем лишь вычленять из хадисов откровенно лживые, исходя из вышеприведенных критериев. Но никогда не можем категорично говорить, что тот или иной хадис категорически достоверен и идет из уст Пророка. Потому что все лживые хадисы, так же как и предположительно достоверные хадисы, были собраны одними и теми же людьми, в одно и то же время и по одним и тем же критериям отбора.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 726 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...