Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О любви и дружбе



Вместе с превращением средств производства в общественную собственность исчезнет также и наемный труд пролетариат, а следовательно и необходимость для известного, поддающемуся статистическому подсчету, числа женщин отдаваться за деньги. Проституция исчезнет, а моногамия, вместо того чтобы прекратить свое существование, станет наконец действительностью и для мужчин.

Положение мужчин т.о., во всяком случае, сильно изменится. Но и в положении женщин, всех женщин, произойдет значительная перемена. С переходом средств производства в общественную собственность, индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество одинаково будет заботиться обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачными. Благодаря этому отпадет беспокойство о «последствиях», которое в настоящее время составляет самый существенный общественный момент, – моральный и экономический, – мешающий девушке не задумываясь отдаться любимому мужчине. Не будет ли это достаточной причиной для постепенного возникновения более свободных половых отношений, а вместе с тем и более снисходительного подхода общественного мнения к девичьей чести и к женской стыдливости? И наконец разве мы не видим, что в современном мире моногамия и проституция, хотя и составляют противоположности, но противоположности неразделимые, полюсы одного и того же общественного порядка. Может ли исчезнуть проституция, не увлекая за собой в пропасть и моногамию? Здесь вступает в действие новый момент, который к моменту развития моногамии существовал самое большое в зародыше – индивидуальная половая любовь. Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения от эроса древних.

Во – первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласия. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу, что в древности бывало разве только в случае нарушения супружеской верности. И, наконец, появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том была ли она брачной или внебрачной, но и о том возникала она по взаимной любви или нет? К.Маркс и Ф.Энгельс т.21 с.78-80

Но что придет на смену? Это определится когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений кроме подлинной любви; ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами как им поступать и сами выработают соответствующее этому общественное мнение о поступках каждого в отдельности – и точка. К.Маркс и Ф.Энгельс т.21 с.84-85

Истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже в робости влюбленного в отношении к своему кумиру, но отнюдь не в непринужденном проявлении страсти и высказывании преждевременной фамильярности (31, 435) К.Маркс

Свободная от всяких сомнений вера в неподдельность любви, которую выражает влюбленный, есть, для возлюбленной, высшее наслаждение собой, есть ее вера в самое себя (42, 175-176) К.Маркс

Непосредственное чувство – плохой сочинитель. Письмо, которое возлюбленный в глубоком волнении пишет своей возлюбленной, не есть образец стилистики, но именно эта неясность выражения является наиболее ясным, очевидным и трогающим сердце выражением той власти, какую имеет любовь над автором письма. Власть любви над автором письма не что иное как власть возлюбленной над ним (42, 175) К.Маркс

Если ты любишь не вызывая взаимности т.е., если твоя любовь, как любовь, не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна и она – несчастье (42, 151) К.Маркс

Обыденные привычки, которые, в результате близости, целиком захватывают человека и принимают форму страсти, перестают существовать, лишь только исчезает из поля зрения их непосредственный объект. Глубокие страсти, которые в результате близости своего объекта принимают форму обыденных привычек, вырастают и вновь обретают присущую им силу под волшебным действием разлуки (29, 425) К.Маркс

…Та разносторонность, которая навязывается современным образованием и воспитанием и тот скептицизм, который заставляет нас подвергать сомнению все субъективные и объективные впечатления, только и существуют для того, чтобы сделать всех нас мелочными, слабыми брюзжащими и нерешительными. Однако не любовь к фейебаховскому «человеку», к молешоттовскому «обмену веществ», к пролетариату, а любовь к любимой…делает человека снова человеком в полном смысле этого слова (29, 435) К.Маркс

…В каждом крупном революционном движении вопрос о «свободной любви» выступает на передний план. Для одних это – революционный прогресс, освобождение от старых традиционных уз, переставших быть необходимыми; для других – охотно принимаемое учение, удобно прикрывающее всякого рода свободные и легкие отношения между мужчиной и женщиной (21, 8) Ф.Энгельс

…Мне ненавистно всякое аскетическое уродство, никогда не стану осуждать я грешную любовь, но мне больно, что строгая нравственность грозит исчезнуть, а чувственность пытается возвести себя на пьедестал(41, 119) Ф.Энгельс

…В суете этого мира дружба, – единственное, что имеет значение в личной жизни… (32, 449) К.Маркс

Древние – кажется, Эсхин, – говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде! Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах (30, 510) К.Маркс





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 187 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...