Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Женское движение



Побуждение социальной активности женщин

Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента. Общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола…(32, 486) К.Маркс

…Трудящаяся женщина, вследствие своих особых физиологических функций, нуждается в особой защите от капиталистической эксплуатации… (36, 293) Ф.Энгельс

…Втянуть в политику массы нельзя без того чтобы не втянуть в политику женщин (42, 368) В.Ленин

Пролетариат не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы для женщин (40, 158) В.Ленин

Женщины в социалистическом строительстве

…Не привлекая женщин к общественной службе, к милиции, к политической жизни, не вырывая женщин из их отупляющей домашней и кухонной обстановки, нельзя обеспечить настоящей свободы, нельзя строить даже демократии, не говоря уже о социализме (31, 43) В.Ленин

…Первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества (21, 77) Ф.Энгельс

Освобождение женщины станет возможным только тогда, когда она сможет в крупном общественном масштабе участвовать в производстве, а работа по дому будет занимать ее лишь в незначительной мере (21, 162) Ф.Энгельс

Действительное равноправие женщины до сих пор оставалось таковым, что его называют рабским; женщина задавлена своим домашним хозяйством и от этого положения ее может спасти, только социализм. Только тогда, когда мы от мелких хозяйств перейдем к общему и к общей обработке земли, только тогда будет полное освобождение и раскрепощение женщин (37б 186) В.Ленин

Настоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм начнется только там, и тогда, где и когда начнется массовая борьба (руководимая владеющим государственной властью пролетариатом) против…мелкого домашнего хозяйства или вернее массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство (39, 24) В.Ленин

Наука

Развитие науки

…Развитие науки, этого идеального и вместе с тем практического богатства, является лишь одной из сторон, одной из форм, в которой выступает развитие производительных сил человека, т.е. развитие богатства (46, II, 33) К.Маркс

Если…техника в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше чем десяток университетов (39, 174) Ф.Энгельс

Уразумение того, что вся совокупность процессов природы находится в систематической связи, побуждает науку выявлять эту систематическую связь повсюду, как в частностях так и в целом (20, 35-36) Ф.Энгельс

Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает, лишь обманчивую видимость вещей (16, 131) К.Маркс

Подобно тому, как одна форма движения развивается из другой, так и отражение этих форм различные науки должны с необходимостью вытекать одна из другой (29, 565) Ф.Энгельс

В науке нет широкой столбовой дороги и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам (23, 25; 33, 365) К.Маркс

Коль скоро речь идет о «человеке науки», экономической науки, то у него не должно быть идеала, он вырабатывает научные результаты, а когда он еще и партийный человек, то он борется за то чтобы эти результаты были применены на практике. Человек, имеющий идеал не может быть человеком науки, ибо он исходит из предвзятого мнения (36, 170) Ф.Энгельс

…Профессиональные купцы, как и профессиональные адвокаты, легко привыкают смотреть на дело которым они непосредственно заняты, лишь с одной, наиболее выгодной для них стороны, между тем как при занятии научными предметами необходимо, прежде всего, отделаться от этого свойства (32, 531) Ф.Энгельс

Крах политической экономики капитализма

Если норма прибыли большого капитала уменьшается, но не пропорционально его величине, то возрастает валовая прибыль, несмотря на уменьшение нормы прибыли (н.п.). Если н.п. уменьшается пропорционально его величине, то валовая прибыль остается той же самой, как и у меньшего капитала; остается стационарной. Если н.п. уменьшается в большей пропорции чем возрастает его величина, то валовая прибыль большего капитала по сравнению с меньшим, уменьшается вместе с уменьшением н.п.

Это во всех смыслах важнейший закон современной политической экономии и наиболее существенный для понимания труднейших отношений. С исторической точки зрения это важнейший закон. Этот закон, несмотря на свою несложность, до сих пор никем не был понят и еще никогда сознательно не формулировался

Т.к. это уменьшение н.п. равнозначно: 1)Уже произведенной производительной силе и той материальной основе, которую она образует для нового производства (а это одновременно предполагает огромное развитие мощи науки); 2) Уменьшению той части уже произведенного капитала, которая обменивается уже на непосредственный труд, т.е. уменьшению непосредственного труда, требующего для воспроизводства огромной стоимости выражающейся в большой массе продуктов по низким ценам ибо общая сумма цен равняется воспроизведенному капиталу плюс прибыль; 3)Размеру капитала вообще, в том числе и его части, не являющейся основным капиталом; следовательно колоссальному развитию сношений большей сумме меновых операций, величине рынка и всесторонности одновременного труда; развитию средств сообщения и т.д., наличию фонда потребления необходимого для этого огромного процесса (рабочие едят, нуждаются в жилье и т.д.) –

то обнаруживается, что уже наличная материальная, уже выработанная, существующая в форме основного капитала производительная сила как «мощь науки», как и население и т.д. – словом, все условия богатства, т.е. для богатого развития социального индивида, – иначе говоря, вызванное самим капиталом всего исторического развития, развитие производительных сил, достигнув определенного пункта, снимает самовозрастание капитала вместо того чтобы полагать его.

За пределами известного пункта развитие производительных сил становится для капитала преградой; следовательно – капиталистические отношения становятся преградой для развития производительных сил труда. Достигнув этого пункта капитал, т.е. наемный труд, вступает в такое же отношение к развитию общественного богатства и производительных сил, в каком оказались цеховой строй, крепостничество, рабство и, как оковы, сбрасываются с необходимостью. Последняя рабская форма, которую принимает человеческая деятельность – с одной стороны форма наемного труда, а с другой – форма капитала тем самым совлекается, и само это совлечение есть результат способа производства, соответствующего капиталу; материальные и духовные условия отрицания наемного труда и капитала, которые сами уже представляют собой отрицание прежних форм несвободного общественного производства,сами являются результатом капиталистического процесса производства.

Возрастающее несоответствие между производительным развитием общества и его наличными производственными отношениями находит себе выражение в резких противоречиях, кризисах, судорогах. Насильственное уничтожение капитала не в силу внешних для него обстоятельствах, а как условие его самосохранения, есть та наиболее разительная форма, в которой ему дается совет уйти и уступить место более высокому состоянию общественного производства. Производительное развитие общества – это не только растущая мощь науки, но и масштаб, в котором уже положена, как основной капитал, размер, широта ее реализации и охвата всей совокупности производства. Это также рост населения и т.д. словом, – развитие всех моментов производства; ибо производительная сила труда так же как и применение машин зависит от численности населения, рост которого уже сам по себе является как предпосылкой так и результатом роста потребительских стоимостей, подлежащих воспроизводству, а, следовательно, и потреблению.

Т.к. рассматриваемые нами понижение прибыли равносильно сравнительному уменьшению непосредственного труда по отношению к величине овеществленного труда, воспроизводимого и вновь создаваемого непосредственным трудом, то капитал попытается сделать все, чтобы компенсировать уменьшение пропорции живого труда к величине капитала вообще, а поэтому также уменьшение отношения прибавочной стоимости, взятой в форме прибыли к предпосланному капиталу, сокращая долю необходимого труда и еще больше увеличивая количество прибавочного труда, по сравнению со всем применяемым трудом. Поэтому высшее развитие производительной силы, наряду с величайшим увеличением существующего богатства будет совпадать с обесцениванием капитала, деградацией рабочего и максимальным истощением его жизненных сил.

Эти противоречия приводят к взрывам, катаклизмам, кризисам, при которых внезапное прекращение труда и уничтожение значительно части капитала, последний насильственно сводится к уровню, на котором он сможет продолжать функционировать.

Конечно, эти противоречия приводят к взрывам, кризисам, при которых внезапное прекращение всякого труда и уничтожение значительной части капитала насильственно возвращают его к тому уровню, на котором он в состоянии полностью применять свои производительные силы не совершая самоубийства. Но эти регулярно повторяющиеся катастрофы приводят к повторению их в большем масштабе, а в конечном счете, к насильственному свержению капитала. К.Маркс и Ф.Энгельс т.46 с. 262-264

Норма прибыли – это движущая сила капиталистического способа производства; производится только то и постольку, что и поскольку можно производить с прибылью. Отсюда страх английских экономистов перед понижением нормы прибыли. Тот факт, что даже одна возможность этого тревожит Рикардо, свидетельствует как раз о глубоком понимании им условий капиталистического производства. Наиболее значительно у Рикардо именно то, в чем его упрекали: что при исследовании капиталистического производства, он не занимаясь «людьми», обращает внимание только на развитие производительных сил, каких бы человеческих жертв и капитальных стоимостей оно не стоило. Развитие производительных сил общественного труда, – это историческая задача и оправдание капитала. Именно этим он бессознательно создает материальные условия более высокой формы производства. Рикардо беспокоит то, что норме прибыли, которая является стимулом капиталистического производства, а вместе с тем и условием и двигателем накопления, угрожает опасность, вследствие развития самого производства. А количественное отношение здесь – все. В действительности, в основе этого лежит нечто более глубокое, что он только смутно сознает. В этом обнаруживается чисто экономическим образом, т.е. с буржуазной точки зрения в пределах капиталистического понимания, с т. зр. самого капиталистического производства, ограниченность последнего, его относительность, то, что оно не абсолютный, а лишь исторический способ производства, соответствующий известной ограниченной эпохи развития материальных условий производства. К.Маркс т.25 ч.1 с. 281-285

Абсолютное увеличение числа наемных рабочих, несмотря на его относительное уменьшение, только и отвечает потребности капиталистического способа производства. Для этого способа производства рабочие становятся уже лишними, как только исчезает необходимость заставлять их работать в течении 12-15 часов ежедневно. Если бы развитие производительных сил уменьшило абсолютное число рабочих, т.е. в действительности дало бы возможность всей нации совершать свое производство в более короткое время, то это вызвало бы революцию, потому что большинство населения оказалась бы не у дел. В этом снова обнаруживается специфическая граница капиталистического производства, а также то,что оно не является абсолютной формой развития производительных сил и производства богатства, что напротив,в известный момент оно вступает в коллизию с этим развитием. Частично такая коллизия проявляется в периодических кризисах, которые происходят оттого, что то одна то другая часть работающего населения делается излишней в своей старой профессии.

Предел капиталистического производства – избыточное время рабочих. Абсолютное излишнее время, выигрываемое обществом, не интересует капиталистическое производство. Развитие производительной силы важно для него лишь постольку поскольку оно увеличивает прибавочное рабочее время рабочего класса, но не постольку оно вообще сокращает рабочее время для материального производства; таким образом, капиталистическое производство вращается в противоречиях. К.Маркс т.25 ч.1 с.289-290

Философия – «духовное оружие» пролетариата

Философия, пока в ее, покоряющем весь мир, абсолютно свободном сердце, бьется хоть одна еще капля крови, всегда будет заявлять, – вместе с Эпикуром, – своим противникам:

«Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы

а тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах»

Философия этого не скрывает. Признание Прометея:

«По правде всех богов я ненавижу»

есть ее собственное признание, ее собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов… (40, 153) К.Маркс

… Всякая истинная философия, есть духовная квинтэссенция своего времени…(1, 105) К.Маркс

Философия вступает в мир при криках ее врагов; но и враги философии внутренне заражаются ею и они выдают это своим диким воплем о помощи против пожара ее идей. Этот крик ее врагов имеет для философии такое же значение, какое имеет первый крик ребенка для тревожно прислушивающейся матери (1, 106) К.Маркс

Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие (1 428) К.Маркс

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его (3, 4; 42, 263) К.Маркс

…Современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше в стоящей над прочими науками философии (19, 207) Ф.Энгельс

Требовать от философии разрешения всех противоречий, значит требовать, чтобы один философ сделал такое дело, какое в состоянии выполнить только все человечество в своем поступательном развитии(21, 278) Ф.Энгельс

Для диалектической философии нет ничего, раз навсегда, установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу (21, 276) Ф.Энгельс

Какую бы позу не принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия. Вопрос лишь в том, желают ли они, чтобы над ними властвовала бы какая-нибудь скверная, модная философия или же они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления,которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями (20, 525) Ф.Энгельс

…Без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материализмом (45, 29-30) В.Ленин

Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм (29, 248) В.Ленин

О человеке судят не потому, что он о себе говорит или думает, а по делам его. О философах надо судить не по тем вывескам, которые они сами на себя навешивают,… а по тому, как они на деле решают основные теоретические вопросы, с кем они идут рука об руку,чему они учат и чему они научили своих учеников и последователей (18, 228) В.Ленин

Изучение противоречия в самой сущности предметов

…Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я – материалист, а Гегель – идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод (32, 448) К.Маркс

В своем рациональном мире, диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает, в то же время, понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также, и с ее преходящей стороны, она не перед чем не преклоняется и, по самому существу своему, критична и революционна (23, 22) К.Маркс

…В природе, сквозь хаос бесчисленных изменений, прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий, – те самые законы, которые проходя красной нитью и через историю развития человеческого мышления, постепенно доходят до сознания мыслящих людей (20, 11) Ф.Энгельс

К диалектическому пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому накопляющимися фактами естествознания; но его можно легче достигнуть, если к диалектическому характеру этих фактов подойти с пониманием законов диалектического мышления (20, 14) Ф.Энгельс

…Диалектика в нашей голове, – это только отражение действительного развития, которое совершается в мире природы и человеческого общества и подчиняется диалектическим формам (38, 177) Ф.Энгельс

Люди мыслили диалектически задолго до того, как узнали что такое диалектика, точно также как они говорили прозой задолго до того, как появилось слово «проза» (20, 146) Ф.Энгельс

…Мышление должно охватить все «представление» в его движении, а для этого мышление должно быть диалектическим (29, 209) В.Ленин

Вкратце, диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей (29, 203) В.Ленин

Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе на более высокой базе («отрицание отрицания») развитие, так сказать, по спирали а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - «перерывы постепенности»; превращение количества в качество»; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый закономерный мировой процесс движения – таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии (26, 55) В.Ленин

Не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике… нет, а отрицание, как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т.е. без всяких колебаний, без всякой эклектики (29, 207) В.Ленин

Диалектика требует всестороннего исследования данного общественного явления в его развитии и сведения, внешнего кажущегося к коренным движущим силам, к развитию производительных сил и к классовой борьбе (26, 223) В.Ленин

Основное положение диалектики: абстрактной истины, нет истина всегда конкретна… В.Ленин

Капитализм и наука

Капитал не создает науки, но он эксплуатирует ее, присваивает ее для нужд процесса производства (47, 554) К.Маркс

…Естественные науки используются капиталом в качестве средства обогащения и таким путем сами становятся средством обогащения для тех, кто развивает науку…(47, 556) К.Маркс

Применение природных агентов, – в известной степени включение их в состав капитала, – совпадает с развитием науки, как самостоятельного фактора процесса производства. Если процесс производства становится применением науки, то наука наоборот становится фактором так сказать функцией процесса производства (47, 553) К.Маркс

Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства – такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастности фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала (23, 40) В.Ленин

Социализм и наука

…Лишь рабочий класс может…превратить науку из орудия классового господства в народную силу, превратить самих ученых из пособников классовых предрассудков, из честолюбивых государственных паразитов и союзников капитала в свободных тружеников мысли! Наука может выполнять свою истинную роль только в Республики Труда (17, 559) К.Маркс

…При разумном строе…духовный элемент, конечно, будет принадлежать к числу элементов производства и найдет свое место среди издержек производства и в политической экономии (1, 555) Ф.Энгельс

…Только социализм освободит науку от ее буржуазных пут от ее порабощения капиталу, от ее рабства перед интересами грязного капиталистического корыстолюбия (36, 381) В.Ленин





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...